Колористика 13. Поговорим о детском рисовании.
Творческие занятияПять основных стадий в развитии детского рисунка.
1. Лишенные смысла штрих и, или каракули.
Это непроизвольные линии, нанесенные в хаотическом беспорядке.
2. Бесформенные изображения.
Визуально они иногда неотличимы от рисунков первого этапа. Но теперь ребенок стремится найти в своем рисунке смысл.
Елка
3. Схематические изображения.
В это время ребенок делает рисунки построенные по определенным канонам (небо и земля в виде полосок на краях листа, отсутствие перспективы и реальных соотношений предметов).
4. Правдоподобные изображения, или «полу схемы».
Предметы приобретают свой действительный размер и внешний вид, появляются попытки изобразить разные планы, найти верные соотношения размеров. Люди принимают разнообразные позы, вещи положения.
5. Правильные изображения.
Стадия характеризуется реалистичными рисунками с перспективой, объемом, светотенью.
Наиболее заметными направлениями живописи, ориентирующейся на элементы детского рисунка, были дадаизм и примитивизм, но первыми обратили внимание на художественные особенности детского рисунка французские кубисты.
Начав с однообразных вертикальных или горизонтальных штрихов, постепенно ребенок
научится делать отрезки разной длины и, стуча по бумаге, ставить точки.
Со временем появляются округлые линии и зигзаги. А после одиночных черточек ребенок
пробует штриховку.
Родители стремятся скорее помочь ребенку перейти на следующий этап развития рисунка. Им не терпится увидеть осмысленные изображения.
Не стоит торопиться! Чем естественней проходит формирование рисунка, тем лучше для интеллектуального развития ребенка.
Ребенок рисует красками и хлопает ладошками по листу — ему предлагают подрисовать
в нужном месте глазки и лапки, чтобы вышел, например, ежик.
Таким образом родители не дают ребенку самому додуматься до того, что в любом штрихе скрывается смысл. А ведь чем больше ассоциативных связей возникает в мозгу,
тем выше уровень интеллекта.
На следующем этапе развития рисунка малыш как раз будет занят поиском «предметов» в своих каракулях, и не нужно мешать ему самостоятельно одолеть эту ступеньку .
Помочь ребенку на первых этапах очень просто: нужно обеспечить ему комфортные условия для рисования. Самое главное — заранее примириться с тем, что художник будет страшно пачкаться.
Чем меньше ребенок, тем большего размера выдавайте лист и кисть.
В этом возрасте самым удобным материалом для рисования будут краски (гуашь). Они позволяют рисовать ручками, давая тактильные ощущения, и оставляют яркий след.
Масштаб «разрушений» во время творческого процесса может испугать родителей и вызвать у них желание избегать стихийного рисования до того времени, как ребенок подрастет. Но кроме красок, мелков и карандашей, рисовать можно любыми подручными средствами:)
водить пальчиком по рассыпанной на столе муке и запотевшему стеклу, чиркать палочкой на песке. Чем больше вариантов вы придумаете вместе с ребенком, тем лучше.
Сердце
По началу именно ритм и характер движений вызывают у художника смысловые ассоциации. Например, тыча кисточкой по листу, он обнаруживает, что это похоже на то, как идет дождик, и объясняет: «Это кап-кап». Стадию безформенных изображений еще называют «стадией интерпретации», поскольку дети в это время начинают рассказывать, что они рисуют.
На нынешней стадии образ пока еще возникает из случайных каракулей, ассоциации подсказываются воображением, а внешнего сходства деталей может не быть вообще.
Человек
Часто случается, что период «испытания средств» (чем и как рисовать) значительно затягивается. Ребенок подкрашивает воду в стаканчике, смешивает краски на палитре, размазывает их по рукам и даже не подходит к листу. Не нужно делать выводов о том, будто бы малышу неинтересно рисование. Этап освоения инструментов очень важен, и ребенок должен задержаться на нем столько, сколько ему потребуется. Чем лучше ребенок «наиграется» с материалами, тем свободнее он ими будет владеть.
Цифра
В процессе рисования название рисунка может меняться, а если ребенка через некоторое время спросить, что изображено на картинке, он забудет про первоначальный замысел и придумает новое объяснение.
Подчеркнем еще раз: ребенок рисует не предмет или явление, а собственное ощущение от него. Это сложно понять, но очень важно помнить взрослому. Мы постоянно пытаемся оценить, насколько рисунок похож на предмет, и выносим приговор «хорошо» или «плохо» в зависимости от степени сходства. И ошибаемся, потому что для ребенка внешнее соответствие не является главным. Он рисует тактильные или двигательные впечатления, а не зримый образ.
Очень часто на этом этапе дети просят родителей или других взрослых что-нибудь нарисовать. Попытайтесь, если это возможно, не изображать предметы. В это время у ребенка быстро складываются стойкие стереотипы образов: домик — квадрат с треугольником наверху (и никак иначе). Если взрослые демонстрируют шаблоны, то обычно дети их усваивают и не пытаются больше изменить. Это легко проверить, вспомнив примеры из собственного детства. Важно давать ребенку самостоятельно создать образ.
Чем плохо рисовать узнаваемые картинки?
Ребенку будет уже тяжело (а иногда и невозможно) создать неповторимый образ, выработать свой стиль. Так же это мешает свободному развитию мыш ления.
Образное мышление ребенка принимает готовые изображения, не пытаясь генерировать свои собственные, и оперирует чужими клише. Именно поэтому лучше не использовать раскраски, поскольку ребенок никак не участвует в процессе создания нарисованных в них картинок.
В конце этого периода образы становятся узнаваемыми и ассоциации закрепляются за изображением. Рисуя, ребенок уже отлично готовит руку к письму. Кроме рисования, есть множество других творческих занятий, развивающих мелкую моторику: нанизывание бус, игры с песком, крупой, глиной, водой, лепка и аппликации из природных материалов, подвтжные игры.
Поэтому выполнять специальные письменные упражнения нет необходимости, особенно если ребенок сам этого делать не хочет.
Мы с Дашей занимаемся свободным рисование с 9 месяцев. Я не просто даю ребенку краски и ватман, а так же стараюсь читать и расширать свои знания на эту тему. Мне попалась прекрасная книга, мысли автора схожи с моими, многое мне стало понятно и главное, приятно, что не зная нюансов, я все интуитивно делалаю правильно.
Даный пост подготовлен с ипользование текста из этой книги.
Более подробно вы можете ознакомиться с ней сами, купив ее или скачав тут.
СПАСИБО Волошинка за возможность скачать эту книгу.
В следующих постах я продолжу знакомиться вас и с текстом из книги и с нашими рисунками.