Наше летнее почти Монтессори
Летом в деревне мой ребенок бездельничал, бегая целыми днями по улице, чаще с идеей фикс: поймать петуха, и чем-то увлечь его было сложно.
Поэтому мы с ним устраивали утро по Монтессори (ну или почти, а-ля Монтессори так сказать ), т.к. предполагалось, что это будут занятия-минутки.
Некоторые упражнения его увлекали даже и на полчаса, с водой, например, а некоторые как раз на минутку-две: посмотрел, повторил и поскакал дальше по своим делам.
Подобные занятия-игры конечно не открытия и давно большинством по 10 раз в разных вариациях переделаны, но всё-таки поделюсь некоторыми нашими. Занимались в основном по книжке «Домашняя школа Монтессори. Сенсорное развитие, 2-4 г.». Тёме тут 2,4-2,5 годиков.
Занятие 1.
Собираем ягоды
Скатать шарики-ягодки, например, из пластилина, наколоть на веточки - разогнутые скрепки, подвешенные на веревку. Собрать урожай: срывать ягодки и складывать в ведерко.
Посыпаем дорожки
Посыпать песком (или любой мелкой крупой) дорожку шириной 3-5 см., чем-либо ограниченную (палочками, полосками бумаги и т.д.).
Занятие 2.
Собираем грибы
Собрать грибочки (из поролона) в корзину.
Раскладываем/сортируем ягодки
В миске бусинки (цветная крупная крупа) 2-х цветов. Сортировать бусинки по цвету.
Занятие 3.
Собираем камешки.
Камешки в ведерке/миске с песком/крупой. Часть собрать пальчиками, остальные с помощью сита (у нас чашка от пароварки).
Ситечко
В чашке перемешать рис и манку. Показать, как с помощью ситечка просеять рис от манки.
Вылавливаем из воды
С помощью сита с ручкой выловить из воды плавающие там предметы (пробки, веточки и др.) и сложить их в тарелку.
Занятие 4
Готовим лекарства/еду
Размешать ложкой, например, сахар в чае. У нас были таблеточки из засохшей гуаши для лошадки, у которой болел животик.
Учимся не просыпать и не проливать
В кувшин насыпать крупу, пересыпать в чашку. То же с водой.
Занятие 5
Колобки, колбаски и блинчики
Готовим обед из пластилина.
Открой и закрой
Подбирать и закручивать крышки на баночки.
(У нас крышки перепутались, потому что мышки ночью напроказничали: съели всю крупу и крышки разбросали)
Занятие 6
Взбиваем крем
В миске вода и немного шампуня. Взбить, совершая движения по часовой стрелке.
Вытираем лужи
Учимся убирать за собой.
Две тарелки: пустая и с водой. Нужно набрать губкой воду из одной тарелки и отжать в другую. Пролитую водичку аккуратно собираем со стола губкой.
Занятие 7
Смети, но не просыпь
Сметать щеткой со стола, подставляя совок, чтобы мусор не падал на пол.
Вылови
Две тарелки: пустая и с водой, в которой плавают какие-нибудь предметы. Выловить ложкой по одному и переложить в пустую тарелку. Пролитую водичку собрать губкой.
Занятие 8
Чай с пирожными
Пересыпать ложкой, мешать, перекладывать лопаткой, накрывать на стол. Воспитание ловкости, желание участвовать в жизни семьи, помощь взрослым.
В книжке предложено пересыпать крупы, лепить из пластилина пироженки, но мы решили всё сделать по-настоящему.
Тёме всегда очень нравится участвовать в готовке еды.
Развитие визуальных чувств
Тут нужны матрешки не разрисованные, но у меня их не было, поэтому играли с теми какие есть.
Сначала взрослый показывает, потом перемешивает матрешки и ребенок, если ему интересно, пытается сам построить ряд.
Упражнение 1Комплект матрешек 10 штук.
Выстроить ряд от самой большой матрешки до самой маленькой.
Упражнение 2
Подбирать части матрешек.
Упражнение 3
Все матрешки собраны в одну.
Открывать-вынимать. Затем собирать.
Знакомство с цветом
Упражнение 4
Игры на расстоянии. На одном столе разноцветные таблички (в книге рекомендуется начинать с трех пар цв.табличек: красных, синих, желтых), пары к ним на значительном расстоянии. Взрослый показывает табличку, ребенок должен принести такую же.
Упражнение 5
Серии табличек основных и дополнительных цветов с оттенками от самого темного до самого светлого.
Сначала взрослый выкладывает ряд, затем перемешивает, предлагает ребенку выложить так же
Упражнение 6
По три таблички разных оттенков одного цвета: самый темный, средний, самый светлый.
Развитие тактильных ощущений
Сначала упражнение показывает взрослый, потом повторяет ребенок
Упражнение 7
Дощечка: одна половина гладкая, на второй наклеена наждачная бумага. Кончиками пальцев проводить сверху вниз, изучать понятия гладкий-шершавый.
Упражнение 8
Дощечка, на которой перемежаются десять равных гладких и шершавых (одинаковой шершавости) полос. Проводить кончиками пальцев по полоскам, изучать понятия гладкий-шершавый.
Упражнение 9
Дощечка разделена на десять одинаковых гладких и различных по шершавости полос (от более до менее шершавой). Проводить пальчиками по полоскам, изучать понятия «шершавая», «еще шершавее», «самая шершавая».
Утончение тактильных ощущений
Упражнение 10
Пары прямоугольных лоскутков ткани одинакового размера, отличающиеся по фактуре и толщине. Всё лежит вперемежку.
Взять один лоскуток, ощупать, найти пару.
Начинать с тремя резко отличающимися по фактуре тканями. Позже работать с закрытыми глазами.
Упражнение 11
Ощупывать ткань, вводить названия тканей.
Не смогла я его заинтересовать этими упражнениями. Все никак не повторю еще раз.
Развитие стереогностического чувства
Упражнение 12
Разные сорта орехов в скорлупе лежат в одном отделении. Ощупывая рассортировать по видам. Постарше деткам можно играть с закрытыми глазами.
Упражнение 13
Мешочек, в котором лежат маленькие предметы. Нащупать предмет, назвать его, достать из мешка.
Сначала показывает взрослый.
Упражнение 14
Два мешочка, в которых лежат одинаковые предметы.
Взрослый нащупывает предмет, называет его, достает и просит ребенка достать такой же из своего мешочка.
Развитие вкуса, обоняния, слуха
Сначала показывает и объясняет взрослый.
Упражнение 15
Пары баночек с водой, в которую добавлены вещества, не меняющие ее цвет (сахар, соль, лимон…). Ложечки для снятия проб и вода для нейтрализации вкусовых ощущений.
Пробовать водичку ложечкой из одного ряда и подбирать по вкусу из другого.
Упражнение 16
Пары непрозрачных баночек с крышками (внутри специи) в два ряда.
Подбирать баночки с одинаковыми запахами.
Упражнение 17
Пары коробочек с сыпучими веществами внутри, в два ряда. Нужно, чтобы шумы отличались друг от друга.
Встряхивая прислушиваться - подбирать коробочки с одинаковым шумом.
Упражнение 18
Выстроить ряд шумов от самого громкого к самому тихому.
Раньше так играли уже, только с другим содержимым. Но всё никак не сделаю побольше пар. Тёме еще нравится нас проверять, разложит коробочки, например, и спрашивает «А где громче?», «Ну-ка найди мне пару».
Подготовка руки к письму
Сначала объясняет и показывает взрослый.
Шурупы и гайки
Две коробочки с шурупами и гайками, подбирать и навинчивать к шурупам парные гайки
Прищепки
Прикрепить прищепки к веревке, картонке и т.д.
Ну с прищепками только ленивый не играл.
Штриховка
Рамки с вкладышами различной геометрической формы. У меня самодельные из толстого картона.
Обводить внутренний контур рамки, затем вкладыш совмещать с нарисованной фигурой и обводить карандашом другого цвета. Вкладыш убрать, фигуру заштриховать.
Надеюсь не утомила.