КАК НАПИСАТЬ РЕЗЮМЕ МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ БЕЗ ОПЫТА РАБОТЫ
В последнее время, занимаясь, подбором кадров, я отметила, что многие присланные мне резюме я даже не открываю. То есть «не цепляет» уже сразу. Это при том, что в моих вакансиях требуемый опыт работы свыше 6 лет. И в этот момент я подумала о том, как же тяжело сейчас устроиться молодому специалисту без опыта работы вообще. Ведь если даже резюме «опытных» я открываю через одно, то что говорить о выпускниках вузов без опыта…
В этой статье я решила дать несколько советов о том,
КАК НАПИСАТЬ РЕЗЮМЕ МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ БЕЗ ОПЫТА РАБОТЫ, ЧТОБЫ ДОКУМЕНТ ПРОЧИТАЛИ, А КАНДИДАТА ПРИГЛАСИЛИ НА СОБЕСЕДОВАНИЕ.
Все примеры и рекомендации актуальны для работы в базе Head Hunter.
Правило №1. Не просто размещайте резюме, а откликайтесь на размещенные вакансии.
Работодатели тоже люди: порой им тоже некогда или неохота искать в огромной базе кандидатов, проще - разместить вакансию и ждать ваших откликов. С другой стороны, есть и финансовый аспект: купить базу резюме для работодателя дороже, чем разместить свою вакансию. Поэтому часть работодателей из малого и среднего бизнеса могут просто о вас не узнать, если вы сами не откликнетесь. Кстати, вы можете указать свой телефон в графе «Обо мне» и тогда вас увидят работодатели, не купившие доступ к базе.
Правило №2. Не рассчитывайте без опыта работы устроиться по специальности.
Поверьте, на рынке достаточно специалистов любого профиля хоть с каким-то опытом, поэтому брать «нулевого» выпускника нет никакой необходимости. Устроиться по специальности можно лишь в трех случаях: 1. по знакомству; 2. в маленьком поселке или городке, где дефицит кадров в принципе; 3. если вы такой узкий специалист, которых в данный момент не хватает (например, сейчас дефицит сантехников). Поэтому устраивайтесь в театр гардеробщицей, общайтесь со зрителями и превращайтесь в менеджера по продажам спектаклей, продавайте и становитесь коммерческим директором. Примерно так.
Правило №3. Обязательно пишите сопроводительное письмо.
На это есть две причины. Во-первых, это единственное, что вы реально можете о себе рассказать, если опыта работы у вас нет. А во-вторых, работодатель получает резюме либо уведомлением на почту, либо просматривает их на странице своих вакансий. При этом резюме без сопроводительного письма и без опыта выглядят так, что открывать их нет смысла. Например, вот так.
Резюме с сопроводительным письмом выглядит интереснее даже в таком же списке, тем более письмо можно сразу открыть. В данном примере «молодой специалист» понимает, что по трудовой у него непрофильный юридический опыт, поэтому в сопроводительном письме пишет о своих языковых навыках.
Но еще лучше сопроводительное письмо работает, когда работодатель открывает отклик в почте. Письмо в примере составлено коротко, но так, что сразу есть интерес открыть резюме.
Правило №4. В названии резюме не пишите «любая должность» или «любая работа».
Логичнее всего писать в названии то, что работодатель, которому вы отправляете резюме, написал в вакансии. Или указать «ассистент маркетолога/бухгалтера/программиста». Самое главное, не отправлять резюме с названием «учитель младших классов» на вакансию «преподаватель английского языка», хотя понятно, что у вас в дипломе может быть «учитель начальных классов с дополнительной специальностью английский язык». Смотрится это, тем не менее, несолидно.
Правило №5. Напишите что-то в графе опыт работы, обозначьте свой главный навык, который может пригодиться работодателю.
В списке кандидатов у работодателя отображается графа «последнее место работы» (должность+компания). Используйте эти поля для краткого описания своих компетенций или намерений. Например, при вакансии учителя начальных классов: Научила читать ребенка 5 лет за 4 месяца (в графе должность), в своей семье (в графе компания). При позиции маркетолога: Умею создавать сайты на платформе такой-то…(в графе должность»), Курсы Web-Super (в графе компания).
Правило №6. Не пишите в графе «Обо мне» стандартный набор слов.
Абзац «Пунктуальность, стрессоустойчивость, ответственность, исполнительность, отсутствие вредных привычек, грамотная речь…и далее по списку» никому не интересен. Во-первых, пунктуальность - это то, что работодатель считает вашей обязанностью, а не особенным качеством. А во-вторых, напишите человеческим языком о себе. Лучше написать: я никогда не опаздываю на занятия и почти всегда приезжаю за 20 минут до них, чтобы иметь возможность подготовить материалы к уроку (это намного лучше, чем канцелярское «пунктуальность»). Напишите о том, чем вы хотите заниматься и почему. Что умеете. Например, вы можете хорошо фотографировать. А вакансия, например, менеджера по продажам. Вроде бы: к чему тут ваши курсы по фотографии? Но руководителю, вполне возможно, нужно еще и фотосессию для сотрудников провести или регулярно фотографировать мастер-классы по приготовлению пиццы… Ваш навык может пригодиться, даже если продавец вы пока нулевой. Проверьте ошибки в Word, особенно когда пишете «грамотность»J.
Правило №7. Укажите все контакты и БУДЬТЕ ДОСТУПНЫ!
Перезванивайте, если были недоступны, а вам звонили.
Правило №8. Позвоните работодателю, если отправили резюме.
Не стесняйтесь и не ждите. Сделайте шаг навстречу первым. Это же и вам нужно. Поверьте, звонит 1 человек из 20. И именно он запоминается. Потому что работодатель думает: «Ага, звонит, значит, хочет работать, значит, готов трудиться, а не ждет у моря погоды».
КАК НАПИСАТЬ СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО
Прежде чем написать сопроводительное письмо, посмотрите на себя глазами работодателя. Это вообще очень важный навык: СМОТРИТЕ НА СЕБЯ С ПОЗИЦИИ РАБОТОДАЕЛЯ И СТАРАЙТЕСЬ ХОТЬ ИНОГДА ПОНЯТЬ ЕГО ИНТЕРЕСЫ. Проанализируйте, в чем для работодателя интерес взять молодого специалиста без опыта работы и в чем его риски.
Возможные интересы:
1. Сэкономить. Хороший специалист с опытом (особенно большим) всегда стоит дорого, и не каждый работодатель может его себе позволить. Отсюда ваша основная ниша: малый и средний бизнес, ИП, ООО.
2. Получить старательного и трудолюбивого сотрудника. Вот это самая главная мотивация. Чем опытнее специалист, тем меньше его рвение, тем больше у него семейных и иных приоритетов. А работодатели любят активных, инициативных, тех, кто готов, если надо, посидеть до 12 ночи, кто готов ради своей репутации быть трудолюбивым.
3. Закрыть вакансию с неинтересной работой. Часто нужно разбирать бумажки, готовиться к отчетностям, раздавать листовки или оформлять сувенирные наборы, сидеть за стойкой регистрации или забивать базу в эксель. Опытный человек на эти позиции не пойдет. Грузить этим сотрудников с другим профилем тоже тяжело. Вот здесь и может пригодиться молодой неопытный специалист. А если вы с этими мелкими задачами справитесь хорошо, у работодателя буду все основания доверить вам что-то более значимое.
4. Убить нескольких зайцев сразу. Например, нужен маленькому магазину сайт. А еще нужны листовки для старта. А еще промо-акцию хочется провести. А потом постоянно мерчендайзер должен выкладку на витрине контролировать. Если вы сможете даже не очень профессионально сделать дизайн, разработать простой сайт и проведете промо-дегустацию, работодатель будет счастлив иметь такого молодого специалиста 3 в 1.
5. Желание вырастить специалиста «под себя». Порой научить и вырастить легче, чем найти «готового». А тем более, переучить человека, который уже 10 лет пашет в каком-то направлении. Молодой и толковый зачастую интереснее, чем опытный с «неправильными» (или неподходящими для конкретного работодателя) установками.
Риски:
1. Получить амбициозного и бесполезного сотрудника. Чаще всего выпускники без опыта много требуют и очень мало предлагают. Вообще «думать в первую очередь о себе» - главная ошибка неопытных специалистов.
2. Переделывать по 50 раз одно и то же. Конечно, работодатель готов учить, но не все одинаково способны, и некоторых приходится учить бесконечно долго. Так, что проще сделать самому.
3. Получить безответственного работника, не понимающего специфику и цели работы любой компании. Не соблюдает иерархию, не пришел вовремя, не предупредил о болезни, не понимает, как общаться с руководством/клиентами, не отвечает на звонки, не выполняет обещаний и пр. Принимает необдуманные решения без согласования с работодателем. Не понимает, как его действия влияют на общий процесс.
4. Сделать некачественный товар или оказать некачественную услугу и потерять клиентов.
5. Поработает три месяца и уйдет. Устанет, надоест, перегорит. Предложат что-то еще.
Поэтому ваше сопроводительное письмо должно выглядеть примерно так (стиль мой авторский и намеренно утрированный для понимания сути, измените его на свой, чтобы он соответствовал вашему реальному стилю письма):
«Марина Петровна! Пока у меня нет опыта работы в сфере туризма, однако я готов начинать с малого и круглосуточно пахать для того, чтобы заработать себе репутацию, а вашей фирме - сотню новых клиентов. В перспективе я бы хотел стать в вашей компании менеджером департамента по направлению «Прибалтика», потому что именно такую специальность я получил в университете, но пока готов выполнять любые функции, которые вы можете мне доверить, параллельно изучая специфику вашей компании, принципы ее работы. Я обратил внимание, что вы выводите на рынок новое направление «Эстония», поэтому направил вам программу тематического тура «Промышленный Таллин», которую я составил специально как пример моей работы. Я не претендую на высокий оклад, для меня важна сама возможность погружения в туристический бизнес. У меня достаточно энергии, готов посвящать вашему проекту много времени, пока я не ограничен семьей, поэтому профессиональный рост - мой первый приоритет. Возможно, Вам пригодится мой навык фотографирования: я прошел курс такой-то, могу делать репортажные съемки ваших промо-туров в Индию. Кроме того, в университете я сделал два сайта проектов такой-то и такой-то. Я ответственный человек, понимаю, что для вас большой риск взять человека без опыта, поэтому буду стремиться оправдать ожидания, чтобы туристов в вашей фирме стало больше, а ваши вложения в меня - окупились. С уважением, Иван Петров».
Если вас пригласили на собеседование, говорите больше о компании: задавайте вопросы, говорите о том, что удалось предварительно узнать, предлагайте то, что вы можете сделать для компании. А не о себе. Не спрашивайте про отпуска, отгулы, курсы для сотрудников и ДМС.
Удачных вам собеседований!
![](https://cdn4.imgbb.ru/navatar/200/2009367/201807/85d0c7a6fbdcabd95c462b4a80222361.jpg)
![](https://style.imgbb.ru/st/img/user_avatar.png)
![](https://cdn4.imgbb.ru/navatar/200/2009367/201807/85d0c7a6fbdcabd95c462b4a80222361.jpg)