Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. 1
Войти Регистрация
Нюрка — 4 года 4 месяца
Москва Россия

О развитии речи

27 сентября 2016, 23:18   •   Развитие от 0 до года

Все мы хотим, чтобы наш ребенок владел грамотной речью, расширял словарный запас. В частности, именно поэтому мы с дочкой с рождения читаем много книг (в основном стихи, потому что ритм рифм очень полезен для малышей и легок для восприятия).
Хочу подробнее рассказать о том, что способствует развитию речи, помимо чтения.
1. Итак, про художественную литературу я уже сказала. Считаю, начинать нужно с рождения. Читать, читать, читать. Четко, эмоционально, с расстановкой.
2. Держать в свободном доступе для малыша различные книжки-картинки. Сначала ребенок просто рассматривает их, мы комментируем, называем, что изображено. Тем самым пополняем пассивный словарный запас. Позже малыш сможет фантазировать, сочинять по картинкам свои истории, придумывать имена героям и т.д. В этом плане обязательно нужно обзавестись виммельбухом.

3. Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика (об этом уже писала посты).

4. Ролевые игры. С возрастом они усложняются. Мы же в возрасте 11 месяцев пока играем в лялю (укладываем ее спать, качаем на качелях, одеваем ей шапочку, кормим и причесываем). Можно играть в кухню, доктора, парикмахерскую. Все зависит от возраста. Ролевые игры очень стимулируют речь, ведь во время таких занятий ребенок переносится в иную реальность, он пытается строить диалоги, которые подойдут в конкретной ситуации, подбирает слова из какой-либо сферы, применяет на себя разные роли. Например, сегодня он врач, а завтра пациент, сегодня добрый учитель, а завтра строгий директор. Все эти роли заставляют ребенка вести себя по-разному, следовательно по-разному разговаривать, выбирать слова, интонации. Это очень полезно.
В возрасте до года надо подготавливать ребенка к ролевым играм. Показывать, как кормить куклу, как ее причесывать, привлекать малыша к кухонным делам настолько, насколько это возможно.
5. Обязательные словесные игры; как только ребенок начнет говорить. Разные игры в рифмы, слова, города. Очень полезны игры: "Я знаю пять...", "Я вижу".
"Я знаю пять.." - это очень полезная развивашка. Например, гуляя с ребенком, мы можем по очереди задавать друг другу задания, по типу: "Я знаю пять женских имен", "Я знаю пять птиц", "Я знаю 5 фруктов". Постепенно такие задания можно усложнять.
6. Безусловно, всей семьей надо играть в настольные игры. Домино, лото, пантомимы, разные игры с карточками и т.д.Сейчас их огромный выбор. А совместное времяпрепровождение с семьей - это не только хорошая атмосфера для развития, это еще и прекрасная возможность создать для ребенка комфорт и уют. Все это способствует душевному равновесию, хорошему настроению, ощущению защищенности внутри семьи.
7. Музыка. Отличный стимулятор речи. Очень полезно слушать песенки, а затем их и петь- развиваем фонетический слух, расширяем словарный запас, узнаем о правильном произношении. И опять же, ритм, ритм, ритм!
8. Разговариваем. Как можно чаще, больше и обо всем на свете. Причем разговаривать должны все члены семьи. Беседы мамы с папой - обязательны. Ребенок должен брать пример. Папа в ноутбуке, мама - в планшете- не тот вариант. Когда ребенок начнет говорить, делаем его слова, разговоры, советы - значимыми, показываем, что услышанное важно для нас, тем самым стимулируем желание поговорить.
9. Следим за своей речь. Очень странно требовать и желать от ребенка грамотной речи, когда родители позволяют себе, так скажем, не правильные слова, имеют в запасе слова-паразиты, грубят, хамят, проявляют в разговоре грубость и невежество.

Комментировать

Комментарии

Россия, Санкт-Петербург

Это все, конечно, прекрасно, но только мы ничего из этого списка не делали. А дети рано начали говорить, в год уже говорили не меньше 20 слов, от "мамы-папы-дай, ав-ав" до вполне отчетливого "зд.аствуйте". Помню, в 1,5 года повела дочку в ясли, и она при входе в группу говорила "Здравствуйте, Елена Борисовна!". Так что не знаю, от чего зависит ранняя речь.

А вот на развитие речи в более старшем возрасте, думаю, влияет и речь родителей, и литература, и окружение. Какие слова слышат - такие и повторяют. Тут пока я не знаю, поживем-увидим.

Ответить
Ирина 27 сентября 2016, 23:50
Россия, Москва

То есть вы хотите сказать, что вы до года ничего не делали с ребенком? не разговаривали, у нее не было ни одной книжки, вы ни разу ничего не прокомментировали, ни разу не включали музыку?

Я не писала пост о том, что только это влияет на раннюю речь. Я писала о том, что все это отличный стимулятор речи. И как раз из нашего примера - очень много интонаций благодаря ролевым играм - весело щекочет папу и говорит хи-хи, строго ругает лялю, нежно укачивает мишку на качельках. Очень многие слова говорит именно из книг. Например, ми (мишка) ла (лавочка), мя (мягкий) - это слова есть в стихах, которые мы читаем. Получается, что книги отличный стимулятор речи. А уж то, что это словарный запас пополняет - однозначно. СТолько новых слов и значений ребенок узнает из литературы.

Но каждому свое.

Уже поздно может быть в более старшем возрасте пытаться поставить грамотную речь, потому что стиль общения и лексикон закладывается с первых слов. Если, к примеру, ребенок привык к определенному стилю, то очень сложно будет перевести малыша на литературный язык или какое-то красноречие.

Ответить
Россия, Санкт-Петербург

Ну, если честно, то да, до года у нас не было ни одной детской книжки. Я помню точно, потому что в 1 год мы ходили на осмотр к неврологу и логопеду, и именно там логопед показала в книжке картинку с изображением какого-то носорога и спросила "кто это?", а Лера затруднилась ответить. И я еще подумала, что да, надо бы раздобыть такую книжку, а то животных совсем мало знаем.

Между собой с мужем, родственниками и друзьями, конечно, разговаривали. И с ребенком, конечно разговаривали. Музыки, скорее всего, не слушали, потому что я сама никогда музыку не слушаю. И, кстати, телевизора у нас никогда не было, и никогда он фоном не звучит.

И никаких специальных развивашек, типа пальчиковых игр или игр на развитие мелкой моторики у нас не было. В настолки начали играть уже после 3-х лет.

Но реально, дети хорошо разговаривали, в 2 года уже абсолютно свободно, сложноподчиненными предложениями.

Это я к чему пишу... Не к тому, чтобы хвастаться или опровергать. Просто если бы я почитала такой пост раньше, о том, как много я всего должна, я бы испытывала огромное чувство вины, что я не занимаюсь с ребенком. Все это сейчас позиционируется как обязательный набор для молодых мам. Но ведь если вспомнить наше поколение, никто из мам такой байдой не занимался, а дети начинали говорить раньше, чем сейчас. Специалисты связывают это с тем, что семьи были больше, жили часто с бабушками-дедушками, тетями и соседями, и ребенок чаще слышал речь, общение взрослых.

Так что все-таки самые важные пункты из этого списка (и, вполне возможно, ими можно и ограничиться в возрасте до года точно) - это пункты 8 и 9.

Ответить
Ирина 28 сентября 2016, 00:23
Россия, Москва

Многие просто воспримут данный пост как помешанность на развитии и что-то сверхестественное. На деле все это - обычная повседневная жизнь. Проснулись - почитали книгу, пошли на улицу - там болтаем обо всем, что видим, пришли домой, мама пошла своими делами заниматься, ребенок играет, занимается чем хочет - фоном включаю музыку. В этом нет ничего того, что как-то напрягало бы меня или тратило уйму времени, требовало бы специальную подготовку.

И уж те же пальчиковые игры, те же ладушки, которые, кстати, те же неврологи в 6-8-10 месяцев проверяют, умеет ли это ребенок. А мы так коротаем время в машине, в самолете, в очереди в поликлинику. Для меня все, что я делаю, это стандартный ежедневный набор, без напряга.
Я не знаю, кстати, о вашем поколении, а у меня в детстве было очень-очень-очень много книг. И это обязательным пунктом в семье было. Наверно, поэтому и с речью, и с поступлением на журфак проблем не возникло. Потому что словарный запас ого-го какой был. А кроме того, благодаря книгам - та же память, грамотность и т.д. и т.п.
И да, моя мама занималась со мной этой байдой, потому что те же ладушки, сороку-белобоку - я умела, знала и любила. А еще мама с рождения привила мне вкус к прекрасной литературе и художникам. Поэтому и сейчас я знаю, какую книгу надо купить и в чьих иллюстрациях.
И я с вами также не спорю, но не считаю, что занимаюсь байдой. Это раз. А два, пожалуй, то, что я кажется, нигде не написала, что вы или кто-то из других мам, что-то должны или обязаны делать. Я написала о том, что стимулирует речь и позволяет в дальнейшей жизни стать грамотным, образованным, всесторонне развитым.
Посмотрите различные стать о том, какую пользу на мозг ребенка оказывает пальчиковая гимнастика, как влияют эти занятия на левое, на правое полушарие мозга. После прочтения этих статей я не считаю, что что-то делаю зря. И пусть для кого-то это байда))))
Ответить
Россия, Санкт-Петербург

У вас реально много-много-много книг было в возрасте до года??

Нет, я не спорю. Книги помогают развитию. Например, моя Лера научилась ползать именно потому, что я в тот момент валялась на полу и рецензировала чей-то диссер. 200 страниц текста так ее манили, что когда я вышла на минутку на кухню сварить себе кофе, то, вернувшись, обнаружила, что она преодолела эти метры и вгрызается в гранит науки, несколько листов уже сжевала :))

Сорока-сорока - это вещь, да :)

Ответить
Россия, Королев

Интересный пост. Спасибо!

Ответить
Ирина 27 сентября 2016, 23:50
Россия, Москва

не за что )))

Ответить