Ольга
9 лет
Что такое ИДИОМА?)
Идиомы, фразеологизмы, устойчивые выражения - названий много, суть одна. И нам она понятна. А вот в каком возрасте их начинают понимать дети? Понимать, что эти постоянные обороты употребляются в переносном значении, часто их можно заменить одним словом? Я не знаю.
Но точно знаю: даже в 11 классе, выполняя задания ЕГЭ, у многих школьников есть трудности с обнаружением фразеологизмов, они их не видят, они их не понимают, а часто и впервые слышат.
А сейчас ради интереса посмотрела в интернете, как с этой темой обстоит дело. Много-много разработок для воспитателей детского сада о фразеологизмах! Даже не с начальной школы, а с детского сада идёт разговор, но, видимо, мало. И грустно становится, когда ты не видишь понимания в глазах, употребляя то один, то другой фразеологизм…
Это было вступлением к обзору некоторых книг, живущих у меня дома.
Словарей крылатых фраз, фразеологизмов, устойчивых выражений много. Не претендую, что у меня лучшее из лучшего, но в разное время меня эти книги заинтересовали и поселились на полке.
"Великий могучий русский язык: Крылатые слова в стихах и картинках для детей всех возрастов"
Автор: Усачев Андрей Алексеевич
Художник: Уборевич-Боровский Владимир Олегович
Издательство: Дрофа Плюс, 2013 год.
ISBN: 978-5-9555-1425-3
Страниц: 256 (Офсет)
Много говорится и пишется о том, что умение шутить, с юмором воспринимать ситуации, в которые попадаешь сам, не просто полезно, но и очень важно.
Андрей Усачёв обыгрывает значения фразеологизмов, весело рассказывая, что же будет, если понять это устойчивое выражение, а вернее - значение каждого из его слов, буквально, а не в переносном значении.
Прочитал стихотворение, посмеялся над ситуацией, задумался, посмотрел, а что же значит этот фразеологизм!
Мне кажется, что в детстве смех очень мощный стимул к запоминанию.
Что такое идиома?
Если люди говорят,
Что У ВАС НЕ ВСЕ, мол, ДОМА…
Отвечайте:
- Я и брат!
В ГОЛОВЕ У ВАС СОЛОМА
Или КАША В ГОЛОВЕ -
Это тоже идиома.
А точнее, целых две.
Фразу «ВЗЯЛИ НОГИ В РУКИ»
Умный правильно поймёт.
И хватать себя за брюки
Будет только сумасброд.
Кто-то долго ТЫКВУ ЧЕШЕТ:
Не поймёт, чудак, никак,
Что собак не надо вешать,
Что НАВЕСИТЬ ВСЕХ СОБАК.
Идиомы - это фразы,
Смысл которых - МЕЖДУ СТРОК.
Вы поймёте это сразу,
Если ВАРИТ КОТЕЛОК.
Построена книга по такому принципу:
- фразеологизмы идут в алфавитном порядке;
- в шуточном стихотворении фразеологизм напечатан заглавными буквами (сразу бросается в глаза);
- к каждому стихотворению есть не менее весёлая картинка (стиль карикатуры);
- одно стихотворение - чаще один фразеологизм, но не всегда;
- внизу в рамочке даны значения фразеологизмов из стихотворения.
Завершается книга алфавитным списком фразеологизмов с указанием страниц.
Когда купила книгу и читала первый раз, во многих местах смеялась от души.
Думаю, что какие-то стихотворения будут уже понятны старшим дошкольникам, но в целом книга «для детей всех возрастов». В книге: «для среднего и старшего школьного возраста». Около 300 выражений в книге.
Знаю, что не всем нравится юмор Андрея Усачёва, но здесь он уместен и служит благой цели.
Книга достаточно увесистая - это к недостаткам)
"Детский фразеологический словарь в картинках"
Автор: Волков Сергей Владимирович
Художники: Артюх А. И., Ленская М. В., Мелких Даниил Андреевич , Родин Владимир Николаевич
Издательство: АСТ, 2012 год
ISBN: 978-5-17-065133-7
Страниц: 128 (Офсет)
Что сближает это издание с предыдущей книгой - иллюстрации) Тот же яркий карикатурный стиль, некоторые зарисовки очень симпатичные, есть и отталкивающие, но не в картинках суть, а в информации!
Нет белых страниц, все разноцветные, все в своих рисунках-картинках, но фразеологизм и его значение всегда в рамке, текст на белом фоне.
Выражения тоже идут в алфавитном порядке, но здесь уже дано не просто значение, а и история происхождения! Ведь для объяснения значения многих выражений нужны сведения из истории языка, слова других языков, знание мифологии, литературы, истории.
Если фразеологизм многозначный, то разговор идёт о его разных значениях. В книге 250 фразеологизмов.
Книга рекомендована «для среднего школьного возраста», хотя выборочно о значении каких-то выражений можно читать детям и раньше.
И наконец,
Автор: Кончаловская Наталья Петровна
Художник: Диодоров Борис Аркадиевич
"Дело в шляпе"
И наконец, книга, которая была у меня с давних времён. Я рада, что издательство «Мелик-Пашаев» её переиздало. Боюсь, что из-за цены не у многих появится.
Книга необычная. С первой страницы мы как будто присутствуем при разговоре двух талантливых людей, Натальи Кончаловской и Бориса Диодорова. Их беседа длится на протяжении всей книги. Говорят они о всевозможнейших головных уборах. Об их видах и истории возникновения, о головных уборах героев книг и людей разных профессий. О боливаре и шапокляке, треухе и шлеме - и о многих других головных уборах можно узнать из книги. И ещё там есть стихи!
А самое интересное - там есть и устойчивые выражения, в которые входит слово «шапка». И они не просто упоминаются, но и объясняются!
Вот, например, как объяснён фразеологизм, вынесенный в название книги:
Чудесный дуэт двух творческих людей создал очень необычную и интересную книгу!
Так как этот пост был спонтанным моим порывом, к сожалению, качество фотографий плохое: не подготовилась я заранее. Петербургская хмурь этой зимой редко покидает город. Если кто-то хочет увидеть больше разворотов и страниц из какой-либо книги - я готова!
Любите родной язык, употребляйте фразеологизмы!
И помните: "выразительная и образная речь взрослых - лучший образец для детей, которому они с удовольствием подражают".