Отсюда:Меня пригласили на конференцию на экономическом факультете МГУ, в рамках ломоносовских торжеств. Разговор пойдёт об интеллекте - интеллектуальной экономике, интеллекте как факторе развития, экономике знаний и т.п. Эта тема мне очень близка. Вот о чём я скажу на этом чрезвычайно интеллектуальном собрании.
НЕВЕЖЕСТВО И МРАКОБЕСИЕ - МОТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ
Профессор Катасонов рассказал в ЛГ. Он любит задавать студентам такой вопрос: «Что является главным ресурсом современной экономики?» Ответы разные: нефть, деньги, знания. И всё мимо. «Главный ресурс современной экономики, - торжественно возглашает профессор, - это дурак. Ему можно впарить всё». Смех в зале.
Забавно, правда? А на самом деле это не шутка, а, как говаривал Остап Бендер, «медицинский факт». Мотором современного развития являются невежество и мракобесие.
«ОСТАНОВИМ ЕЁ И РАССПРОСИМ: «КАК ДОШЛА ТЫ ДО ЖИЗНИ ТАКОЙ?»
Человечество достигло максимума своей научно-технической мощи в 60-е годы ХХ века. После этого ничего радикального в науке и технике не произошло. Движущей силой этого развития была ракетно-ядерная гонка. Символом и апофеозом научно-технической мощи был выход человека в Космос.
В это время научная профессия была самой модной и престижной, бородатые физики были героями книг и фильмов, их любили девушки, им подражали «юноши, обдумывающие житьё». Я помню, насколько был моден Космос в моё детство - в 60-е годы. Мы знали на память всех космонавтов, я, помнится, выпускала стенгазету с заголовком, которым очень гордилась: «Новая веха космической эры - радиограмма с далёкой Венеры».
Был огромный спрос на инженеров-физиков, математиков. Именно физик был в те времена современной версией «добро молодца». Каждая эпоха порождает свою версию героя нашего времени - так вот тогда это был учёный-физик. Лучшие, умнейшие поступали матшколы, а потом в какой-нибудь МИФИ или МФТИ. Очевидно: чтобы один стал мировым чемпионом, тысячи должны начать играть в футбол в дворовой команде. Точно так и чтобы один совершил мировое открытие, мириады должны выйти на старт: прилично учить физику-математику, морщить лоб над задачкой из журнала «Квант», стремиться к победе в районной олимпиаде. И все эти занятия должны быть модными, уважаемыми, престижными. Так тогда и было. Быть умным считалось модно. В моё детство был альманах «Хочу всё знать!» - там писали по большей части о науке и технике. И дети в самом деле хотели это знать.
Уже в 70-е годы словно закончилось горючее в ракете и она вышла на баллистическую орбиту. Всё шло вроде по-прежнему, но шло по инерции, душа мира ушла из этой сферы жизни. Напряжение ракетно-ядерной гонки начало сходить на нет. Постепенно ядерные сверхдержавы перестали взаправду бояться друг друга и ожидать друг от друга ядерного удара. Страх стал скорее ритуальным: советской угрозой пугали избирателей и конгрессменов в Америке, а «происками империализма» - в СССР. То есть гонка вооружений продолжалась: большое дело вообще обладает колоссальной инерцией, просто так его не остановишь: вон у нас советская жизнь до сих пор не до конца развалилась. (Я имею в виду и техническую инфраструктуру, и броделевские «стркутуры повседневности»).
Гонка вооружений продолжалась, но такого, чтоб министр обороны США выбросился из окна с криком: «Русские идут!» - такого уже быть не могло. Гонка вооружений со временем утратила свою пассионарность, стала делом не боевым, а всё больше бюрократическим.
Научно-технические требования правительств к своим научным сообществам понижались. Политическое руководство уже не говорило учёным, как тов. Берия тов.Королёву, сидя в укрытии на атомном полигоне: «Если эта штука не взорвётся, я тебе голову оторву!».
Соответственно и научная профессия, оставаясь по-прежнему престижной, всё более и более становилась просто одной из профессий, не более того.
Из анналов истории нашей семьи. Отец и дядя моего мужа на рубеже в начале 50-х годов поступили в институты: мой свёкор в Бауманский, а его брат - в МГИМО. Так вот тот, кто поступил в Бауманский, считался в своём окружении более удачливым и. так сказать, крутым, чем тот, кто поступил в МГИМО. Уже в моё время, в 70-х годах, шкала престижа изменилась на обратную.
Проявлением этого нового духа оказалась знаменитая Разрядка напряжённости, под знаком которой прошли 70-е годы. Всерьёз в военную угрозу никто не верил, не строил бункеры в огороде, не запасался противогазами. Тогда восторженные певцы Разрядки говорили, что это - истинное окончание Второй мировой войны, истинный переход к миру. Вполне возможно, в духовном, психологическом смысле именно так и было.
Соответственно и мода на науку, на естественно-техническое знание, на научный образ мышления - постепенно сходила на нет. Наука ведь не способна развиваться на собственной основе, из себя. Задачи ей всегда ставятся извне. В подавляющем большинстве случаев это задачи совершенствования военной техники. Из себя научное сообщество способно породить только то, что называется «удовлетворением собственного любопытства за казённый счёт».
В 60-70-е годы научный способ мышления (т.е. вера в познаваемость мира, в эксперимент и логическую его интерпретацию) всё больше уступала месту разного рода эзотерическим знаниям, мистике, восточным учениям. Рационализм и свойственный науке позитивизм стал активно расшатываться. В Советском Союзе это официально не дозволялось, что только подогревало интерес. Великий бытописатель советского общества Юрий Трифонов запечатлел этот переход в своих «городских» повестях. Инженеры, научные работники - герои его повестей - вдруг дружно впадают в мистику, эзотерику, организуют спиритические сеансы. На Западе в это же время распространилась мода на буддизм, йогу и т.п. учения, далёкие от рационализма и научного подхода к действительности.
Это было одной и предпосылок того, что произошло дальше. Были и другие мощные предпосылки.
«ЖИТЬ СТАЛО ЛУЧШЕ, ЖИТЬ СТАЛО ВЕСЕЛЕЙ»
Примерно в 60-е годы прогрессивное человечество настигла своеобразная напасть.
Примерно в 60-70-е годы в ведущих капиталистических странах случилось то, чего не оно, человечество, не знало с момента изгнания из рая. То, что об этом никто не трубил и не трубит, лишний раз подтверждает неоспоримое: и в своей маленькой жизни, и в общей жизни человечества люди отцеживают пустяки, а большое и главное - даже не замечают. Так что же такое случилось?
Случилось страшное.
Базовые бытовые потребности подавляющего большинства обывателей оказались удовлетворенными.
Что значит: базовые? Это значит: естественные и разумные. Потребности в достаточной и здоровой пище, в нормальной и даже не лишённой определённой красоты одежде по сезону, в достаточно просторном и гигиеничном жилье. У семьи завелись автомобили, бытовая техника.
Ещё в 50-е и в 60-е годы это было американской мечтой - мечтой в смысле доступным далеко не всем. В Англии 50-х годов даже родилось такое слово subtopia - склеенное из двух слов «suburb» (пригород) и «utopia»: мечта о собственном домике в пригороде, оснащённым всеми современными удобствами.
Пару лет назад назад блогер Divov разместил в своём журнале интересный материал на эту тему. Это перевод фрагмента воспоминаний о жизни в Англии, в провинциальном шахтёрском городке рубежа 50-х и 60-х годов. Так вот там на весь городок была одна (!!!) ванная, «удобства» у всех жителей были на дворе, содержимое ночных горшков к утру покрывалось льдом, мама стирала в корыте, фрукты покупались только когда кто-то заболевал, а цветы - когда умирал.
Так вот достаточный житейский комфорт и обеспеченность стали доступны примерно двум третям населения в конце 60-х - начале 70-х годов. С напряжением, с изворотами, но - доступны. Речь, разумеется, идёт о «золотом миллиарде».
Прежде этого не было никогда в истории и нигде в мире! До этого нормой жизни простолюдинов была бедность. И повседневная напряжённая борьба за кусок хлеба. Так было во всех - подчёркиваю: всех! - странах мира. Перечитайте под этим углом зрения реалистическую литературу от Гюго и Диккенса до Ремарка и Драйзера, почитайте «Римские рассказы» 50-х годов итальянского писателя Альберто Моравиа - и вам всё станет ясно.
И вот всё дивно изменилось. Нормальный, средний работающий обыватель получил сносное жильё, оснащённое современными удобствами и бытовой техникой, он стал прилично питаться, стал покупать новую одежду.
Мне доводилось беседовать с пожилыми европейцами, которые помнят этот тектонический сдвиг, этот эпохальный переход, этот … даже и не знаю, как его назвать, до того он эпохальный. Помню, один итальянец рассказывал, как после войны у него была мечта: съесть большую тарелку щедро сдобренных сливочным маслом макарон. А в на излёте 60-х годов он вдруг обнаружил, что «non mi manca niente» - дословно «у меня ничего не отсутствует». А это ужасно! Что же получается? Человек отодвигает тарелку и говорит: «Спасибо, я сыт»? Что же дальше?
Иными словами, модель развития, основанная на удовлетворении нормальных потребностей на заработанные людьми деньги, исчерпала себя. У людей не было и не предвиделось ни роста наличных денег, ни роста потребностей. Бизнес мог расти только с ростом населения, которое тоже как назло прекратило рост в развитых странах.
Достоевский в «Подростке» пророчил. Наестся человек и спросит: а что же дальше? Смысл ему жизни подавай. Или иные какие цели.
Но в реальности спросил не человек. Его опередили. Опередил глобальный бизнес. Он первый спросил «Что дальше?» и первый нашёл ответ.
Капитализм не может существовать без экспансии. Глобальному бизнесу нужны новые и новые рынки сбыта. И эти рынки были найдены. Они были найдены не за морями (там уже было к тому времени нечего ловить), а В ДУШАХ ЛЮДЕЙ.
Капитализм начал уже не удовлетворять, а создавать всё новые, и новые потребности. И триумфально их удовлетворять. Так, операторами сотовой связи создана потребность непрерывно болтать по телефону, фармацевтическими корпорациями - потребность постоянно глотать таблетки, фабрикантами одежды - менять её чуть не каждый день и уж во всяком случае - каждый сезон.
Можно также создавать новые опасности - и защищать от них с помощью соответствующих товаров. Защищают от всего: от перхоти, от микробов в унитазе, от излучения сотового телефона. Как маркетолог могу сказать, что на российском рынке лучше всего идёт модель «бегство от опасности».
На первый план вышел маркетинг. Что такое маркетинг? В сущности, это учение о том, как впендюрить ненужное. То есть как сделать так, чтобы ненужное показалось нужным и его купили. Почему маркетинга не было раньше, в ХIХ, положим, веке? Да потому, что нужды в нём не было. Тогда производились нужные товары и удовлетворялись реальные потребности. А когда нужно стало выдумывать потребности ложные - вот тогда и понадобился маркетинг. Такова же роль тотальной рекламы.
Маркетологи испытывают профессиональную гордость: мы не удовлетворяем потребности - мы их создаём. Это в самом деле так.
Для того чтобы люди покупали что попало, разумные доводы отменили. Поскольку речь идёт о навязанных и ложных потребностях - рационально обсуждать их опасно. Очень легко может оказаться, что они - ложные, а то, о чём, говорят, не существует в природе и вообще не может существовать в силу законов приоды. Навязывание потребностей происходит строго на эмоциональном уровне. Реклама апеллирует к эмоциям - это более низкий пласт психики, чем разум. Ниже эмоций - только инстинкты. Сегодня реклама всё больше апеллирует прямо к ним.
Для того, чтобы процесс шёл бодрее, необходимо устранить препятствие в виде рационального сознания, привычек критического мышления и научных знаний, распространённых в массах. Очень хорошо, что эти привычки и знания стали расшатываться ещё на предыдущем этапе. Всё это мешает глобальной экспансии капитализма! Это мешает продавать горы ненужных и пустых вещей.
Вообще, включать критическое и рациональное мышление сегодня - не требуется. Это не модно, не современно, не trendy. С.Г. Кара-Мурза постоянно говорит о манипуляции сознанием (собственно, одноимённая книжка и принесла ему известность). Это не совсем так. Глобальный капитализм замахивается на задачу более амбициозную, чем манипуляция сознанием. Манипуляция сознанием - это всё-таки точечное жульничество, разовая подтасовка. А сейчас речь идёт о глобальном формировании идеального потребителя, полностью лишённого рационального сознания и научных знаний о мире. Известный философ Александр Зиновьев верно сказал, что идеальный потребитель - это что-то вроде трубы, в которую с одного конца закачиваются товары, а из другого они со свистом вылетают на свалку.
Кто такой идеальный потребитель? Это абсолютно невежественный, жизнерадостный придурок, живущий элементарными эмоциями и жаждой новизны. Можно сказать, не придурок, а деликатнее - шестилетний ребёнок. Но если в тридцать лет у тебя психика шестилетнего - ты всё рано придурок, как ни деликатничай. У него гладкая, не обезображенная лишними мыслями физиономия, обритая бритвой «жилет», белозубая улыбка, обработанная соответствующей зубной пастой. Он бодр, позитивен, динамичен и всегда готов. Потреблять. Что именно? Что скажут - то и будет. На то он и идеальный потребитель. Он не будет ныть: «А не что мне новый айфон, когда я старый-то не освоил? И вообще мне это не надо». Ему должно быть надо - всё. Схватив новую игрушку, он должен немедленно бросать прежнюю.
Он должен постоянно перекусывать, испытывая «райское наслаждение» и при этом героически бороться с лишним весом. И при этом не замечать идиотизма своего поведения. Он должен постоянно болтать по телефону, и при этом исступлённо экономить на услугах сотовой связи. Он должен (это уже скорее - она) непрерывно защищать своих близких от микробов, что вообще-то совершенно не требуется и даже вредно. И главное, он должен верить - верить всему, что ему скажут, не требуя доказательств.
Вообще, самый феномен рационального доказательства, который когда-то был большим достижением античной цивилизации и с тех пор неразрывен с мыслящим человечеством, на глазах угасает и грозит исчезнуть. Люди уже не испытывают в нём потребности.
СМИ - ВИРТУАЛЬНЫЙ «ОСТРОВ ДУРАКОВ»
Для воспитания позитивного гедониста - идеального потребителя, который непрерывно радует себя покупками, обжирается и при этом активно худеет, не замечая нелепости своего поведения, необходима повседневная целенаправленная работа по оболваниванию масс.
Главнейшую роль в этом деле играет телевидение как наиболее потребляемое СМИ, но этим дело не ограничивается.
Потребление не сказать «духовного», но скажем: «виртуального» продукта должно тоже непрестанно радовать или, во всяком случае, не огорчать затруднительностью, непонятностью, сложностью. Всё должно быть радостно и позитивно. Любая информация о чём угодно должна низводить всё до уровня элементарной жвачки. Например, любые великие люди должны представать как объект кухонных пересудов, как такие же простые и глуповатые, как сами зрители, и даже не сами зрители, а как те идеальные потребители, которых из зрителей планируется вырастить.
Ни о чём потребитель не должен сказать: «Этого я не понимаю» или «В этом я не разбираюсь». Это было бы огорчительно и не позитивно.
Когда-то М.Горький писал, что есть два типа подхода к созданию литературы и прессы для народа. Буржуазный подход - это стараться опустить тексты до уровня читателя, а второй подход, советский, - поднять читателя до уровня литературы. Советские писатели и журналисты, - считал Горький, - должны поднимать читателя до уровня понимания настоящей литературы и вообще серьёзных текстов. Современные СМИ не опускаются до наличного уровня читателя - они активно тянут этого читателя вниз.
Всё шире распространяются книжки-картинки, но не для трёхлетних, как это было всегда, а для взрослых. Например, удачное издание этого типа - последний период новейшей истории СССР и России в картинках от телеведущего Парфенова.
В сущности, современные СМИ - это виртуальный Остров Дураков, блистательно описанный Н.Носовым в «Незнайке на Луне». Мне кажется, что в этой сатире автор поднимается до свифтовской высоты. Речь в этом замечательном тексте идёт, кто забыл, вот о чём. На некий остров свозят бездомных бродяг. Там их непрерывно развлекают, показывают детективы и мультики, катают на каруселях и др. аттракционах. После некоторого времени пребывания там, надышавшись отравленным воздухом этого острова, нормальные коротышки превращаются в баранов, которых стригут, получая доход от продажи шерсти.
Наши СМИ исправно поставляют заказчикам баранов для стрижки.
Заказчики в узком смысле - это рекламодатели, а заказчики в широком смысле - это глобальный бизнес, для которого необходимы достаточные контингенты потребителей. Как советская пресса имела целью коммунистическое воспитание трудящихся, точно так сегодняшние СМИ имеют целью воспитание идеальных потребителей. Только совершенно оболваненные граждане способны считать целью жизни непрерывную смену телефонов или непрерывную трату денег на радующие глаз пустяки. А раз это так - граждан нужно привести в надлежащий вид, т.е. оболванивать.
Оболванивание начинается со школы, с детских журналов с комиксами, которые купить можно везде, в то время как более разумные журналы распространяются только по подписке и нигде не рекламируются. Я сама с удивлением узнала, что издаются газеты и журналы нашего детства «Пионерская правда», «Пионер». Но они нигде не проявляют себя, школьники о них не знают, это что-то вроде подпольной газеты «Искра». Этих изданий (качество которых тоже не идеально, но вполне сносно) нет ни в школьных библиотеках, ни в киосках, их вообще нет в обиходе. В результате большинство детей читают только фэнтези, что готовит их к восприятию гламурной прессы, дамских и детективных романов и т.п.
Результатом такой целенаправленной политики является невозможность и немыслимость никакой серьёзной дискуссии в СМИ, вообще никакого серьёзного обсуждения чего бы то ни было. Даже если бы кто-то такое обсуждение и затеял, оно бы просто не было никем понято и поддержано. Американские специалисты установили, что нормальный взрослый американец-телезритель не способен воспринимать и отслеживать последовательное развёртывание какой-либо темы долее трёх минут; дальше он теряет нить разговора и отвлекается. Относительно нашей аудитории данных нет. Сделаем лестное для нашего патриотического чувства предположение, что наши в два раза умней. Тогда они могут слушать не три минуты, а, например, шесть. Ну и что? О каком серьёзном обсуждении может вообще идти речь?
Характерно, что даже люди с формально высоким уровнем образования (т.е. имеющие дипломы) не ощущают необходимости в рациональных доказательствах какого бы то ни было утверждения. Им не требуются ни факты, ни логика, достаточно шаманских выкриков, вроде получившего в последнее время широкое хождение универсального способа аргументации: «Это так!»
На своих занятиях с продавцами прямых продаж (практически все с высшим образованием, полученным ещё в советское время - учителя, инженеры, экономисты, врачи) я многократно убеждалась: людям не нужна аргументация. Она только занимает время и попусту утяжеляет выступление. Аргументированное выступление воспринимается как нудное. «Вы скажите, как оно есть, и дело с концом». Гораздо лучше всяких аргументов воспринимается то, что Руссо называл «эмоциональными выкриками» и приписывал доисторическим дикарям.
Привычка созерцать любимых телеведущих формирует представление (возможно, неосознанное): главное не что говорится, а главное - кто говорит. Если говорит человек уважаемый, любимый, симпатичный - всё принимается за истину, «пипл схавает». Люди испытывают потребность видеть «говорящую голову» на телеэкране, восприятие даже простого текста в печатном виде очень трудно. Недаром многие мои слушатели охотно приобретают видеозаписи моих выступлений, хотя гораздо проще (с точки зрения традиционной) их прочитать.
ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ?
В простоте своей министр Фурсенко проболтался: цель образование - воспитание культурного потребителя. И современная школа - средняя и высшая - постепенно подтягивается к данной задаче. Не сразу, но подтягивается.
Чему сейчас учат? Как себя вести в социуме, как вписаться в коллектив, как сделать видеопрезентацию или написать CV. А физика с химией - это нудьга, совок, прошлый век.
Не так давно на шоссе Энтузиастов висел билборд, изображающий симпатичную «молекулу серебра», содержащуюся уж не помню в чём - кажется, в -дезодоранте-антиперспиранте. Идиотизм этой рекламы среди трудящихся моей компании заметила только одна пожилая женщина - инженер-химик по дореволюционной профессии. Потом билборд сняли.
Знать, в смысле держать в голове, - учат нас - ничего не надо. Всё можно посмотреть в Яндексе. Это очень продуктивная точка зрения. Если человек ничего не знает, то ему можно впарить всё. А пустая голова очень хороша для закачивания в неё подробностей тарифных планов или свойств разных сортов туалетной бумаги.
В этом деле достигнуты огромные успехи. Мне иногда приходится беседовать с молодыми людьми, поступающими к нам на работу. Они прилично держатся, опрятно выглядят, имеют некоторые навыки селф-промоушена и при этом являются совершенными дикарями: не имеют представления ни об истории, ни о географии, ни о базовых законах природы. Так, у нас работала учительница истории по образованию, не знающая, кто такие большевики.
Чего голову-то забивать? Знать надо совершенно другое. Как-то раз я прошла в интернете тест на знание разных модных штучек, свойственных, по мнению устроителей, образу жизни среднего класса. Тест я позорно провалила, ответ пришёл такой: даже странно, что у вас есть компьютер и интернетом, чтобы пройти этот тест.
Вот именно на формирование такого рода знатоков и рассчитаны современные учебные заведения и современные образовательные технологии.
Мракобесие и невежество - это последнее прибежище современного капитализма. Это не просто некий дефект современного общества - это его важнейший компонент. Без этого современный рынок существовать не может.
Логичный вопрос: кто же в таком случае будет создавать новые товары для «впарки» идеальным потребителям? И кто будет вести человеческое стадо, кто будет пастухами? Очевидно - идеальные потребители для этой цели не годятся. В современных США сегодня эту роль играют выходцы из стран третьего мира, из бывшего СССР. Что будет дальше - трудно сказать. Современный капитализм, вообще современная западная цивилизация не смотрит вперёд, ей главное - сегодняшняя экспансия. И она достигается посредством тотальной дебилизации населения. Потому что это - сегодня главный ресурс.
Вообще не поняла последий абзац, посмотри какие французы- потребители, они по-другому и не думают, должен быть комфорт, это у нас есть поговорка "Голь на ввыдумки хитра", нам только бы прекратить шубы норковые в метро таскать для престижу, или точнее, вообще их таскать, можно от холода другими вещами греться, и я вижу в русском характере все же больше оптимизма по этому вопросу, чем во-французском. Про другие не берусь судить, не знаю.
Не вполне согласна с автором в отношении эзотерики и тех знаний и сфер жизни, что не всегда поддаются рациональному объяснению (возьмусь полагать, не столько потому, что это вне разумных объяснений, сколько потому лишь, что пока не способны мы это сделать...). Я не сторонница крайностей и не считаю, что метафизике нет места в нашем мире. Глупо отрицать существующее только потому, что мы не способны это объяснить. Но это лирика и детали, не столь существенные на фоне голой и катастрофической правды всего остального...((( Для меня это все - давно очевидные вещи. Тем горше и страшней происходящее, ибо в этой реальности растут наши дети... И я вижу на своем опыте, как дико тяжело этому противостоять, ибо ситуация буквально из разряда - один в поле не воин... В своем упрямом, порой в отчаянии кажущемся обреченным, стремлении противостоять зомбированию, у меня совершенно четкое ощущение, что борюсь вообще со всем вокруг, вплоть до образования, такая тотальная круговая оборона... Я не даю ребенку возможности погрязнуть в виртуальности - школа требует этой виртуальности как части ученического процесса. Я считаю идиотизмом наличие сотового телефона у чада, что еще читать толком не обучено, вокруг просто готовы клевать... Да что далеко ходить - пост у меняя был о гаджетах и моем к ним отношении. Ты помнишь, что там творилось в комментах (нет, были и вменяемые, и немало, что радует и вселяет хоть какую-то надежду) - вплоть до предложений материальной помощи моим "несчастным" детям, лишенным этих столь элементатных и непреложных ныне атрибутов счастья/достатка, да что там - попросту признаков полноценности)) Так что страшно то, что описываемое в статье очевидно до невозможности, но дабы признать эту очевидность, надо признать и то, что мы и есть те, о ком речь в статье, а тут и загвоздочка, ибо дурак кто угодно, но не я - самый умный ведь у меня айфонайпедивикипедиясинстаграммом...
PS: Многие спешат заявить об отказе от ТВ, как главном признаке противостояния тому процессу отупления, о котором статья, собственно. Но ведь разве только в нем дело??? ТВ - большое зло, но больше в качестве пропаганды. А вот в качестве лекарства от думанья - далеко не первое и не самое опасное, как мне видится... Но признать это как? Да никак, как отказаться от всех своих "няшек", чем тогда заполнять жизнь???
Со всем согласна!
Я могу выдвинуть предложения, как заполнять жизнь ))- мне все интересно, было б время. Можно бегать, можно рисовать, можно что угодно. Проблемы скуки у меня нет. Возможно, это прямопропорционально факту, что в моем доме нет тв и модных журналов.
Наташ, да я-то понимаю, чем заполнять ее можно и нужно, и вопрос адресовала не тебе. Усомниться в том, что ты прекрасно найдешь, чем заняться без гаджетов-костылей, мне и в голову бы не пришло, к счастью!)) И в том как раз беда, что занятий вокруг - масса, не знаешь, как и успеть все, что интересно и достойно внимания, да только виртуальная жизнь давно заслонила собой реальную... И чем дальше, тем сложней это осознается, ибо реальная требует затрат, ты ж понимаешь сама - затрат не материальных, что было бы куда проще, а затрат иного порядка - интеллектуальных, эмоциональных, физических... А с этим - беда((
Знаешь, когда я начала свой первый бой с детскими гаджетами? Когда первый муж подарил сыну PSP. Радости, конечно, было у ребенка - что и говорить. Ну ладно, пиэспи так пиэспи, вон, у всех детей порядочных есть, что ж ему отставать, казалось бы, правда? Дни идут, постепенно время, уделяемое приставке увеличивается, процесс расставания с ней усложняется и обостряется. И когда впервые я услышала, с трудом прервав игру спустя часа 3 вместо оговоренных, скажем, часа-двух, раздраженное, возмущенное, даже сквозь слезы - "и чем вот мне теперь заняться, ты ж у меня приставку забрала, и телефон не даешь???", четко поняла - надо что-то делать! Это был вопрос ребенка, комната которого полна книг, игр всех мастей и направлений, ребенка хорошо рисующего и занимающегося этим делом, спортивного, неглупого, читающего... Спустя пару недель, когда я поняла, что это не было просто результатом неудачного стечения обстоятельств и дурного расположения духа, пиэспи отправился к папе, его подарившему, под соусом, что играть этой заразой игрушкой никто не запрещает, но только во время пребывания у папы. Ну а поскольку у папы появляться удавалось нечасто, и чем дальше - тем реже, шаг оказался стратегически верным. Больше я подобных ошибок не допускала... И выводы для себя сделала, разумеется, в целом, относительно того, по каким местам бьют все эти устройства - они вызывают куриную слепоту - человек перестает видеть то, что у него под носом, если это Реальная, а не виртуальная жизнь, перестает не просто видеть, а вообще интересоваться этим..(((
Да, ТВ огромное зло. Детям не включаем. Смотрит только муж и то редко.
А вот мама моя любитель ТВ , всякого Путинского маразма, типа "УРаКрымнаш" и прочей пропаганды и, как следствие, любит распродажи. В итоге покупает кучи гов-а(
А еще надежность обуви/одежды и бытовой техники стала г...о. Раньше холодильники по 20-30 лет работали. А сейчас?... машины аналогично. Это все, чтобы покупали чаще.
Но вообще да - тв у нас нету, ребенок точно не смотрит рекламу и новости. И со школьной программой тоже надо будет что-то думать. Она стала ужасна, имхо...
А еще есть правило: если предлагают "скидки 50% только сегодня!", то не покупать совсем ничего. %)
Ну да, ну да. Это известный факт, что техника теперь программируется на достаточно короткий период жизни. И потом ломается и надо покупать новую, еще более крутую, ведь к тому времени появятся еще новые навороты. Ужас просто.
Школа тоже больной вопрос.
Ну а магазины, особенно одежные, просто секта))
А как, ну вот как не ходить в школу??? Каковы варианты?? Домашнее обучение? Давно у нас утеряны и похерены эти традиции, а бросаться в это вот так дилетантски - ааа, чего там я и сам всему обучу - многим ли это будет отличаться от того, от чего хотелось бы уйти?? Да и так, в целом и откровенно - много ты лично знаешь таких взрослых, которые способны компетентно ввести ребенка в самые различные области знаний??? Я вот - нет, и сама не возьмусь, хотя, без ложной скромности, ну не самая темная, скажем... Ну и как быть - пусть ребенок учится у жизни, мол, у дикой природы?? Я как-то не так радикальна все-таки... И потом - вокруг все норовит снести твои попытки уберечь ребенка от погружения в эту бездумность, в этот соблазн жить готовыми формулами и быстрыми ответами/презентациями/докладами... Ты противостоишь буквально всем и вся... И держаться придется долго, до тех пор, пока ребенок твой не вступит в пору хоть какой-то да зрелости уже ментальной, когда станет понимать хотя бы отдаленно, ради чего все и по каким причинам ты не даешь ему быть "как все/не хуже всех" - т.е. не втыкаться в экран в любую свободную минуту... Оххх, нелегкая это работа, из болота тащить бегемота...))) Тебе это еще предстоит. И сложней, когда ты - не в общем потоке...
почитайте про домашнее обучение, это не так страшно и ужасно и куча людей так делает :) а еще есть вальдорфское образование, тоже не самое плохое. сталкновение ребенка с реальностью совершенно неизбежно, конечно, но лушче оно случиться попозже, когда он уже будет жить и ценить реальные вещи, а не лайки и тупые игры. мне кажется, что это вполне реально
Да читала я, читала) Только вот пока конечных результатов нет для выводов, так сказать, эксперимент в процессе. А мне на детях экспериментировать не сильно хочется. Есть сейчас даже такие, что идут дальше в своих порывах, мол, высшее образование тоже от лукавого, вообще лжеучения и ужас-ужас, пусть юные головы учатся у жизни и на вольном выпасе... Не, я, конечно, все понимаю, и не против вольного выпаса, и в курсе погрешностей и отклонений образовательных систем разных уровней, однако стараюсь не забывать, что с моими тараканами жить потом моим детям, и не стремлюсь впадать в другую крайность - отрицание.
Вальдорфские школы - да, это пока для меня самая привлекательная альтернатива. Увы, я пока садика - то такого отыскать не могу в близлежащих окрестностях, а возить дитя в другой конец города у меня, боюсь, недостаточно пассионарности и фанатизма... Правда, время еще есть, и я не теряю надежды хоть сам берись за организацию:)
А вот про неизбежность столкновения с реальностью и подготовку к ней посильную - совершенно в такт моему отношению к этому вопросу. Мало того, считаю, столкновение с реальностью не просто неизбежно, а дОлжно и необходимо, а как иначе-то?? Но согласна и с тем, что совершенно в наших силах до определенной поры хоть в какой-то мере влиять на расстановку приоритетов и ценностей в головах своих детей. На это и надеюсь...
а школа это не эксперемент?) найти нормальную школу, хорошую учительницу - можно, а детей в классе контролировать уже никак... или - школьная програма сейчас огого, нагрузки на детей огромные. мой брат в 5 классе сидит за уроками до 11 ночи. и так почти с 1 класса, и сидит весь его класс, потому что объемы и сложность серьезные. и родители их сидят, ибо сами дети не в состоянии освоить. для меня это - эксперемент, способный отбить жажду знаний, урезать здоровье - гулять некогда, корямт в шокле в любом случае не полезно... у меня еще масса доводов, но я свой выбор уже сделала и стараюсь не навязывать другим :)
Я пока в поисках и раздумьях, определенности нет. Но я понимаю, что должна быть преемственность образовательного процесса, должна быть система и определенная логика развития программы. И будучи на домашнем обучении придерживаться, полагаю, придется некой общепринятой программе все-таки, атк ведь? А еще такой немаловажный фактор, как умение донести материал до ребенка, нельзя оставлять без внимания. Знать самому и быть способным знание передать - это два крайних полюса, увы... Стало быть, надо владеть элементарной методикой. Не столкнуться с этим рано или поздно будет невозможно. Т.е. в идеале домашнее обучение должно осуществляться приглашенными педагогами (разумеется, выбранными по своим критериям). А это удовольствие из разряда не просто недешевых, боюсь, а ооочень недешевых. Браться же за это самими родителям - скоропалительно. Еще на начальном этапе это вполне имеет месте быть, но дальше... Это совсем другой уровень подготовки, компетентности. Я уже умалчиваю о времени. Рассчитывать же на интернет в этом деле - заранее обрекать процесс на неудачу, да и в принципе несерьезно и даже смешно. Лично я немного знаю таких родителей, которые в силах и достаточно компетентны лично.
Так что много, конечно, неоднозначного здесь, но то, что школа в нынешнем ее состоянии и тенденциях меня, скромно говоря, смущает, это однозначно.
Да грустно, Наташ а я выключила зомбоящик, теперь думаю как извернуться и подключить к своему "старенькому" тв интернет чтоб мультики ребенку включать без рекламы))). А то она уже все ролики шопкинс выучила мартышка(((.
Вот как-то я это пропустила). Я хочу тв использовать как экран компа, есть такие приставки они позволяют смотреть что хочешь, а антену даа, хочеться отрезать к лешему, но муж не поймет, у него блин зависимость от новостей(((