Принципы воспитания
Долго я собиралась с мыслями, чтобы написать об этом. Но вот, похоже, у меня вырисовывается какая-то картина. Поэтому пришла пора закрепить пройденное и поделиться своими мыслями с общественностью.
Я постоянно анализирую поведение моего ребенка. Ее привычки, реакции, проявление характера. И конечно же, себя рядом с ней - как на ее действия реагирую я и к чему это приводит. Так вот, за год и два месяца я пришла к определенным выводам, о которых ниже...
Вывод первый. Люби! Я люблю моего ребенка. Я постоянно говорю ей об этом, обнимаю ее, целую. Прошу поцеловать меня, и она таки целует в ответ. Иногда уже хитрит немножко - если что-то очень хочет, но знает, что мама может сразу не дать (например, грудь), то лезет целоваться, а потом уже попрошайничает. Я люблю быть с ней, люблю гладить ее, когда она просыпается, такая мягенькая, сонная и взъерошенная. Я люблю наблюдать за ней, когда она занята своими важными делами. Люблю просто так. Потому что она самое мое большое сокровище.
Вывод второй. Отпусти! Я стараюсь давать своему ребенку свободу. Даю отбежать от меня на улице. Даю попробовать есть самостоятельно. Даю рисовать по бумаге-столу-полу. Даю разбираться с игрушкой без моей помощи (так, например, было с нанизыванием бусин на шнурок). Даю учиться вылазить на кровать и залазить на машинку (из-за невысокого роста это пока еще сложно дается). Я стараюсь не делать все за ребенка. Естественно, там, где она может уже обойтись без меня. Но если просит (тянет ручки, зовет), я всегда рядом и я помогу.
Вывод третий. Не запрещай! Я люблю порядок. Мне нелегко далось внедрение в дом огромного количества игрушек, которые оказываются в самых неожиданных местах. Но я решила, что на какое-то время я готова с этим мириться. Я разрешаю Кате многое. Она ест сама бананы, размазывая их по себе и близстоящей мебели. Она играет пластилином, приклеивая его на пол и на свою одежду. Она лазит рукой в свою мою папину тарелку. Она отрывает мелкие крошки от хлеба и бросает их на пол. Она роется на прогулке в песке, земле, камушках. Я разрешаю, ведь все это легко поправимо с помощью влажных салфеток и воды из-под крана. Но пользы для развития ребенка, той же мелкой моторики, гораздо больше.
Я разрешаю на улице подбирать мусор, но при этом учу сразу же относить его в урну. Я разрешаю рассыпать по квартире мелкие игрушки, но потом призываю собрать все в коробку. Я позволяю трогать руками лужи и выковыривать землю из швов тротуарной плитки. Я даю потыкать в ноутбук, телефон, принтер, покрутить ручки на стиралке и духовке. Я пришла к выводу, что запрет вызывает протест и рев. Какое-то время я пыталась запрещать лезть в шкафчик с мусорным ведром (а он манил и пленил моего ребенка), но после нескольких истерик с отдиранием орущей Кати от шкафчика я просто перестала запрещать, а направила ее энергию в мирное русло. Я выдаю ребенку какую-то бумажку и прошу выбросить в мусор. Она с такой ответственностью подходит к этому заданию! И без надобности уже почти не лезет.
Я стараюсь поменьше говорить "нельзя". Если говорю, то объясняю причину. Надеюсь, рано или поздно она начнет эти объяснения понимать. А еще пытаюсь научить себя запрещать "раз и навсегда", т.е. если уж сказала "нет", то вариантов быть не должно. А значит, "нет" - только по делу!
Я не разрешаю делать только опасные для жизни и здоровья вещи - лазить в розетку, крутить кран с горячей водой, т.к. из него льется почти кипяток, лезть в мой горячий чай, выбегать на проезжую часть и т.д. Но при этом я считаю, что ребенок должен падать и набивать шишки. Иначе не поймет, что не стоит в дальнейшем лезть туда, куда не надо. А вообще, пусть познает, изучает, трогает, щупает и пробует на зуб (в прямом и переносном смысле).
А еще я стараюсь не давать ребенку то, что потом придется отбирать. Но если уж дала поиграть, например, мобильным, то жду, пока наиграется или отдаст сама.
Вывод четвертый. Говори! Мы всегда разговариваем с Катей. На прогулке я рассказываю о том, что мы видим. Задаю вопросы вроде "где собачка?", "покажи машину". Дома комментирую бытовые дела и процессы. Катя отвечает. По-своему, конечно. Но диалог есть. Мне кажется, такое общение очень нужно ребенку. Как иначе он узнает об окружающем его мире?
Вывод пятый. Хвали! Я всегда хвалю Катю даже за самые мелкие успехи. Она радуется, хлопает в ладоши. Возможно, с годами я стану делать это реже, чтобы не зазнавалась. Но сейчас я стараюсь поощрять похвалой все ее инициативы. Счастливые глаза ребенка - мой самый главный стимул!
Вот как-то так мы сейчас живем. Может, для кого-то все описанные мной вещи не откровение. Но я точно знаю, что есть мамы, которые рвут за уши годовалых детей, которые срывают маленький цветочек с клумбы, и орут матом, когда ребенок падает в лужу. Я не хочу быть такой. Я хочу добра своему ребенку. Надеюсь, мы с ней поладим... :)