Митрополит Антоний Сурожский о молитве,исповеди,любви ..
"Как нужно читать молитвы? Надо произносить их слова честно. А когда не можем так, и слова молитвы нас не трогают, мы должны сказать Господу: "Я произношу только слова святого, который написал эту молитву, но от себя этого я сказать не могу. Помоги мне когда-нибудь дорасти до этой меры". Но дорасти будет невозможно, если мы будем просто из раза в раз твердить эти молитвы, а душой ничего не пытаться".
"Если мы стаpаемся уйти от жизни и пpедаваться молитве, вообpажая, будто cтpемимся быть созеpцательными монахами, ничего не выйдет. Заботы отоpвут нас от молитвы. Но если мы будем сознавать, что все в жизни - это ситуации, куда Бог нас поставил, чтобы мы пpинесли веpу туда, где веpы нет, и пpинесли надежду туда, где нет надежды, или пpинесли кpупицу любви туда, где безлюбовность, - тогда никакая ситуация не окажется настолько дуpной, чтобы мы не смогли войти в молитвенном духе. Мы можем сказать: "Господи, Ты послал меня в эти сумеpки, в эту тьму. Будь со мной, и даpуй мне быть Твоим пpисутствием".
"Меня часто спрашивают: какой должна быть исповедь? Человек должен поставить перед собой вопрос: если бы я встал перед лицом Христа Спасителя и перед лицом всех людей, которые меня знают, что бы явилось предметом стыда для меня? Чего бы я не мог открыть с готовностью перед всеми, потому что слишком страшно или неприятно, если меня увидят таким? И именно в этом нужно исповедоваться прежде всего".
"Иногда человек считает, что он знает что-то о духовной жизни, в то время, как на самом деле он имеет лишь некоторое представление о собственном духовном опыте. Именно это называется прелестью".
"Когда-то давно, мне показалось, что во мне проснулись необычные способности - я слышу мысли некоторых людей. И я тогда попросил Господа: Боже, если это от Тебя - пусть будет так. А если это не от Тебя - избави меня. И все мои "способности" тут же пропали. И мне стало очень легко".
"Дни лукавы, время обманчиво. И когда говорится, что мы должны помнить смерть, это говорится не для того, чтобы мы боялись жизни; это говорится для того, чтобы мы жили со всей напряженностью, какая могла бы у нас быть, и сознавали, что каждый миг — единственный для нас, и каждый момент, каждый миг нашей жизни должен быть совершенным, должен быть не спадом, а вершиной волны, не поражением, а победой".
"Ко мне пришла молодая женщина. "Отец Антоний, - сокрушеннейше сказала она, - я грешница. Каждый раз, когда я прохожу мимо зеркала, я нахожу себя миловидной". Я посмотрел на нее и ответил: "Несомненно, ты миловидна". "Значит я пропала? - воскликнула она. - Значит мне спасения нет из-за этой своей миловидности?" Я ответил ей: "Нет, наоборот. Сделаем вот так. Два раза в день становись перед зеркалом. Смотри на каждую черту своего лица - и каждый раз, когда найдешь, что та или другая черта действительна миловидна, остановись и от сердца скажи: "Господи! Спасибо, что ты дал все это! Я бы сама не смогла все этого сделать!". И если ты начнешь благодарить Господа за все в твоей жизни без остатка, то вместо тщеславия и гордыни в тебе родится благодарность, и тогда ты прикоснешься к первой заповеди блаженства - "Блаженны нищие духом". То есть, блаженны те, кто понимают, что без Бога - ничто не возможно".
"Первое, чему мы должны научиться, это принимать всю нашу жизнь: все ее обстоятельства, всех людей, которые в нее вошли - иногда так мучительно - принять, а не отвергнуть. Пока мы не примем нашу жизнь, все без остатка ее содержание, как от руки Божией, мы не сможем освободиться от внутренней тревоги, от внутреннего плена и от внутреннего протеста"