Каждый день убеждаюсь в том, что заниматься с ребенком - очень благодарное занятие. Результаты можно увидеть очень быстро или просто быстро.
Главное, что так называемые занятия - это всего лишь игра, которая никому не в напряг. Многое получается само, невзначай, главное подхватить волну ребенка и правильно развить тему.
Даже развивающие методики, иногда требующие повышенного внимания и концентрации ребенка можно видоизменить так, что всем будет весело. Поясню. Когда я только узнала о методике Домана, я, как и всякая мать, загорелась. Ну кому не захочется, чтоб ребенок научился рано читать? Чем больше я читала материалов по методике, тем меньше было уверенности, что она нам подойдет. И вот что я сделала. На одном хорошем сайте (ссылку давать не буду, потому что этот сайт сейчас не работает) я нашла идею одной мамочки сделать большой альбом с изображениями на разные темы (фрукты, овощи, звери, птицы и т.п.). Каждое изображение должно быть подписано как "велит" дядя Доман, красными крупными буквами. Альбом получился ну ооочень толстым. И вот этот альбом я каждый день понемногу начала показывать Лере. Тогда ей было около года. Она смотрела с большим интересом и почти всегда требовала "продолжения банкета". Так продолжалось несколько месяцев, я сделала еще один альбом. А потом, когда нам все это поднадоело, мы убрали их до поры до времени на полку. Я не доставала их месяца четыре. За это время Лера начала понемногу говорить.
И вот недавно от скуки я достала альбомы снова и начала показывать их Лере. Но! На тот раз не я показывала ей, а она мне! Я листала альбом, а она показывала и называла многие картинки (за исключением сложных названий). Конечно, речевые возможности полуторагодовалого ребенка сильно ограничены, и она называла картинки теми звуками, которыми владеет.
Авокадо - ака
Ананас - нана
Яблоко - бака
Ну и так далее. Приятно удивило меня то, что Лера запомнила все эти картинки и не забыла за несколько месяцев! Да еще и начала их называть! я поразилась, как много она запомнила! Даже теперь альбом смотреть в тыщу раз интересней!
Я каждый раз называю ей картинки снова и снова, она смотрит на движение моих губ и пытается повторить. Каждый раз получается немного лучше! И теперь нередко по утрам после еды нередко можно услышать возглас "Абам!" Ляля требует альбом на просмотр.
Также в игре мы выучили простые геометричесие фигуры и цвета. В мягкой книжке, которую я сшила для Ляли, у меня есть специальная страничка с липучками, на которую мы лепим опять же сшитые мной разноцветные фигурки. Круг, прямоугольник, треугольник. С этого всё началось. Каждый раз в игре я просто называла каждую фигурку - что это и какого цвета. Теперь Лера безошибочно дает нужную фигурку и уже пытается их называть. То же самое с цветами. Ничего особенного, просто всегда называешь цвет предмета. Красное колечко, розовый цветок, оранжевый фломастер и т.п.
Сейчас Лера ходит, тычет пальчиком во все яркие предметы и называет их цвета. Опять же пока буквами (кх - красный, си - синий, ззз - зеленый), но главное- безшибочно. Причем любит именно яркие цвета! Но и другие знает! А вчера разглядела на своей водолазке цветные полосочки и показывает мне красную. Я подхватила её мысль и говорю: "А посмотри, у тебя штанишки тоже красные!"
Так мы нашли в комнате множество красных предметов.
Самое прикольное и совсем неожиданное получилось с буквами. Давным-давно, с самого Лериного "детства"))) мы время от времени читаем книгу Елены Благининой. Стихи там всякие. А в конце букварик, на который я даже не обращала внимания. Пару недель назад, занимаясь хозяйственными делами, я оствила Леру с этой книжкой наедине. Когда вернулась, книга было открыта на странице с буквариком. Лера, вопросительно глядя на меня, тыкала пальцем в букву А. Ну я назвала, язык не отвалится. То же самое произошло с остальными буквами на странице. А, Б, В, Г. Хва на первый раз. Конечно, видя энтузиазм ребенка, я за это уцепилась. И когда в следующий раз мы читали эту книгу, то повторили первые буквы и узнали несколько новых. Всё в игре! Не хочет, балуется, кривляется - ну и ладно! Главное, не отбить желания!
Теперь Лера ходит по дому и показывает мне все буквы, какие знает. На хозяйском холодильнике наклеены разные этикетки от продуктов (дизайн, блин))). Но для нас это оказалось очень замечательно! Лера подходит к холодильнику и начинает показывать мне все знакомые буквы. Особенно нам нравится пузатая Ф. Не знаю, что из этого выйдет, может со временем, если не потеряет интерес, Лера поймет, что буквы могут складываться в слова.
Не подумайте, я не сумасшедшая мама, коих сейчас навалом. Они любят утверждать, что их гениальный ребенок говорит предложениями в год, а в два уже бегло читает и решает уравнения в три))) Не, у нас всё гораздо проще. Все в удовольствие! Всё в виде игры, и лишь немного серьёзности! И главное, ничего не требовать от ребенка, ничего не ждать! И всё получится!