Как не надо учить буквы
Обучение грамотеОбычно во всех рекомендациях родителям по этому вопросу говориться о том, что не надо учить алфавитные названия букв - ЭМ, Эль и т.д. А учить звук буквы. И далее идут самые разнообразные игры на запоминание образа буквы с постоянным уточнением - что звук мы слышим, а букву видим, можем вырезать из картона и потрогать, можем слепить, выложить ракушками и тд. Но на самом деле - ребенок эту особенность буквы - мы ее видим и она несет в себе важную информацию - понимают лучше чем нам кажется. Буквы окружают ребенка с рождения - названия бытовой техники, вывески, письма, газеты, бегущая строка, надписи на упаковках и т.д. В конце концов мы им книги читаем! И в какой то момент ребенок берет конфету, водит пальцем по надписи Красный октябрь и «читает» - Са-ма-я вкус-ная конфета. Только для (имя ребенка). Достает книжку-малышку и «читает» ее игрушкам. Я не говорю, что не надо выкладывать палочками или раскрашивать буквы - но это вопрос к памяти, к запоминанию образа буквы, и тут, конечно, все средства хороши. Проблема в том, что запомнив все буквы - ребенок не может читать. Причина этому - для ребенка гораздо труднее осознать, что все что он слышит и говорит состоит из ЗВУКОВ. И ему сложно вычленить в отдельном слове те самые короткие ЗВУКИ, которые обозначают БУКВЫ. Ну и особенности графики русского языка.
Буквы выучили. Начинаем читать? МАМА - М-А-М-А. М-А-М-А. Если ваш ребенок не гениальный лингвист - он нескоро догадается что это МАМА. И тут разные методики и буквари по ним идут на разные уловки. Ребенок снова запоминает - но уже слоги. … ?!?! … - думает эта самая мама.
Почему ребенок не понимает то, что прочитал по буквам? Потому что мы так не говорим - М-А-М-А. Мы не выделяем голосом отдельные звуки в словах. Мы говорим настолько быстро, что при попытке разделить слово на составляющие, ребенок уверено разделит слово МАМА на МА-МА. Какой первый звук? МА. И это абсолютно естественный процесс, это норма языка - согласные идут в сцепке с гласным, их звучание зависит от последующего гласного звука в первую очередь артикуляционно. А еще гласные - легко выделять голосом, тянуть, петь. Некоторые согласные - тоже - ЖЖЖЖ, СССС, МММММ (как не странно). Но мы так не говорим МММММ-АААА-ММММ-ААА. Обычно при объяснении каких то сложных для произношения слов или обучая детей звукоподражанию - мы (взрослые) акцентируем внимание на гласном звуке, делим слово на слоги. И ребенок тоже тянет гласный - МАААА.
Логопеды-дефектологи и иже с ними, если ребенок не может назвать или называет так, как я описала первый звук в слове, говорят о недоразвитие фонематического слуха. И это - в корне не верно. Если с ребенком никогда не делали специальных упражнений - он и не сможет выделить первый звук, если он не гласный (опустим случай гениального лингвиста, который сам себе такие упражнения прописал). Почему то в логопедической литературе произошло смешение двух понятий - фонематический слух и способность разложить слово на звуки.
Если ребенок ГОВОРИТ - нет никакого недоразвития фонематического слуха - он слышит речь и воспроизводит ее понятно для окружающих.
Это проблемы звукового анализа. И для его развития - нужны специальные упражнения. Это сходно с обучением взрослого иностранному языку - слово можем сказать - а вот звуки в нем вычленить и назвать правильно, все эти различия длительности гласных, межзубное вибрирование, милая картавость, да если еще попросят назвать слова со сходным звуком, а если еще и слова подобрать, где этот звук был бы в начале, середине, в конце, мама дорогая.… Вот ребенок примерно тоже и испытывает. Словарный запас может быть ого-го какой - а вот звуки вычленить и слова с определенным звуком подобрать - непосильная задача.
И еще одно наблюдение - мы (взрослые) когда пишем трудное слово - мы его проговариваем по звукам как можно четче, пишем на слух.
Итак, для того чтоб обратить внимание ребенка на то что все слова состоят из звуков - надо по особенному произносить эти самые слова. Самый простой способ - выделять звуки голосом (подробнее о специальных упражнениях и алгоритме в следующем посте)). И когда у ребенка развито понимание того что все слова можно представить как серию звуков - чтение не составляет проблемы. Если конечно учить буквы правильно)
Это - краеугольный камень в обучении чтению! На этом стоит весь небоскреб развитых навыков чтения и письма! Даже если вы проскочите этап фонематических упражнений - и ребенок зачитает - все равно в процессе последующего обучения придется залезть в дебри русской фонетики. Из-за графики русского языка.
Чем же так сложен письменный русский язык (орфографию, синтаксис и прочее оставим на потом)? В русском языке 42 звука - 6 гласных ЗВУКОВ (А, О, У, И, Э, Ы) и 36 согласных ЗВУКОВ (еще выделяют 37 звук - длительное Ж как в словах вожжи, дрожжи, но это не особо существенно). Тридцать шесть только согласных! А букв сколько? 33 богатыря - 10 гласных букв и 23 согласные. И вот ребенку предстоит соотнести 42 звука с 33 буквами, 2 из которых звуков вообще не дают (Ь и Ъ знаки)!
Уже из этой справочной информации видно, что существует особенность как гласных звуков, так и согласных при отражении на письме и соответственно в чтении.
Гласные БУКВЫ делятся на гласные БУКВЫ 1 ряда - А, О, У, Э, Ы и йотированные гласные БУКВЫ 2 ряда - Я, Ё, Ю, Е, И. Эти гласные 2 ряда не имеют своих ЗВУКОВ (кроме И) - они либо обозначают мягкость согласного на письме (при чтении) - медведь, мир, пюре, мёд и тд - и дают звуки гласных букв 1 ряда; либо дают 2 ЗВУКА - согласный Й и гласная 1 ряда - Ялта, юла, ель, ёж и тд.
Казалось бы - проблема в гласных при обучении чтению. Ребенок выучил все буквы, уверенно читает МАМА, а дальше дело не идет. Потому как слово МЯЧ ему не дается. М-ЙА-Ч. Что получилось? Ничего не получилось - потому как «узнать» в этом М-ЙА-Ч мячик крайне сложно.
Можно опять вернуться к заучиванию слогов. И честно - многие дети довольно сообразительны и все таки лингвистически одаренны и сами могут интуитивно понять правило - гласные второго ряда после согласного его смягчают. Скорее всего в форме - если после согласной стоит гласная второго ряда то она смягчает согласный, а сама превращается в гласную первого ряда. Но обычно - это правило остается просто зазубренным правилом. Потому как учили что буква М - это звук М, а не звуки М и М' и случаи когда такое бывает. А это знание - что буква М дает твердый звук - очень усложняет процесс чтения, безбожно тормозит его при чтении незнакомых слов.
Таким образом, проблема не в гласных буквах, а в переменчивых согласных которые читаются на первый взгляд как попало, то так, то эдак, то еще как-нибудь. И если ребенок не подготовлен фонематически, не чувствует разницу в произношении согласного звука мягко или твердо, не может разделить слово на звуки (не знает как сказать слово так, чтоб услышать все звуки) - то и процесс обучения чтения будет дооолгим и трудным.
Еще один момент. Использование разрезных или плакатных азбук, где к букве привязана картинка с изображением предмета на ее звук. Так же как в случае с алфавитным именем буквы - ребенок может зафиксировать образ буквы как эту картинку. И тогда чтение слова МАМА превратится в настоящую пытку - Мяч-Акула-Мяч-Акула. ХМ…. Часто родители даже не подозревают, что такое может происходить в голове ребенка - это выясняется когда ребенок начинает все больше и больше читать - и почему-то все происходит очень медленно. Сложно удержать в головенке все символы в слове из 6-8 букв.
Подвожу итог. Как не надо учить буквы.
- не надо привязывать букву к одной картинке
- не надо называть букву по ее алфавитному имени
- не надо привязывать один из вариантов звукопроизношения к букве















