О детском рисовании.
Страна вопросов, ответов и полезных советов (Вопросы, Советы, обмен опытом , полезные ссылки)Наконец-то я получила долгожданную книгу «О детском рисовании» Марины Озеровой. 
Начала читать перед сном, запланировала странички 2-3 осилить и.. Не смогла остановиться, прочитала почти до конца. Так увлекла меня книга и дала много ответов на мои вопросы и напомнила кое-что о давно забытом...
Книга посвящена феномену детского рисования и рассматривает его как психологически важный аспект развития ребенка.
В ней очень много картинок и фото настоящих детских рисунков, информация, излагаемая в ней очень понятна, конкретна и интересна и качество страниц отменное.
Напишу, что я вынесла для себя:
1. Излишне направлять действия ребенка!
У нас очень много готовых заданий, на лепку, рисование, аппликацию. Разных фирм, видов, тем. Но Ваня, (2,3 года) к моему сожалению, почти ни к одной не проникся, я ему и так и сяк, раскладываю перед ним, показываю, рассказываю, то ватку где-то приклеить, то полоски нарисовать. Он посмотрит, либо отвернется, либо черкнет что-то, либо мне приходится помогать ему, делать его пальчиками. Т.Е. У нас эти готовые задания занимают где-то минуту времени.
Чего нельзя сказать об обычном белом листе бумаги. Я могу не предлагать никакой темы или задания, только краски, фломастеры, карандаши, ручки или мелки. И начинается вихрь, круговорот фантазии сына! И самое интересное - это занятие рисованием может занять до 30 минут.
Дать полет фантазии, не зацикливаться на предметах, конкретных изображениях, в общем дать волю и свободу ребенку проявить себя! - сделала вывод, прочитав вступление и первые главы.

2. Или, я все время хочу получить какой-то результат, хотя бы домик или цветочек. И соответственно, если мне кажется, что тут цветочком и не пахло, начинаю дорисовывать за Ваней, чтобы было похоже! «Ой, смотри, цветочек!!!»
Этого ни в коем случае не нужно делать!
Получается, что это мешает ребенку САМОМУ додуматься, что в любом штрихе скрывается смысл. А чем больше ассоциативных связей возникает в мозгу, тем выше уровень интеллекта. На следующем этапе развития рисунка малыш как раз будет занят поиском «предметов» в своих каракулях, и не нужно мешать ему самому одолеть эту ступень.
Теперь я всегда буду спрашивать: «А что ты нарисовал? А что это?» Интересоваться героями, деталями, сюжетом.

Рисуя лужу, девочка тыкала мокрой кисточкой в бумагу, что напомнило ей плеск воды. Повторяя одно и то же движение, она изобразила лужу.
Ребенок рисует не предмет или явление, а собственное ощущение от него. Мы постоянно пытаемся оценить, насколько рисунок похож на предмет и выносим приговор: «хорошо» или «плохо». И ошибаемся, потому что для ребенка внешнее соответствие не является главным. Он рисует тактильные или двигательные впечатления, а не зримый образ. Понятно, почему Ване больше всего нравится рисовать тучу, дождь и гром.

4. Когда ребенок просит что-нибудь нарисовать, попытаться не изображать предметы! В это время у ребенка складываются стойкие СТЕРЕОТИПЫ образов: домик - квадрат с треугольником наверху ( и никак иначе), елочка - три поставленных друг на друга треугольника. Если взрослые демонстрируют шаблоны, то обычно дети их усваивают и НЕ ПЫТАЮТСЯ БОЛЬШЕ ИЗМЕНИТЬ!
Вот, как раз себя вспомнила, до сих пор не могу придумать что-то свое, все время ищу рисунки, шаблоны, раскраски в интернете((( На уроках рисования почти всегда только срисовывала(((
Чем плохо рисовать узнаваемые картинки? Ребенку будет тяжело создать неповторимый образ, свой стиль. Так же это мешает СВОБОДНОМУ развитию мышления. Образное мышление ребенка принимает готовые изображения, не пытаясь генерировать свои собственные, и оперирует чужими клише.
Совет: лучше рисовать абстракции или попросить ребенка нарисовать только контур, а самим раскрасить.
Это главные моменты, которые меня затронули.
Понимаю, что здесь, на ББ очень много мам, которые давно уже усвоили эту информацию и знают и применяют на практике гораздо больше того, о чем я говорю. Но так хотелось поделиться впечатлением и вдохновением от прочитанного.
Вот сегодня рисовали на манке(не ново) палочкой, Ваня нарисовал мне домик, зайчика и волка. При чем мы с ним совместно ни разу ни зайца, ни волка не рисовали, а он выделил у зайца уши, это было явно видно))) Здорово, что не имея никаких шаблонов, он нарисовал зверей, исходя из образов в своей голове.

Частенько я ему (специально научившись) рисовала машину, автобус, троллейбус. Так теперь он меня просит постоянно это делать. «Нарисуй мне!» А сам даже попыток не делает. Даже, если прошу.

А это целая история: конкретно даже и не помню всех, тут и зверушки и чьи-то носы и улыбки.

А это дорога на молотом кофе.
