Я, кажется, противник раннего развития)
Разное (если затрудняетесь с выбором)Вытащила пост из черновиков. Часто об этом думаю. Хотелось бы сформулировать поточнее, но пока так опубликую.
Вот все-таки что-то меня гложет насчет раннего развития. Сегодня снова прямо почувствовала разницу - ну поиграли мы познавательно дома, а потом пошли на пруд, уткам черствый хлеб сдать. А там канава рядом, а в ней камешки, лужи и прочие прекрасные вещи. В общем, я постаралась обрести максимальный дзен и не мешала сыну на брюхе ползать по канаве, собирать и разбрасывать всякую гальку, рвать траву... И вместе со дзеном пришло просветление - вот это и есть лучший метод раннего (нормального!) развития.
Я сидела и молчала ( обычно я чувствую себя обязанной хоть что-то комментировать для накопления словарного запаса и тд). Но тут я реально почувствовала, что сила знания, познания и всего чего хотите, не в моем комментировании, не в системных занятиях с кубиками-цветами-сортерами, а вот в этих мокрых камешках, в этой пачкающейся земле, в противной сырой траве!!!!!! Ни один словарь мира, самый подробный, не передаст ощущение влажного камня, а он сам этот камень, оказавшись в ладони, все расскажет о себе и немного о жизни в целом.
Вернувшись домой, я откопала, что читала давно, еще в инсте - И.П.Павлов. Физиология нервной деятельности. И вот оно! Первая и вторая сигнальная системы! Вкратце и своими словами: это две системы восприятия в нашем мозгу.
Первая - непосредственное восприятие. Почему она первая - потому что развивается первой, и "территориально" находится в глубоких слоях мозга, под корой. Вот первобытный дикарь впервые пошел в лес и увидел волка. Он вообще не знает, что это такое, но как ему ногу откусили, так быстро понял. Это первая СС в деле.
Когда ребенок подрастает (надо мне найти поточнее возраст, по памяти это с 3 лет, но могу ошибаться) активно формируется кора головного мозга, место жительства второй сигнальной системы. Абстрактного мышления. Продолжаем печальную историю про дикаря и волка. Вскоре (спустя какие-нибудь пару миллиончиков лет) бедный одноногий абориген начертал на стене пещеры схематичный рисунок - знак, символизирующий волка! И всем (особенно одноногим и прочим покусанным) за пятью кривыми черточками сразу стало понятно, о чем речь. Потому что все уже хорошо знали волка. Это пошла в ход вторая СС. Но представьте, есть ли смысл показывать этот знак, тому, кто никогда не видел живого волка? Это будет из серии анекдота: "-Ой, не нравятся мне ваш Битлз! -А ты слушал? -Да, мне Рабинович напел."
Ребенок попадает в этот мир и ему надо узнать все-все - почему некоторые ходят на 2х ногах, а других на 4х и еще и с хвостом, а третьи ездят на велосипедах, а папа дома на двух ногах, а на улице на 4х колесах, а почему когда улыбаются, то хорошо, а когда плачут, то грустно, а,а,а,а,....бесконечное множество всего - вещи, эмоции, чувства, их взаимосвязи, и динамика этих связей, законы, причины следствия, всё-всё-всё, из чего мы сами, взрослые, знаем, только относительно узкий освещенный коридор знакомого и понятного нам.
Вокруг мироздание собственной персоной. А тут мы лезем с сортером. "Красный кубик, ку-бик, кра-сный, суй СЮ-ДА". Ну сунул, а мироздание вежливо стоит в сторонке и ждет, пока на него найдется минутка.
Но я возвращаюсь к одноногим и волкам. Первая сигнальная система потому и названа первой, что формируется - ура, правильно, первой! Она служит базой для всего того, что придет позднее. Это фундамент. Более того, с ее развитием развивается не только когнитивная (интеллектуальная) функция, а также от нее зависит эмоциональное, творческое, личностное развитие человека.
Что будет, если слегка нарушить естественный ход событий и поторопить развитие второй сигнальной системы, при еще недоразвитой первой. Пример (один из): французский детский психолог Франсуаза Дольто предупреждала о некоторых опасностях для детей, слишком рано научившихся чтению. И я сразу поняла, о чем она, тк сама была жертвой именно этой хитрой штуки (я к 3м годам уже свободно читала про себя, писала и на радость бабушке декламировала стихи). В таком случае ЗНАК может заменить ОБРАЗ. Слово делается важнее того первоначала, которое за ним стоит. Это не есть хорошо, ибо перекрывает путь к реальному творческому выражению человека. Знак он всегда вторичен. Творчество возможно только там, где знак это только средство - средство выражения ОБРАЗА.
Банальность, избитая как сидорова коза - детки любят копаться в песочке и шлепать по лужам, сюсюсюсю. Да, блин, любят! И в травке любят, и собирать бычки с асфальта любят, и сувать пальцы в жопу помойной кошке любят. И нечему тут умиляться и мешаться с сортером - (внимание, вторая банальность) они познают мир! И в это время развивается первая сигн.система. И даже, когда ребь всем надоел (задолбал подбирать бычки), его привязали в коляску и повезли по оживленной улице - все, что он видит и слышит, велики-машины, разные лица, и жесты, и голоса, все это развивает его круче сортера! Потому что в сортере он познает сортер, а в мире - мир!
К чему все это я пишу. Во-первых, не к тому, чтоб опорочить честь сортеров. ведь если в меру, то они дело хорошее, как любое занятие (плохих нет). Во-вторых, не к тому, чтобы призвать НЕ заниматься с детьми.
Я хочу этим постом выразить мою точку зрения на системное раннее развитие, которое в руках у слишком дисциплинированных родителей превращается в оружие типа ножниц у креативного садовника, который себе на радость выращивает карликов-бонсаев или обрезает кусты в форме пуделей и шляпок. Это прикольно (как читающий стихи с листа двухлетка)!
Немножко развивашек, щепотка монтессорри, по вкусу вальдорфа-штайнера, помешать железновыми, смешать, но не взбалтывать, и тд, и тп, все это очень хорошо, равно как просто пообнимать ребенка и покачать его на коленке. Но когда это входит в систему, это несет в себе опасности: 1.кривого развития (колосс на глиняных ногах, то есть вторая сигналка развита отлично, а первая кое-как), 2.ресурс психического развития насильственно перенаправлен в другом направлении (не на то, что должно было бы незаметно, своим чередом развиваться в данный период, а на карточки и кубики), 3.а также просто-напросто меньше времени у мамы и ребенка остается на травку, лужи, эгегей и битье палкой по забору (и, ага, подбирание бычков и какашек с заплеванного асфальта;).
Я обещаю, если кому интересно, завтра, выспавшись (хмм...ну, однажды) отыскать в умных книжках примерные сроки формирования первой и затем второй сигналки (преобладающего формирования). Пока главенствует первая, то лучшим развитием будет доброжелательная, спокойная, любовная среда + как можно большее обилие всяких разных впечатлений. Пусть играет музыка, это полезно, но разучивать гамму - нет! Бегать-прыгать-плясать-висеть - полезно, а заниматься спортом нет. И даже, как бы ни гордилась моя мама тем, что я в два года сама написала ей записку, - это тоже НЕполезно, сорри, мам. Даже подбирать бычки, ой, то есть рвать цветочки, полезней, ну вот так вот крамольно я считаю.
Если б я была садовником, то я б позволила моим кустам вырасти собой, развитым полноценно, а не мини карликам бонсаям (хотя они такие халёсенькие и соседей восхищают)). Вот:)
ПС. подпишу, вспомнилось. Бесконечное количество раз мне встречалось в книгах (причем разных авторов из разных стран и эпох, которых объединяло только более-менее благородное происхождение): примерно так "маменька музицировали и учили меня музыке, а также рисованию, бонна говорила со мной на французском...английском..., приходящий учитель проходил со мной алфавит и читал мне катехизис... в общем, мир я познавал НА КУХНЕ, где постоянно горела жизнь, можно было ухватить какую-то интересную вещь, да еще и подслушать, о чем говорят кухарки, а когда чуть подрос, то на заднем дворе" Это практически цитата, сборная из десятков))) Всем, кто любит читать биографии и мемуары, встречалось точно. Вот об этом я и пишу. И Арина Родионовна, (без помощи развивающих карточек;) воспитавшая поэта (именно поэта, а не ребенка в моем контексте) была именно представительницей этой живой, простой "кухонной" педагогики, интуитвно известной хорошим простым женщинам и иногда в погоне за качеством, забываемой нами - просто жить, любить и няньчить.
Спасибо, но было б лучше, если б все шло более сбалансированно.