Этапы развития речевых навыков:статья!
По теме и без...Этапы речевого развития
Возрастные рамки начала появления данного явления указаны средние, на начальных этапах развития индивидуальные различия могут достигать нескольких дней, а на поздних – несколько недель.
С 3 недели – вокализации это короткие или певучие звуки, в которых выражается состояние ребенка, начиная от восторга (вскрики, визг) и до напряженного сосредоточения ( гукание );
1 месяц – при звуках речи может перестать плакать, сосредоточиться;
1 - 3 месяца – ребенок улыбается, если к нему обращаются с речью;
1 - 3 месяца – поворачивает голову по направлению к источнику звука человеческого голоса в ответ на него;
1,5 – 3 месяца – гуление: произнесение звуков «а», «ы» , «у», иногда в сочетании с «г», постепенно появляются звуки а-а-бм-бм, блъ, у- гу, бу (гуление у всех народов одинаково);
3 – 5 месяцев – произносит гласные и согласные
звуки во время гуления, появляются звуки гн-агн, ля-аля, рн и т. П.;
5 месяцев – мягкие гласные: «я» и «и» чаще в сочетании с согласным;
6 месяцев – остаются звуки только родного
языка;
6 – 7 месяцев – гуление переходит в лепет, произносит одинаковые слоги: «ма-ма-ма», «дя- дя-дя», «ба-ба-ба». Ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить ряды слогов; расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за
взрослыми.
7 месяцев – узнает голоса близких;
7 – 9 месяц – появляются «п», «т», «д», «н»,зубные и зубно-носовое «нг»;
8 – 9 месяцев – реагирует на свое имя;
8 – 11 месяцев – начинает понимать слова и жесты, подражает звукам речи взрослых;
9 месяцев – хлопает в ладоши по речевой инструкции, выполняет простые словесные
инструкции, дополняемые жестами;
9 – 10 месяц – появляются «в», «ла», «с» и очень отчетливо «к» и «г». Позже всего появляются
шипящие и свистящие звуки;
9 – 10 месяцев – появляются первые «нормативные», предметно отнесенные слова,
соответствующие лексической системе данного языка;
10 - 11 месяцев – прислушивается к речи, музыке, понимает названия отдельных предметов, поворачивает к ним голову, может показать рукой при вопросе «Где часы?» и т.п.;
11-13 месяцев – появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых
слогов («папа», «мама», «баба», «дядя»;
12 месяцев – словарь из 5 – 9 слов, появляется звук «о»;
1 год и 6 месяцев – может произнести 20 – 50 слов, "говорит на своем языке" - произносит
множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие "папа", "мама", "деда", "баба" и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: "папа", "мама", "на", "да", "дай" и т.п. Показывает где у куклы глазки, носик и т.д., те же части тела показывает и
других.
1 год 8 месяцев – 1 год и 10 месяцев – Активно произносит двухсложные слова: "тетя", "кися" и
два слога их трехсложных слов ("синя" - машина). При произношении слов опускает первый звук в слове или конечный согласный. Использует именительный и винительный падежи для обозначения места; 2 года - понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»). Звуки может произносить правильно: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Пропускает или заменяет свистящие звуки (с, з, ц),
шипящие (ш, ж, ч, щ,) и сонорные (р, л,), появляются вопросы «Что?», «Где?», «Куда?»;
2 года – 2 года 2 месяца – говорит словосочетания: "мама Лена". Строит предложения из двух слов: "мама, дай", "баба, ди (иди)". Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов: "положи мяч стол". Использует дательный падеж для обозначения лица: "дай Вове", обозначает направление, опуская предлог: "иди маме". Использует
творительный падеж в значении орудийности действия: "бить молотком", предложный падеж со значением места: "лежит сумке". Словарь ребенка состоит 50 – 200 слов;
2 года 2 месяца - 2 года 6 месяцев - Произносит простые предложения из трех - четырех слов. Сложносочиненные предложения: "это мой большой мишка". Начинает употреблять в речи
предлоги
2 года 6 месяцев – словарь расширяется до нескольких сотен слов, употребляет в своей речи фразы, состоящие из 3 – 5 слов, правильно произносит звуки: с, з, л.;
3 года – повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том
числе сложноподчиненные предложения: "когда папа придет с работы, мы пойдем гулять". Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка. Правильно использует множественное
число, правильно использует местоимения «Я», «ты», «он». Выдумывает забавные словечки и
выражения. Ребёнок называет своё имя, пол и возраст. Словарь включает к трем годам 300 – 400 слов, к концу около 1000 слов;
3 – 4 года – различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли – ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель. Появляются вопросы «Почему?», «Когда?». Односложно отвечают на
вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций. Повторяют за
взрослым рассказ из 3 — 4-х предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок, понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без неё. Может оценить своё и чужое произношение, задаёт вопросы о значении слов;
4 года – должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения, правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а так же звуки ц. Исчезает смягчённое произношение согласных. Словарь 1600 – 2000 слов;
4 – 5 лет – употребляют существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризуют состояние и настроение людей; используют существительные, обозначающие
названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги. Может группировать предметы по классам: одежда, посуда, птицы и т.п.
Пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь. Поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы;
5 лет – использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из- за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо - железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных. Словарь 1900 – 2200 слов;