Идеи для ролевых игр.
• В магазин
• Булочная (хлебный магазин).
• Овощной магазин (палатка).
• Мясной, колбасный магазины.
• Бочка (палатка) с квасом.
• Магазин одежды.
• Обувной магазин.
• Мебельный магазин.
Роли. Покупатель, продавец, подсобный рабочий, шофер.
Основные игровые действия. Привозить товар - разгружать; взвешивать на весах - продавать; резать продукты ножом - взвешивать на весах; покупать товар.
Супермаркет, кондитерскую, галантерею, автосалон. Основами этой игры большинство родителей владеет не хуже детей. Но можно ли как-то избавится от однообразного продавай-покупай?Прежде всего, играйте в узкоспециальные магазины. Для магазина головных уборов товары нужно сначала собрать, а иногда и смастерить или приспособить что-то подходящее - коробку, миску, дуршлаг. И потом делать покупки в таком магазине, примерять их перед зеркалом очень весело. Всегда изображайте разборчивого покупателя: расспрашивайте о товарах, долго выбирайте. Ведите арифметические расчеты, требуйте сдачу. Купите ребенку настоящие ценники на товары. А если вы заняты и не можете срочно бежать за покупками в детскую - предложите юному коммерсанту открыть интернет-магазин или сделать заказ товаров по каталогу.
Что нужно: витрина (строится из кубиков или лего-деталей), продукты (набор пластиковых муляжей, продукты, вырезанные из цветной бумаги или слепленные из пластилина), фигурки кассира, грузчиков, продавцов, покупателей, бумажные деньги, ценники.
Что делать: грузчик выгружает товар, привезенный в магазин. Продавец аккуратно раскладывает товар на витрине и расставляет ценники. Покупатель приходит в магазин, выбирает продукты, складывает их в тележку, выгружает продукты на ленту. Кассир считывает штрих-код, называет сумму покупок, берет деньги у покупателя, выдает ему сдачу и чек.
Разложить на столике (на прилавке) овощи, фрукты, предметы-заместители.
Взрослому или ребенку взять на себя роль продавца.
Cпросить у продавца, какие продукты есть в магазине.
Выбрать необходимые продукты и сложить их в корзинку (с использованием предметов-заместителей).
Заплатить продавцу деньги (листочки бумаги, пуговицы, плоские детали от мозаики)
Отнести корзинку домой, разложить продукты на столе.
Вымыть овощи или фрукты.
Поинтересоваться у кукол, что они хотят съесть. Предложить им морковку, яблочко, банан и пр. (использовать реалистические игрушки или рисунки). Сварить в кастрюльке суп.
По завершении этой игры, можно предложить ребенку пригласить гостей (членов семьи или кукол) и угостить их продуктами, купленными в магазине.
Игру можно сопровождать чтением стихотворения Ю. Тувима:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Капуста?
Морковка?
Горох,
Петрушка иль свекла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!
• В доктора и больницу для зверей, аптеку.
• Прием в кабинете врача (доктора).
• Работа процедурного кабинета (прививки, уколы).
• Работа физиокабинета.
• Аптека.
Роли. Врач, больной, медсестра, фармацевт.
Основные игровые действия. Осматривать больного (слушать, ставить градусник) - лечить (давать лекарство; лечить уши); делать уколы (прививки).
Получив набор доктора, дети обычно начинают всех лечить. Но тут стоит объяснить, напомнить, как проходит прием в поликлинике. Научите ребенка-доктора спрашивать у больного, зачем тот пришел и что его беспокоит. Объясните, что такое "диагноз" и как его ставят. После этого расскажите, какие именно обследования применяют в каждом случае и о том, что не нужно проверять зрение, если больной жалуется на ногу. И, конечно, поделитесь сведениями о карте больного и рецептах. Благодатная тема - пациент, который не любит докторов. И есть хорошая возможность продемонстрировать, что такое профосмотр и почему это не страшно. Можно играть в больницу для игрушек и объяснить, кто такой ветеринар. И увлекательное занятие - составление лекарств по рецептам в аптеке. Тут можно накапывать подкрашенную воду, растворять в ней соль и сахар, наливать эти лекарства через воронку в пузырьки.
Что нужно: игрушки-пациенты, фонендоскоп, градусник, флаконы от лекарств, шприц без иглы, бинт, карточки пациентов, любые безопасные предметы, которые могут выполнять роль заместителей больничного инвентаря.
Что делать: открывается лесная больница, образовывается очередь из плюшевых зверей к доктору. Врач выслушивает жалобы, задает вопросы, смотрит горло, слушает больного фонендоскопом, проводит лечение или выписывает рецепт.
Болит животик. А где он? А где он у доктора, а у мамы? Давай дадим три витаминки, и животик сразу пройдет. Посчитайте вместе.
Болит горлышко. Посмотрите, горлышко у мамы, малыша, кукол. Учите малыша широко открывать рот, высовывать язык и говорить: «А-а-а-а». это отличное упражнение для развития артикуляционного аппарата и речи.
А я повредил заднюю лапу/хвост. А где она/он? А у тебя есть задние лапы/хвост? Забинтуйте лапку или хвостик. Малышу будет трудно накручивать бинт на лапку, но зато он сможет размотать вам бинт, а вы забинтуете. Ура! Лапка здорова. Спасибо, доктор! Можно забинтовать ручку или ножку самому доктору.
А у меня шумит сердечко. Давай его послушаем. Для этого у меня есть фонендоскоп. Послушайте друг у друга сердечко ушком, послушайте сердечко у кукол и приговаривайте: «Тук-тук».
А у меня горячий лобик. Потрогай лобик! Надо срочно измерить температуру! Где наш градусник. Ого! Да вам нужен постельный режим! Положите куклу в кроватку (коробку с тряпочкой) и поставьте градусник еще раз. Принесите детскую посуду. Напоите куклу чаем с медом. Ура! Куколка здорова!
• С куклами -
• Знакомство с куклами.
• Кормление кукол.
• Купание.
• Укладывание спать.
• Куклы просыпаются.
• Куклы одеваются на прогулку.
• Куклы на прогулке.
• Обед для кукол.
• Кукла заболела.
• Комната для куклы.
• Новая кукла: знакомство с игровым уголком.
• Куклы идут в детский сад.
• Куклы отдыхают (смотрят телевизор, читают, слушают музыку, идут в гости, на праздник, едут на дачу, на море, в деревню).
Роли. Мама (папа), ребенок (дочка, сын).
Основные игровые действия. Кормить куклу - купать; купать - укладывать спать; укладывать спать - петь колыбельную (рассказывать сказки); готовить кукле обед (завтрак, ужин) - кормить; одевать куклу на прогулку - гулять с ней.
прием гостей, детский сад, семью, школа
"Пора кушать".
• Накрыть стол, расставить приборы.
• Сварить суп, кашу на плитке (в пустой кастрюльке или положив в нее пуговицы, шарики, бусины, палочки и пр.) и покормить куклу из ложечки, палочкой, из ладошки. В качестве плитки можно использовать кубик или другой плоский предмет.
• Сварить яичко (шарик), подуть на него, разбить ложкой (палочкой), покормить куклу, мишку.
• Испечь пирожки (можно использовать шарики, колечки, пуговицы, кубики, вырезанные из цветной бумаги фигурки, можно слепить их из пластилина, теста), угостить кукол и зверей.
• Накормить куклу из тарелки супом, кашей, хлебушком, порезать ножом (палочкой) сосиску, колбаску (для этой цели могут использоваться шарик, кубик, палочка, детали от конструктора или мозаики, фантик, шарик).
• Вскипятить молоко, налить сок, напоить кукол, дать им печенье, конфету (используются пластмассовые детали конструктора или мозаики, фантик, шарик)
• Угостить куклу фруктами, овощами (можно нарисованными или вырезанными из бумаги, или рисунками без детализации с обозначением только цвета, например, зеленый овал - огурчик, оранжевый - морковка, красный кружок - яблочко или помидор, зеленый круг в полоску - арбуз)
• Помыть посуду, вытереть ее полотенцем. Вымыть посуду можно ладошкой или кусочком губки, вместо полотенца использовать кусочек ткани.
"Баюшки-баю"
Запеленать куклу.
Погладить, обнять ее.
Побаюкать на руках.
Положить в кроватку, накрыть одеялом, покачать кроватку.
Спеть колыбельную песенку или прочитать стишок, например, такой:
Вот тебе под спинку
Мягкую перинку.
Сверху на перинку
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.
"Надо, надо умываться"
Искупать куклу в ванночке (вместо мыла и губки можно использовать кубик, шарик, кусочек поролона).
Вымыть кукле голову шампунем (из пластмассовой баночки), вытереть салфеткой.
Причесать куклу (расческой, палочкой), дать ей посмотреться в зеркальце.
Умыть куклу из тазика.
Почистить куклам зубки (можно использовать детскую зубную щетку или палочку)
Посадить на горшок (для маленьких игрушек можно использовать крышку от флакона или нижнюю часть пластмассовой банки).
Игру можно сопровождать короткими стишками, например, такими как:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок
Кто у нас хорошая:
Кто у нас пригожая?
Катенька хорошая!
Катенька пригожая!
«Мы идем гулять"
Подготовка к прогулке (пеленание или одевание куклы).
Укачивание ее на руках или в коляске.
Прогулка на машине (в коляске).
Катание с горки на машине или на дощечке.
Куклу можно носить на руках. Если ребенок уже пользуется активной речью, предложите ему рассказать кукле, что она может увидеть.
Прогулку с куклой можно разыграть, используя элементы конструирования. Это можно сделать следующим образом.
Вы кладете на стол небольшую куклу и кубики (кирпичики), говорит ребенку: "Наша Лялечка скучает одна, хочет погулять. Давай построим для нее дорожку?". Берете один кирпичик, приставляете к нему другой, затем предлагаете ребенку продолжить дорожку. После того, как дорожка построена, вы вместе с ребенком шагаете по ней куклой, приговаривая: "Топ-топ, топает малышка" или: "Маленькие ножки идут по дорожке. Топ-топ-топ". Впоследствии игру можно усложнить, вводя в нее еще одну куклу, которая тоже гуляет и идет навстречу первой. Они встречаются, обнимаются, разговаривают друг с другом.
"Кукла заболела"
Жалоба куклы, расспросы о том, что болит, как болит, утешение ее.
Отвезти куклу на машине в больницу.
Послушать сердце (трубочкой; макарониной; пуговицей, нанизанной на веревочку; ухом)
Измерить температуру (игрушечным градусником, палочкой, карандашом)
Сделать укол (игрушечным или настоящим пластмассовым шприцем, палочкой, пальчиком).
Дать таблетку (для этой цели подойдут бусина, пуговица, горошина или фасолина, листочек бумаги, пустая ладошка).
Поставить горчичники (с помощью листочка бумаги, кусочка ткани, листика).
Поставить банки (можно использовать маленькие крышки от флаконов или просто согнуть ладошку).
Полечить горло (пополоскать его из чашечки, смазать палочкой с мазью).
Полечить ушко (закапать лекарство пипеткой или двумя сложенными пальчиками, смазать палочкой с мазью).
Сделать повязку кусочком бинтика.
Дать витамины (горошки, пуговички)
Напоить горячим чаем с медом (с малиной)
Уложить в кроватку.
Спеть песенку, успокоить куклу
Детский сад
Что нужно: фигурки на роль детей, родителей, воспитателя, нянечки, музыкального руководителя, учителя физкультуры.
Что делать: проиграть традиционный день в саду. Родители приводят детей в группу, дети снимают верхнюю одежду и переобуваются, прощаются с родителями. Затем малыши идут на зарядку, завтракают, воспитатель проводит с ними занятия и организует игры. После второго завтрака все идут на прогулку. И далее игра идет по установленному режиму дня: обед, тихий час, полдник, игры, вечерняя прогулка и встреча родителей.
Гости
Что нужно: набор посуды и столовых приборов, продукты, игрушки-гости.
Что делать: ребенок по телефону приглашает гостей на обед, назначает время и приступает к приготовлению первого, второго и десерта. Красиво сервирует стол, рассаживает гостей, поддерживает беседу, меняет блюда. Гости, пообедав, благодарят хозяина за вкусную еду и прощаются.
Малыши любят принимать гостей - накрывать на стол, готовить угощение, рассаживать игрушки за столиком, подкладывать им пирог, а потом провожать гостей, чтобы через несколько минут встретить опять и повторить все сначала. Как можно разнообразить игру? Готовить угощение - воображаемое, из природных материалов, бумажек, лепить из соленого теста аппетитные булочки. Можно сосредоточится на самой еде или на том, как варить, жарить, печь. Сюрпризом ребенку станут подарки от гостей. Так просто завернуть в красивую обертку наклейки, картинки или печенье, и столько радости они доставят! А раз подарки - будем праздновать день рождения одной из игрушек: поставим на пластилиновый торт палочки-свечки и станем дуть на них и петь поздравительную песню. Нарушать идилию за столом может один непослушный, невоспитанный гость. Ребенок посмеется над ним, но и выводы о правилах поведения сделает. Перед приходом гостей или после устроим уборку, детям это тоже интересно. А еще можно играть в гости без игрушек. Оборудовать домик малыша под столом, мамин - на диване и ходить друг к другу: один подарок приносит, другой угощает. \
Школа
Что нужно: парты (кубики), доска (лист бумаги), фигурки, исполняющие роли учеников и учителя, тетради, письменные принадлежности.
Что делать звенит звонок, учитель проводит несколько простых уроков: математика, рисование, чтение, физкультура. На каждый урок отводится пять минут. Между уроками устраивается перемена, во время которой дети общаются друг с другом и играют в игры.
Дочки-матери
Что нужно: куклы, мягкие игрушки, коляска для прогулок, ванночка, предметы домашнего обихода.
Что делать: «мама» кормит, купает, причесывает, водит на прогулку своего «малыша». Родитель может побудить ребенка разговаривать от лица куклы, одушевлять ее, говорить, что малыш проголодался или ему пора спать, давай начнем его укладывать. Также в силах родителей вносить разнообразие в игру, предлагая новые ситуации: у малыша заболело горло, давай сводим его к доктору или он не может уснуть, споем ему песенку.
• Со зверями -
• Уход за животными: кормление, укладывание спать, прогулка, купание, одевание, лечение.
• Зверимузыканты (звериный концерт).
Роли. Мама (папа), ребенок, артист, дрессировщик, помощник дрессировщика.
Основные игровые действия. Показывать прыжки зверей через предметы (бег по кругу, поскоки) - кланяться зрителям; кормить животных - мыть их; показывать концерт.
Лес, ферму, зоопарк, цирк.
Цирк
Что нужно: арена цирка (круглый поднос, картонный круг), фигурки зрителей, животных и цирковых артистов.
Что делать: зритель покупает билет, приходит в цирк, занимает место, указанное в билете. Ведущий объявляет номера программы. Начинается представление: гимнасты кувыркаются, обезьянки ездят верхом на лошадях, мишка катается на велосипеде. Зрители аплодируют артистам. В антракте они прогуливаются по цирку, фотографируются, покупают в буфете что-нибудь вкусное.
Предложите ребенку отвести кукол и зверей в цирк. Усадите их на диванчик. На коврике перед диванчиком устройте "арену" цирка, на ней разместите "артистов". Ими могут быть и мягкие и заводные игрушки (например, кувыркающаяся обезьянка, "Дюймовочка" и др.), а также народные игрушки, которые приводятся в движение веревочками или палочками и имитируют действия взрослых (например, медведь рубит дрова, заяц играет на барабане и др).
Вы говорите: "Сейчас выступит обезьянка. Посмотрите, как она умеет кувыркаться". Затем заводите обезьянку и показываете, как она кувыркается. - "А теперь выступает мишка. Он умеет рубить дрова". Петушок может петь и красиво хлопать крыльями, заяц - бить на барабане и т.д. В этой игре можно использовать маски или полумаски разных животных, куклы-рукавички и пр. После каждого выступления вместе с ребенком похлопайте в ладошки.
• С машинами -
• Машина едет по улице.
• Мойка машины.
• Ремонт машины.
• Заправка машины.
• Разные машины (легковая, грузовая, подъемный кран, трактор, самосвал, автобус, паровоз).
•Легковая машина везет гостя; катает друзей (куклу, зайку).
• Грузовая машина везет грузы (на стройку, в гараж, домой).
• Подъемный кран работает на стройке.
• Трактор работает в поле.
• Самосвал выгружает груз (кирпичи, песок, снег).
• Продуктовая машина везет продукты (в магазин, в детский сад, в больницу).
• Автобус везет пассажиров.
• Паровоз (поезд) едет.
• Самолет летит.
• Корабль плывет.
Роли. Шофер, пассажир, строитель; работники магазина, детского сада, больницы, бензозаправки; машинист, летчик, капитан.
Основные игровые действия. Машину нагружают грузом - машина везет груз; машина едет с грузом - машину разгружают, в кузов самосвала нагружают груз - выгружают груз (поднимают кузов вверх) - опускают кузов; пассажиры входят в автобус - выходят из автобуса на остановках; машину осматривают - ремонтируют; подъемный кран привозит плиты - поднимает - опускает; самолет летит - приземляется; машина заводится - едет; машину моют из шланга - вытирают.
Такси, гонки, перевозку грузов и стройку, выполнение и нарушение правил дорожного движения. Бесконечное "взз" и бибиканье утомляет. Как же разнообразть жизнь юного автолюбителя? Машины ездят по дорогам, перевозят грузы и пассажиров, регулярно посещают бензоколонки и автосервисы, ищут место для парковки, попадают в аварии, стоят в пробках - все это можно в бесконечных вариациях повторять в игре. Играйте такси обычное и грузовое, такое занятие можно успешно совмещать с развозом игрушек по местам. Организуйте стройку. Объявите о начале соревнований "Формула-1". Если ребенок увлечен только машинами, можно и с ними играть в семью (мама-автобус, папа-грузовик, ребенок-автомобильчик). Так же юный автолюбитель станет замечательным продавцом в автосалоне. И не забудьте заняться тьюнингом машин с помощью карандашей, наклеек и застывающего пластилина.
Автобус
Что нужно: стулья, руль, игрушки-пассажиры.
Что делать: из стульев строится ряд сидений, распределяются роли водителя и пассажиров. Водитель объявляет остановку, в салон входят новые пассажиры, платят контролеру за проезд, получают билет, на нужной остановке выходят из автобуса.
Стройка. Игры со строительным материалом
• Постройка помещений, архитектурных сооружений (дома, башенки, гаражи, заборы, сараи).
• Постройка путей сообщения (мосты, железная и шоссейные дороги, трамвайные пути).
• Постройка транспортных средств (машины, трамваи, корабли, самолеты).
Роли. Строитель, водитель (шофер, летчик, капитан).
Основные игровые действия. Строить мост - возить по нему грузы; строить самолет - «лететь» на нем; готовить для игры строительные материалы - строить.
Что нужно: строительная техника различного назначения, фигурки строителей, кубики.
Что делать: строить дом. Экскаватор выкапывает котлован для фундамента, бульдозер выравнивает площадку, фундамент заливается бетоном, строители по кирпичику возводят новый дом.
• В зверей - превращения в какого-нибудь зверя, семью зверей (рыть нору, добывать корм, прятаться от охотников). Одна из самых любимых тем у детей - игра в зверей. Это может быть семья зверей или друзья-зверята. Тут просто вносить разнообразие, вспоминая, что делают животные в природе. Собирайте строительный материал и сооружайте нору, гнездо, убежище. Добывайте пищу сидя в засаде, ловя добычу или мирно пощипывая травку. Скрывайтесь от хищников и охотников - прячьтесь, крадитесь, маскируйтесь. Не забывайте и передвигаться, не выходя из роли - прыгать, плавать, летать, скакать. Общайтесь с другими животными. Так же с животными можно играть и во все социальные игры, отрабатывая семейные и прочие отношения.
• В разные профессии - пожарник, парикмахер, садовник, повар, строитель.
Парикмахерская
• Стрижка волос.
• Прически.
• Маникюр.
Роли. Мастер (парикмахер, мастер по маникюру).
Основные игровые действия. Мыть голову шампунем - вытирать; причесываться - смотреться в зеркало; расчесывать волосы; стричь; красить ногти лаком.
Что нужно: зеркало, игрушечные ножницы, куклы, флаконы из-под косметики, расчески, фен, заколки и бантики.
Что делать: парикмахер накрывает спину клиента полотенцем, моет ему голову, расчесывает волосы, делает стрижку, сушит волосы феном, делает прически с помощью заколок и бантиков.
Усадить куклу на стульчик, завязать фартучек
Вымыть кукле голову (можно использовать флакон из-под шампуня, кубик вместо мыла)
Высушить волосы феном (можно водить над головой кубиком и жужжать).
Причесать куклу (расческой, палочкой).
Приколоть заколку, бантик.
Побрызгать волосы лаком
Посмотреться в зеркальце (можно в крышку от банки).
• Игры по сюжетам любимых книг и мультфильмов - повторять сюжет, придумывать продолжение, рассказыватьсказку иначе (например, играть в "Теремок" с машинами). Каждая книжка может превратиться в игру. В начале просто повторяйте знакомый сюжет или самые запомнившиеся моменты. Потом вместе придумайте недостающие подробности. Тут часто появляются истории о жизни второстепенных героев. А потом любимые герои могут отправляться на встречу новым приключениям. И не страшно, если они попадут в другую сказку или останутся жить в нашем мире.
• Со спортивными игрушками - представление, тренировки, соревнования (ребенок соревнуется с самим собой).
• Игры с переодеванием и сменой нарядов.
• Кафе- Интересно его оборудовать - делать меню и вывеску, расставлять столики, оформлять витрину. А как увлекательно встречать посетителей и принимать у них заказы, расхваливая блюдо дня и хихикая над нелепыми просьбами принести суп из игрушек или печеную шляпу. Иногда блюда могут быть воображаемыми, как и посуда. Но в другие дни стоит сосредоточиться на кулинарных процессах, и лепить, вырезать или приспосабливать для угощения все, что есть под рукой. И важная деталь - попросить счет и расплатиться.
• Огород. Современные дети далеки от земли, но с тем большим интересом они относятся к растениям и неизменный восторг вызывает у них открытие, что овощи и фрукты можно не только покупать в магазине, но и самим выращивать. Предложите поиграть в огород: посейте воображаемые семена, поливайте их из лейки, прогоняйте вредителей, выдергивайте сорняки, собирайте урожай. Дети удивительно легко домысливают недостающие детали и с одинаковым удовольствием угощают вас и нашедшимися в хозяйстве деревянными яблоками и огурцами, и пробкой от бутылки, изображающей клубнику, и насыпают понарошку щедрой горстью малину, черешню и все что вы попросите. Задача родителей объяснять, что урожай мгновенно не вырастет, рассказывать о новых растениях и показывать их на картинках, дополнять жизнь огородника неожиданными приключениями - засухой, заморозками, прожорливыми зайчиками и проросшими экзотическими растениями. Но все это, конечно, не заменит чудес настоящего огорода, который несложно устроить малышу на подоконнике.
• Мастерская.
• Ремонт (пошив) одежды, обуви.
• Ремонт машин и механизмов (телевизоров, холодильников).
• Изготовление инструментов, приспособлений (замков, ключей).
Роли. Мастер, клиент.
Основные игровые действия. Привозить в ремонт - ремонтировать (стучать, шить, включать).
Игрушечные, настоящие и даже воображаемые инструменты - хороший реквизит для игр. Ребенок стучит по табуретке, скребет ее отверткой и затем гордо сообщает: "Все, починил." Но если вы принесете ему на починку разные вещи, пожалуетесь на неполадки и поблагодарите за исполненную работу - игра станет разнообразнее. Одновременно с этим можно расширять кругозор малыша, разъясняя назначение инструментов и смысл работ. Наблюдая работу разных людей, ребенок потом отыгрывает роли сантехника, часовщика, сотрудника автосервиса, дорожного рабочего, плотника. Часто дети наблюдательнее и памятливее взрослых и с большим знанием дела повторяют работу разных мастеров. Но все-таки им требуются подсказки и еще больше - отклик благодарных жителей или вызов на срочные ремонтные работы.
Что нужно: игрушечный или, что еще лучше, настоящий набор инструментов.
Что делать: чинить любую поломку в доме (воображаемую или настоящую), отвозить игрушечные машины в автосервис.
• Путешествие. Путешествовать на автобусе, поезде, корабле, самолете в качестве пассажира или водителя.
Эта неисчерпаемая тема для игр. Во-первых, путешествовать можно на машине, автобусе, самолете, поезде, в тележке, на велосипеде и другими способами. Причем каждый транспорт имеет свои особенности, и бегать, сцепившись паровозиком, не менее весело, чем махать крыльями в облаках.
Детям постарше нравится быть не только самим транспортом, но и исполнять попеременно роли пассажира и водителя. Значит, нужно строить транспорт - из табуреток, диванных подушек. Хотя иногда достаточно и просто залезть вместе в кресло и вообразить, что это - карета.
Перед поездкой собираем багаж, обсуждая что нам понадобиться в дороге. А в путешествии можно объявлять остановки, выходить и осматривать окрестности, покупать и проверять билеты, чинить транспорт. В поезде и самолете неотделимая часть игры - еда. А на корабле можно самим рыбу ловить. Малыши любят путешествовать просто так, но хорошо и какую-то цель придумать (джунгли, Таити, Северный полюс) и долго добираться к ней с пересадками.
Путешествовать мы может по воде, земле и воздуху.
Вода: лодка, катер, плот, бревно, теплоход,яхта
Задавать вопросы от лица пассажира или развивать сюжет. Пример: «а будет остановка у той деревни? Я слышала, что там сейчас проходит ярмарка.», «Человек за бортом!»
Суша: На чем:пешком, машина, автобус, троллейбус, поезд
Где:лес, пустыня, вдоль озера или реки, болото, город, деревня (раскраска)
Зачем:в гости, мир посмотреть, за кладом, на помощь кому-то, просто гуляем, туристы, спасатели, врачи, геологи
Атрибуты: компас,веревка, спички, карта, котелок. Чем младше ребенок, тем более явным должен быть атрибут. (клипарт) Песни
Нестандартные ситуации:встреча зверя, человека; сложный ландшафт, заблубились, повредили ногу, сказочный персонаж.
Примеры вопросов: Птенчик из гнезда выпал, как же его подсадить? Ведь дотрагиваться до птенчика нельзя, иначе его мама назад не пустит. Как спастись от холода в лесу? Как определить стороны света без компаса?
Ролевые диалоги, туристические песни
Воздух: самолет, вертолет, воздушный шар, дельтаплан, парашют
Для детей помладше.
Куда: лес, деревня, город, цирк, зоопарк, гости
За чем: за ягодами, погулять, зверей посмотреть
Атрибуты: корзина для грибов, термос с чаем, билеты
Нестандартные ситуации: встреча, поломка, дождь
Для самых самых маленьких
Сюжет:сели, поехали, приехали, погуляли, вернулись
Включаем звукоподражанияи простые слова: ту-ту, иди-иди, чух-чух,топ-топ,прыг-прыг, би-би, уф-устали, ой, ах, на, дай, тук, там, тут, где, ау,ууу-ветер.
Билеты с картинками (для игрушечного зайки с картинкой зайки)
С 1 года Накрываем стол одеялом. Едем в вагоне. Стучится кто-то.Ту-ту-пи-пи. Ой кто это? Медведь? Нет.Бегемот?нет. А кто это? Мышка. Пустите я хочу в теплые края поехать. Пустим мышку.? Иди-иди -сюжет теремка.
С 2,5 лет Собираем ягодки. Проговаривать название варенья. На остановке животные могут разбежаться мышка за колоском, лягушка за комарами, мишка за малиной, личка зайчиков пугать
• Театр. Ставьте спектакли по очереди или показывайте представление вместе, а игрушки пусть будут зрителями. Играйте и в драматический, и в кукольный театры. И не забудьте про важный для ребенка антураж - покупку билетов, рассаживание по своим местам, звонки перед представлением, антракт и театральный буфет.
• Аэропорт
Что нужно: игрушечные самолеты, помещение аэровокзала, фигурки работников аэропорта, стюардессы, пассажиров.
Что делать: пассажиры приезжают в здание аэровокзала. Регистрируют и сдают багаж, показывают билеты, проходят через металлоискатель, отправляются в зал ожидания, а затем приглашаются в салон самолета. Пассажиры пристегиваются, самолет взлетает, во время полета стюардесса приносит напитки и еду. После посадки и выхода из самолета пассажиры получают багаж в здании аэропорта.
• Дракон и принцесса
Что нужно: щит и меч, место замка принцессы, место пещеры дракона.
Что делать: дракон нападает на принцессу и уносит ее к себе в пещеру. Рыцарь спасает принцессу, но сначала он должен узнать, чего боится дракон: меча, огня, воды, щекотки…
• Почта
• Почтальон разносит письма и телеграммы.
• Отправление посылок на почте.
Роли. Почтальон, работники почты, клиенты.
Основные игровые действия. Писать письма - относить на почту; получать письма - читать; приносить почту - раздавать письма.
Что нужно: газеты, журналы, конверты, посылки, сумка почтальона, «дом» из нескольких квартир.
Что делать: работники почты сортируют корреспонденцию по номерам квартир. Почтальон кладет газеты и письма в сумку, заходит в нужный дом и раскладывает почту по ящикам. Если есть письмо или бандероль, почтальон звонит в дверь, уточняет имя и фамилию получателя, просит расписаться в уведомлении и отдает письмо или посылку.
• Игры в деревню
• Обитатели бабушкиного двора (домашние животные).
• Бабушкин огород.
• Бабушкин сад.
Роли. Бабушка, ребенок, мама, папа, домашние животные.
Основные игровые действия. Ехать в автобусе - выходить на остановке; кормить животное - гулять с ним; копать лопаткой.
• "У меня зазвонил телефон"
Разговор по телефону:
С мамой, папой, бабушкой, дедушкой (рассказать о том, в какие игрушки играет, спросить, чем занимаются родные и пр.)
С врачом (вызвать врача к больному ребенку или к себе, рассказать, что болит). После этого можно разыграть сюжет "Больница".
С продавцом (спросить, есть ли в магазине яблоки, конфеты, игрушки и пр.). После этого можно поиграть в сюжет "Магазин".
С парикмахером (узнать, работает ли парикмахерская, можно ли придти и сделать прическу и пр.). Разыграть сюжет "Парикмахерская".
Использовать в разговоре по телефону стихотворение К. Чуковского "У меня зазвонил телефон".
• Игры с кубиками.
Изготовление из кубиков мебели для кукол и животных (стульчика, кроватки, скамеечки и пр.).
Изготовление больших и маленьких домиков, башенок, дорожек и пр.
Строительство будки для собачки.
Строительство башенки для петушка и пр.
Строительство зоопарка.
Строительство гаражей для больших и маленьких машин (в том числе ангаров для самолетов).
Строительство причалов для лодок и кораблей.
«Попади в коробку». Посоревнуйтесь с ребенком в меткости. Поставьте на полу корзину. Станьте от нее на некотором расстоянии. Бросаем в нее блоки. Пусть каждый возьмет себе детали одного цвета (маме - синие, малышу - желтые). Побеждает тот, кто забросил больше всего деталей.
«Печем пирог». Предложите малышу «испечь» пирог с малиной - строим башню только из красных блоков. Затем печем пирог со сливой - из синих блоков. Усложняя задание, печем пирог, чередуя слои - красный-синий, красный-синий. Считаем, сколько коржей у нас получилось.
Развивая фантазию крохи, придумывайте угощения для животных. Желтая деталь - это и сыр для мышки, и груша для червячка, и одуванчик для коровки.
«Утята и гусята». Возьмите красные и синие блоки - это будут утята и гусята. Они идут на речку купаться. Речка - шарф подходящего цвета. Они идут по очереди: сначала - утенок ( кладем синий кубик ), потом - гусенок ( кладем красный кубик ), повторяем - утенок, гусенок. Теперь говорите вы, а кубики пусть кладет малыш. У реки 2 мамы - мама с гусятами поплыли в одну сторону, а мама с утятами - в другую. Распределяем блоки - красные в одну сторону, синие - в другую. Покупались, теперь идут домой, как и в начале.
«Играем в коробке». Для этой игры вам понадобится любая коробка (из-под обуви, из-под конфет). Сегодня коробка у нас превратится в домик, а блоки в его жителей. Расселяем жильцов по углам. «Кто будет жить в правом верхнем углу? Синий человечек. А в нижнем левом углу? Желтый». Если поставить жильцов внизу - они выглядывают с балкончика. Если вверху - залезли на крышу. Если находятся вокруг коробки - гуляют на улице, водят хороводы. Коробку можно расчертить на несколько квадратов: 3 на 3 или 4 на 4. Это будут квартиры. Поселив жильцов, ходим к друг другу в гости, рассматриваем соседей справа, слева, кто живет внизу, кто вверху. А сколько шагов нужно сделать, чтобы прийти к Красному человечку?
«Трафарет». Блоки можно использовать как трафарет - обводим их карандашом или фломастером. К готовому прямоугольнику дорисовываем глазки, ротик, носик. Или хвостик (ваша фантазия). Сделайте несколько таких героев, играйте с ними.
«Лестница». Из конструктора можно построить лестницу вверх и вниз. Пусть Львенок взбирается по лестнице, а Котенок поднимается. Кто из них выше, кто ниже? Кто идет вверх, кто вниз?
«Что лишнее?». Положите перед малышом детали конструктора. Предложите определить - что лишнее. Находить лишнее можно по цвету (три красных блока, один желтый), по размеру (три коротких - один длинный), по виду постройки (три стульчика без спинки - один со спинкой).
«Что изменилось?». Эта игра для развития памяти. Сделайте с крохой небольшое сооружение. Предложите ему отвернуться. В это время меняем либо одну деталь в постройке, либо добавляем. Предложите ребенку угадать - что изменилось?
«Ворота». Строим ворота разной высоты. Вот по дорожке идет жираф. Будет ли ему видно за высокими воротами? А за низкими? А если мышка прибежит? Почему она ничего не видит за высокими воротами? Обсуждаем с ребенком.
«Больше, меньше, поровну». Рассадите своих друзей. Раздайте им угощенье (блоки от конструктора). Предложите малышу угадать - у кого больше всех конфет, у кого меньше всех, у кого поровну.
«Во саду ли в огороде». Соорудите из конструктора деревья - это ваш сад. Отдельно сделайте грядки на огороде (красный ряд деталей, желтый ряд). Возьмите карточки с изображением овощей и фруктов и предложите малышу распределить картинки. Напоминайте крохе, что фрукты растут на деревьях, а овощи на грядках. Сделайте отдельно грядку морковки (садим на красные детали), грядку капусты (садим на зеленые детали).