Войти Регистрация

Алина

Улан-Удэ Россия
30 июля 2007, 18:36   •  Без категории
7  самых  распространенных  капризов    и  как  на  них  реагировать  

Консультации детского клинического психолога
Когда ребенок чем-то недоволен и ноет, а родители не могут его понять – ссора неизбежна. Скандал подобно костру разгорается из одной неправильной реакции, из - за одного не с той интонацией сказанного слова. А ведь жалобы ребенка, это не пустое нытье, как полагают многие. У самых распространенных из них есть вполне определенный тайный смысл, который он, таким образом, чадо пытается донести до мама или папы. Попробуйте несколько дней внимательно выслушивать все жалобы малыша, правильно реагировать на них, и вы удивитесь, насколько изменятся ваши взаимоотношения с собственным крохой. В лучшую сторону.

Жалоба №1. На усталость

Варианты: «Я устал», «Я больше не могу» - и так целый день, независимо от того, сколько времени прошло после отдыха.
Тайный смысл жалобы: Жалуясь на усталость, ребенок констатирует факт и ждет от вас соответствующей реакции. Если вы слишком увлечены каким-то делом – таким образом, он может пытаться привлечь ваше внимание. Если вы наоборот чрезмерно загружаете его – жалуясь на усталость, малыш подразумевает «оставь меня в покое». А вот стонать чадо начинает каждый раз, когда вы даете ему неприятное задание – это всего лишь способ манипулировать вами. При этом кроха не желает признавать, что у него нет желания выполнять вашу просьбу. В общем, просто ребенку кажется, что жалобы на усталость звучат менее обидно для вас и более правдоподобно для него.
Как отвечать: Выясните, от чего малыш устал, и какой именно помощи он от вас ждет: посочувствовать, посидеть рядом или наоборот исчезнуть из поля его зрения. Предлагая ребенку отдохнуть, обговаривайте продолжительность паузы в делах: «Давай ты, сейчас посмотришь мультфильм (поспишь) и отдохнешь, а потом мы пойдем в магазин (продолжишь заниматься)». Не забудьте спустя некоторое время поинтересоваться самочувствием сна или дочери. Таким образом, вы покажите, что не пропускаете жалобы мимо ушей и действительно переживаете за ребенка.
Что не надо говорить: «Надо было меньше бегать (кричать, баловаться…)» - сейчас не время критики. Если ребенок вами манипулирует, не нужо демонстрировать, что вы знаете истинную причину его капризов - «Вечно ты устаешь, когда я прошу мне помочь». Лучше в следующий раз перед тем, как что-либо попросить, поинтересуйтесь его самочувствием. Тогда у малыша не будет возможности симулировать, прикрываясь усталостью.

Жалоба № 2. На скуку

Варианты: На вопрос, что ты такой грустный ребенок отвечает, что ему скучно. Хотя это видно и без слов, по выражению его лица.
Тайный смысл жалобы: Малыш привык, чтобы его развлекали, и не может самостоятельно придумать себе занятие. Или он слишком долго играл один и теперь ему хочется пообщаться с вами, но он боится отвлекать маму или папу от домашних дел и ждет, пока вы заметите его унылое выражение лица.
Как отвечать: Предложите ребенку заранее спланировать свободное время. Вместе решите, когда он будет играть, когда рисовать, когда смотреть мультфильмы, а когда делать уроки. «Давай ты после садика немного поиграешь, потом мы вместе почитаем, а потом ты будешь собирать смотреть мультфильм. Чередуйте совместное времяпрепровождение и самостоятельные игры ребенка. Если вы заметили, что малыш слоняется без дела с унылым выражением лица – поинтересуйтесь, что у него сейчас по плану, чем он сейчас собирается заняться.
Что не надо говорить: «Ну, так займись чем-нибудь – у тебя столько игрушек», «Иди, читай (уберись в своей комнате) – если не знаешь что тебе делать!». Нежелательно предлагать ребенку «развлечься» неинтересными ему делами. От такой альтернативы ему станет еще более грустно.

Жалоба №3. На других детей

Варианты: «Паша меня бьет», «Маша отнимает у меня игрушки» - и так после каждого общения со сверстниками. Все вокруг плохие – один он хороший.
Тайный смысл жалобы: Если подобные жалобы произносит трехлетний карапуз - это нормально. А вот если на других детей жалуется ребенок 5-6 летнего возраста – это свидетельствует о неумении находить общий язык со сверстниками. Если ребенок всегда ищет виноватых – он не умеет анализировать свое поведение и поведение других детей. Скорей всего малыш мало общается с другими детьми. Он привык, что взрослые (родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сестры) всегда ему уступают, и удивляется, почему другие дети ведут себя иначе.
Как отвечать: Почаще оставляйте ребенка один на один с другими детьми. Если дети что-то не могут поделить или ссорятся – не влезайте. Дайте чаду возможность самостоятельно решать свои проблемы. Когда кроха жалуется, постарайтесь ему логически объяснить поведение других детей. «Паша тебя бьет не потому что он плохой, а потому, что ты отнял у него машинку».
Что не надо говорить: «Ты сам виноват» - сейчас не надо искать виноватых, нужно объяснить ребенку, почему другие дети ведут себя так, а не иначе.

Жалоба №4. На взрослых (бабушек, дедушек, воспитателей)

Варианты: «Бабушка всегда заставляет меня есть суп и у меня потом болит живот», «Воспитательница укладывает меня спать днем – и вечером я не могу уснуть»
Тайный смысл жалобы: Подобные жалобы часто возникают, когда у всех взрослых, которые занимаются воспитанием ребенка, разные взгляды на педагогический процесс. Ребенок не понимает, почему мама разрешает не спать днем, а воспитательница заставляет; почему у родителей можно не есть суп, а бабушка настаивает на обратном…
Как отвечать: Жалобы исчезнут, как только взрослые придут к единому взгляду на воспитание ребенка и детский распорядок дня. Если придерживаться единой педагогической линии не получается – объясните ребенку, что иногда обстоятельства позволяют нарушать тот или иной распорядок.
Что не надо говорить: «Скажи, бабушке, что я разрешила тебе не есть суп» - не нужно манипулировать взрослыми при помощи ребенка. «Бабушка не права» - подобными высказываниями вы настраиваете малыша против других взрослых (которые не выполняют ваши требования по его воспитанию).

Жалоба №5. На нехватку свободного времени

Варианты: Каждый день перед сном ребенок жалуется, что он что-то не успел сделать - «Я опять не успел посмотреть мультики». Или, когда вы его просите помочь он говорит, что опять не успеет поиграть в компьютер, порисовать.
Тайный смысл жалобы: Возможно, вы слишком загрузили малыша, и у него действительно, нет свободного времени. Или ребенок не умеет самостоятельно планировать его, он слишком увлекается одним делом, в ущерб остальным занятиям.
Как отвечать: Чтобы избежать жалоб на нехватку времени – составьте вместе с малышом подробный распорядок дня, в котором помимо времени посещения различных секций будет место для выполнения ваших поручений (помощь маме) и свободное время. Заранее предупреждайте ребенка о запланированных делах «заканчивай играть, через 20 минут мы будем мыть пол». Тогда у него будет возможность морально подготовиться к неприятной обязанности и ваша просьба не будет для него неожиданностью.
Что не надо говорить: «Ты просто очень медленно все делаешь» - ваша задача составлять распорядок дня с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Если вы знаете, что малыш долго одевается (умывается, ест) отводите на эти процедуры столько времени, сколько ему необходимо. Не торопите чадо фразами «давай быстрей, мы опаздываем» - если вы будете подгонять его, у маленького человека возникнет ощущение постоянной нехватки времени.

Жалоба №6. На проблемы в детском саду

Варианты: «У меня опять ничего не получается», «Я хуже всех рисую (прыгаю, пою)».
Тайный смысл жалобы: Малыш хочет высказаться и поделиться с вами своими проблемами. Ему нужен слушатель. Если ребенок все время жалуется на одно и тоже (я плохо пою) – он, таким образом, пытается объяснить вам свои приоритеты.
Как отвечать: Внимательно выслушайте жалобы малыша. Все, что от вас требуется это изображать неподдельный интерес (а ведь это не сложно, правда?..) к его проблемам и периодически вставлять ободряющие реплики типа «Надо же!». А когда он, наконец, выговориться, подведите итог: «Я уверена, что ты со всем справишься, ты ведь такой умный (настоящий силач, самая красивая, лучше всех поешь…)». Не пытайтесь проанализировать ситуацию и докопаться до истины. Ваша задача вернуть ребенку веру в себя и оптимистический взгляд на жизнь. Обязательно поинтересуйтесь, чем вы можете помочь в данной ситуации и предложите несколько вариантов решения проблемы (давай я тебя научу рисовать, хочешь записаться в музыкальную школу).
Что не надо говорить: Не пытайтесь успокоить чадо фразами типа «это разве проблемы! Вот у меня сегодня …». В данный момент ребенок ищет жилетку, в которую можно поплакаться. Он не готов выслушивать ваши проблемы, тем более, что на его уровне его неприятности ему, действительно, кажутся существенными и более серьезными, чем ваши.

Жалоба №7. На жизнь

Варианты: На вопрос «Как дела» - у ребенка всегда один ответ - плохо, не очень, да так себе. В общем, день не задался, жизнь не удалась. В разговорах с другими детьми он часто говорит фразу «Везет тебе». А рассказы о друзьях начинает со слов «Как хорошо Маше, у нее есть большой велосипед (собака, компьютер, телевизор).
Тайный смысл жалобы: У ребенка пессимистический склад характера. Он не умеет радоваться тому, что имеет и завидует окружающим. Прежде чем винить его за «грустный» взгляд на жизнь – внимательно проанализируйте свои разговоры дома. Скорей всего малыш постоянно слышит от взрослых о каких-то проблемах, которые надо срочно решить и воспринимает свою жизнь, как одну большую «невезуху». При этом от посторонних он ничего подобного не слышит, и уверен, что им живется значительно легче.
Как отвечать: Ваша задача научить ребенка радоваться тому, что имеешь и ценить настоящее. Поменьше обсуждайте дома различные проблемы. Прежде всего, постарайтесь сами научиться радоваться настоящему и акцентируйте внимание крохи именно на положительных моментах. Заведите традицию длиться друг с другом приятными событиями. Пусть, например, за ужином каждый член семьи расскажет, что у него хорошего произошло за день, и как он этому радовался. Первое время вам придется вытягивать из ребенка приятные воспоминания при помощи наводящих вопросов, но постепенно он научиться обращать внимания именно на положительные моменты жизни.
Что не надо говорить: «Вечно у тебя все плохо», «Ты опять всем недоволен» - от такой «поддержки» ребенку станет еще хуже.

Жалобы без тайного смысла, которые нельзя игнорировать:
-На здоровье;
-На чувство голода;
-На жажду;
-На желание спать;
-На страх.


20 июля 2007, 12:10   •  Без категории
18 июля 2007, 16:55   •  Без категории
Здоровье:  Показывать  ребенку  компьютер  можно  только  после  пяти  лет.Представить  сегодня  продвинутого  подростка  без  компьютера  довольно  сложно.  И  хотя  существуют  всевозможные  нормы,  регламентирующие  время,  которое  дети  могут  проводить  перед  экраном  монитора,  соблюдают  их,  наверное,  только  в  школах.  И  все  же  врач-офтальмолог  Галина  Сергеева  еще  раз  обращается,  если  не  к  детям,  то  хотя  бы  к  родителям.
До пяти лет никакого компьютера у вашего ребенка быть вообще не должно. Если вы его купили в подарок на 5-летие, то помните, что проводить за ним время малыш может не дольше 30 минут в день. И так до достижения 7-летнего возраста.
С 7 до 12 лет можно сидеть перед монитором не дольше часа в день. А с 12 до 16 лет – не дольше 2-х часов. В противном случае, последствия для зрения могут быть самыми плачевными: от появления ложной близорукости до повышения внутриглазного давления и более серьезных нарушений.
Уровень эмоциональной восприимчивости и степень сопереживания у детей так же различны, как их поведение, состояние здоровья, особенности нервной системы и т. д. Поэтому и сроки утомления варьируются: у некоторых детей оно наступает через полчаса, у других – через 10 минут, а третьи вообще легко могут отказаться от компьютера.

Можно выделить 4 основных типа проявления “компьютерной” усталости
1. Потеря контроля над собой: ребенок часто трогает лицо, сосет палец, гримасничает, кричит и т. п.
2. Потеря интереса к компьютеру: ребенок часто отвлекается, вступает в разговоры, обращает внимание на другие предметы.
3. “Утомленная” поза: ребенок склоняется то в одну, то в другую сторону, откидывается на спинку стула, задирает ноги, упираясь в край стола.
4. Эмоционально-невротическая реакция – крик, подпрыгивания, пританцовывания, истерический смех.

Рабочее место за компьютером нужно правильно организовать. В комнате должно быть столько же света, сколько днем на улице. Заниматься нужно при верхнем или настольном свете, при этом экран должен быть повернут от окна.
Расстояние от экрана до глаз должно быть не менее 50 см, при этом экран должен располагаться на уровне глаз или чуть ниже. Через каждые 20-30 минут нужно отвлекаться от экрана и делать несколько простых упражнений для глаз.
- Крепко зажмурьте глаза, сосчитайте до 10, затем широко откройте и снова сосчитайте до 10. Повторить 2-3 раза.
- 10 секунд посмотрите на указательный палец, расположенный на уровне глаз, примерно в 30 см от лица. Затем переведите взгляд на окно и посмотрите вдаль. Повторить два-три раза.
- Закройте глаза и заслоните веки кистями рук так, чтобы основание ладоней легко касалось глазных яблок. Помассируйте глазные яблоки легкими круговыми движениями ладоней в течение нескольких секунд.
- Закройте глаза, сделайте несколько круговых движений головой, сначала вправо, затем влево.

Елена Прохорова

Источник: Правда.Ру
17 июля 2007, 20:10   •  Без категории
Здоровье:  Слух  младенца    

Еще в роддоме новорожденного обследуют самые разные специалисты. И одним из таких обследований становится проверка слуха ребенка.
Слух – одна из самых важных функций в организме человека. Слух необходим, чтобы научиться говорить: слыша звуки, маленький ребенок со временем начинает повторять их, развивая свою речь. Если же ребенок слышит плохо, по мере взросления у него могут возникнуть и проблемы с развитием речи, так как, согласитесь, довольно сложно воспроизводить то, чего не слышишь. Зачаток органа слуха и равновесия появляется у будущего младенца в начале четвертой недели беременности. Развивается он постепенно сразу в нескольких направлениях (внутренне ухо, среднее ухо, наружное ухо). При появлении малыша на свет ухо ребенка заполнено первородным калом и родовыми водами, а полностью ушки сформируются только к четырем годам жизни. На любом этапе развития ушек малыша может произойти какой-нибудь сбой, что-то повлияет на процесс. Поэтому очень важно проверять слух младенца.
Полная глухота или тугоухость (когда человек слышит плохо) могут быть врожденными и приобретенными. Врожденная глухота может быть результатом неправильного развития какого-нибудь элемента органа слуха; повредить формирующееся ушко ребенка во время внутриутробного развития могут инфекционные заболевания, перенесенный мамой – краснуха, корь, грипп, герпес, особенно опасные в первые четыре месяца беременности. Нарушение слуха у ребенка может быть следствием воздействия на организм мамы радиоактивного излучения, алкоголя, токсических веществ - хинина, салициловых препаратов, ототоксических антибиотиков – стрептомицина, гентамицина, амикацина, тобрамицина и др. Неблагоприятными факторами для развития слуха малыша могут стать токсикозы во время беременности, гемолитическая болезнь новорожденных (несовместимость мамы и ребенка по резус-фактору), асфиксия новорожденного, недоношенность, маленькая масса тела при рождении (менее 1500гр.), переношенность (рождение после 40 недели), патология челюстно-лицевого скелета новорожденного малыша, проведение интенсивной терапии после рождения – искусственная вентиляция легких, длящаяся 5 дней и дольше.
Полную или частичную потерю слуха, развившиеся и проявившиеся после рождения, специалисты рассматривают как приобретенную. Вызывающих их причин множество: это острые и хронические заболевания среднего уха, акустические травмы и травмы черепа, инфекционные заболевания – менингит, грипп, корь, паротит. К снижению слуха могут привести сосудистые нарушения, возрастные изменения, различные отравления (ртутью, мышьяком, хинином; также на слух ребенка могут подействовать ототоксические антибиотики, влияние которых на орган слуха, кстати, усиливается при заболевании почек).
Новорожденный малыш различает только звонкие высокие тона и не реагирует на низкие и тихие. К 4-6 месяцам у ребенка появляется способность локализовать звуки. У хорошо слышащего малыша с полугода способность реагировать на звуки лепетом, воркованием, поворотом головы в сторону источника звука становится очевидной для родителей, родственников, врачей. С 9 месяцев появляется способность подражать звукам, повторять некоторые из них. После этого возраста малыши начинают понимать значение звуков, осмысливать речь. Речь ребенка развивается параллельно со слухом. Можно сказать, ребенок говорит то, что слышит, и так, как слышит.
Распознать в первые месяцы жизни, что слух у младенца снижен или отсутствует, весьма трудно. Даже полностью лишенный слуха младенец в определенные моменты плачет и может ворковать, из-за чего окружающие и не подозревают, что у ребенка могут быть проблемы со слухом. Только позднее, когда нормально развивающиеся дети начинают лопотать более-менее осмысленно, а ребеночек с плохим слухом – нет, у родителей появляются подозрения и опасения. Зачастую к специалистам обращаются довольно поздно.
Слух новорожденного младенца проверяют, регистрируя безусловные рефлексы, реакцию ребенка на некий звук. К таким реакциям относятся мигание век, замирание или «застывание» ребеночка, движение, разведение в стороны ручек и ножек, вздрагивание всего тела, сосательные движения, изменение ритма дыхания, широкое открывание глаз, пробуждение спящего ребенка. Казалось бы, процедура не сложная, но она требует специальной подготовки проверяющего. Такая оценка реакции младенца довольно субъективна; важно не принять обычную подвижность ребенка за реакцию на звук. Ребеночек, которому проверяют слух, должен быть спокоен и здоров (не простужен, например), чтобы врачи могли отличить его реакцию на звук от беспокойства из-за некомфортного состояния.
Существуют и другие методы определения слуха у маленьких детей. К ним относится компьютерная электроэнцефалоаудиограмма. Такое исследование функции слуха ребенка проводят под легким наркозом. Малышу подаются определенные сигналы, и если слух не нарушен, то в коре головного мозга возникают ответные реакции. Компьютер их регистрирует, суммирует и выдает заключение о том, слышит ли малыш и насколько хорошо он слышит.
Проверить малыша можно и с помощью ориентировочной аудиометрии. При этом способе проверки используются не только звуковые, но и визуальные сигналы – картинки, свет. Любой малыш, даже прекрасно слышащий, прежде всего обратит внимание на картинку или игрушку, а уж потом повернется в ту сторону, откуда исходит звук. Но если ребенок заинтересован только изображением и не реагирует на звуковые раздражители, у него можно заподозрить снижение слуха. Это весьма упрощенное объяснение метода аудиометрии, и, разумеется, проводить такое испытание следует специалисту.
Знание неблагоприятных для слуха факторов позволяет не допустить их в жизнь ребенка. Чтобы малыш хорошо слышал, профилактику глухоты и тугоухости надо начинать еще с женской консультации. Принимать во время беременности те антибиотики, которые могут способствовать снижению слуха ребенка, следует только по специальному назначению врача, только в прописанном количестве. Нужно беречься от вирусов и инфекций, а когда появится малыш, тщательно следить за его здоровьем.
Если все-таки вас постигла такая беда, не отчаивайтесь. Вылечить врожденные нарушения слуха не представляется возможным на сегодняшний день, но их можно не пускать на самотек. Вовремя обратитесь к докторам за помощью и реабилитацией. Сурдопедагоги и логопеды обучают детей речи, благодаря чему ребенок может на равных общаться и с теми, кто не слышит, и со слышащими людьми. Также не стоит бояться слуховых аппаратов. Понятие о том, что это приспособление мешает развиваться оставшемуся у ребенка слуху, неверно. Слуховые аппараты поддерживают восприятие ребенком окружающих его звуков, малыш адекватно воспринимает мир, учится говорить так же, как и другие дети.
Если ребенок со сниженным слухом научился общаться с окружающими, реабилитация считается успешной. Однако родители должны понимать, что работа на этом не закончена. От семьи и друзей зависит то, как малыш приспособится к миру без звуков, будет ли он чувствовать себя полноправной частью этого мира.

Автор: О. Баженова
5 июля 2007, 16:39   •  Без категории

        
    
    
10 июня 2007, 19:12   •  Без категории

Пищевая аллергия

Еще полчаса назад ребенок был здоров. Казалось, ничто не предвещало беды. Витя прибежал домой, заглянул в холодильник и увидел там полное блюдо клубники. И само собой разумеется, сразу же принялся за еду. С этого, собственно, все и началось.
Неожиданно появился резкий кожный зуд, повысилась температура, на лице, на руках и на теле выступила яркая сыпь в виде множества волдырей. Со стороны могло показаться, что ребенка будто за какие-то провинности отхлестали крапивой.

Прибывший врач «скорой помощи» без особого труда установил диагноз крапивницы и поинтересовался, что ел ребенок. Когда он услышал ответ, то ничуть не удивился: клубника, а более правильно садовая земляника, довольно часто вызывает явления такого рода у детей. Об этом врач сразу же сказал родителям больного мальчика. Оставив лекарство, он успокоил расстроенную мать и пообещал, что все быстро пройдет, но добавил: «У вашего мальчика
аллергия к землянике, и поэтому вам нельзя больше давать ее ребенку». И действительно, стоило Вите принять несколько таблеток димедрола, как все прошло.

Это довольно типичный случай пищевой аллергии, который не вызвал особых затруднений у врача. К сожалению, в жизни довольно часто бывает так, что у ребенка отмечается аллергия (повышенная чувствительность) не к одному, а сразу к нескольким или даже многим пищевым продуктам. И проявляется это не в открытой форме, а под масками других заболеваний. В таких случаях специалистам бывает нелегко выяснить, какие это продукты. Требуется специальное обследование. При пищевой аллергии иногда наблюдается воспаление слизистой оболочки рта, уха, горла, носа. Не случайно у таких детей бывают затяжные насморки, воспаление ушей. Порой возникают тошнота, рвота, расстройства желудка. У некоторых детей пищевая аллергия может явиться причиной бронхиальной астмы, экземы и некоторых других кожных заболеваний, болезни сердца. В специальной медицинской литературе описан случай, когда врачи наблюдали больную девочку с аллергическим поражением мышцы сердца. Болезнь, как удалось выяснить, была связана с пищевой аллергией к апельсинам и красной икре. Примечательно, что миокардит сопровождался болями в сердце и соответствующими изменениями на электрокардиограммах. При пищевой аллергии могут возникать также различные нарушения ритма сердечной деятельности. Но стоило только
исключить «виновные» продукты из питания, как девочка выздоровела.

В исключительных случаях пищевая аллергия может даже привести к развитию шокового состояния. В специальной литературе описаны смертельные исходы у детей от пищевой аллергии к молоку. Так что пищевая аллергия — заболевание очень серьезное. К сожалению, некоторые родители легкомысленно относятся к этому заболеванию. Многие взрослые, несмотря на запреты, дают детям шоколад или другие продукты. По-видимому, это идет от незнания того, какие могут быть последствия.

Пищевая аллергия сейчас приняла довольно распространенный характер. Во всем мире возрастает число людей, организм которых не переносит некоторые продукты. Исследованиями выявлено, что чаще всего пищевая аллергия возникает у тех детей, матери которых во время беременности и кормления грудью питались однообразно, злоупотребляли теми или иными пищевыми продуктами, на первый взгляд очень полезными, например, молоком, апельсинами, лимонами, рыбой, яйцами. Некоторые будущие матери, у которых дети потом страдали пищевой аллергией, умудрялись во время беременности выпивать до 2 л молока, 2 л кефира и съедать до 500 г творога ежедневно. Такое избыточное однообразное питание, конечно, не могло не сказаться затем на здоровье ребенка. Известен случай: когда грудному ребенку первые попытались дать апельсиновый сок, у него немедленно возникла тяжелая аллергическая реакция. Позднее выяснилось, что его мать во время беременности ела до 2—3 кг апельсинов ежедневно. Все хорошо в меру.

Еще одна немаловажная причина частого развития пищевой аллергии у детей чуть ли не с первых месяцев их жизни — это перевод грудничков на раннее искусственное вскармливание различными заменителями грудного молока, молочными смесями. Не секрет, что у кормящих грудью женщин сейчас часто не хватает молока. Причин много. Но хочется сказать о другом. Многие матери и не пытаются бороться за грудное вскармливание. Нередко без ведома врача по собственной инициативе иные мамаши начинают кормить малышей различными смесями. Хотя прекрасно известно, что ничего лучше материнского молока пока не придумано. К тому же существуют специальные препараты, и в первую очередь из лекарственных растений, которые способны вызвать увеличение количества грудного молока у матери.
Надо только своевременно обращаться к врачам-педиатрам.

Часто родители перекармливают грудного ребенка или кормят его однообразно: дают молочные смеси и каши, забывая о фруктовых соках и овощах. Это тоже способствует развитию заболевания в самом раннем возрасте. Так что следует постоянно советоваться с педиатром и по всем вопросам питания ребенка.

По сути дела, пищевую аллергию могут вызвать любые продукты, но есть такие, которые заведомо относят к данной категории. В первую очередь это коровье молоко. Непереносимость молока может проявляться с первых месяцев жизни ребенка, когда его начинают прикармливать или вскармливать искусственно. Известно, что молоко при кипячении в определенной степени утрачивает свои аллергенные свойства. То же самое происходит с порошковым и еще в большей степени со сгущенным молоком, при приготовлении которых используются высокие температуры. Гораздо меньшим. аллергенным действием, чем цельное молоко, обладают кисломолочные продукты, молочные продукты со сниженной жирностью, так как жир тоже может быть аллергеном. Молоко входит в масло, шоколад, сыры, торты и другие продукты. Об этом тоже нужно помнить родителям и строго следить за тем, чтобы названные продукты не попадали на детский стол, когда имеется аллергия такого рода.

Если у ребенка обнаружена аллергия к коровьему молоку, его стараются исключить из питания: заменяют соевым или сгущенным молоком, кисломолочными продуктами. Так, например, поступают с детьми, у которых отмечается аллергический диатез.

Но молоко не единственный аллерген. Куриные яйца также часто вызывают у детей пищевую аллергию. Этим свойством обладают как белок, так и желток. Но при употреблении вареных яиц эта опасность значительно уменьшается. В то же время есть дети, которые не переносят вареные яйца — либо вареный белок, либо желток. Родители это тоже должны иметь в виду. Им необходимо в таком случае исключить из питания ребенка не только яйца, но и продукты, их содержащие — сдобные булочки, печенье, майонез, кремы, пирожные.

Рыба и отдельные сорта мяса тоже нередко вызывают аллергические реакции у детей, причем варка лишь в незначительной степени снижает нежелательные свойства этих продуктов. Ведущими аллергенами для детей также являются манная каша, морковь, земляника, клубника, апельсины, лимоны, черная смородина, нередко еще и мед, шоколад, варенье.
Кстати, многие из нас, взрослых, вскормлены манной кашей. Сегодняшним малышам, особенно на первом году жизни, манную кашу не дают из-за высоких аллергенных свойств.

Выявить ведущий пищевой аллерген у больного ребенка подчас бывает очень трудно. Поэтому матерям таких детей специалисты рекомендуют вести так называемые пищевые дневники, где с особой тщательностью записывают день и время приема пищи ребенком, ее состав и количество, способ кулинарной обработки, затем описывают изменения в общем состоянии ребенка, его поведении, отмечают появление общих и местных симптомов (кожный зуд, сыпь, рвота, боли в животе). Обычно ведение подобного дневника в течение двух-трех недель позволяет уловить, какой пищевой продукт является аллергеном для ребенка, а специальные методы (кожные пробы, лабораторные анализы) помогают окончательно установить его.

Исключение продуктов-аллергенов из рациона ребенка, как правило, приводит к угасанию заболевания. А вообще, лечение пищевой аллергии представляет большие трудности и требует немало терпения как от врача, так и от родителей больного ребенка.
Вот почему уместно напомнить, что заболевание это легче предупредить, нежели вылечить.

У многих родителей возникает вопрос: почему же все-таки у одних детей развивается пищевая аллергия, а у других — нет? Причин тут много. Одна из них — наследственная предрасположенность. Клинические наблюдения показывают, что родители и ближайшие родственники больных детей с выявленной пищевой аллергией довольно часто сами страдают аллергическими заболеваниями. Однако это не означает, что аллергия, например, к молоку или той же клубнике, в готовом виде передается по наследству. Ребенку передается лишь общая аллергическая готовность.

О профилактике болезни стоит думать уже тогда, когда ребенок еще не родился. Если в семье есть больные аллергическими заболеваниями, а тем более если больна сама мать, необходимо соблюдать определенные меры предосторожности. Лекарства во время беременности надо принимать только по назначению врача. Если беременная плохо переносит те или иные пищевые продукты, их необходимо исключить из диеты.

Дети, родители которых страдают какими-либо аллергическими заболеваниями, должны находиться под постоянным наблюдением педиатра. Признаки аллергического диатеза (экссудативного диатеза), экземы у ребенка всегда требуют пристального внимания родителей к его питанию. Грудным детям, предрасположенным к пищевой аллергии, следует вводить в питание новые продукты с большой осторожностью. Необходимо также и своевременное лечение у ребенка желудочно-кишечных заболеваний, кариеса зубов, хронического тонзиллита и т.д. Все эти профилактические меры помогут вам быстрее справиться с болезнью или избежать ее вовсе.
7 июня 2007, 17:15   •  Без категории

Осторожно: Антивитамины!

О витаминах сейчас уже знают в дошкольном возрасте, а вот о существовании противоположных им веществ известно далеко не каждому взрослому. Между тем знания эти необходимы каждой хозяйке, чтобы она не подавала на стол пищу, обедненную витаминами.

Итак, к антивитаминам специалисты относят биологически активные соединения, обладающие способностью уменьшать или полностью ликвидировать специфический эффект витаминов. В настоящее время эти вещества обнаружены в целом ряде пищевых продуктов.

История антивитаминов началась лет 60 назад с одной поначалу, казалось бы, неудачи. Химики решили синтезировать витамин Б (фолиевая кислота) и заодно несколько усилить его биологические свойства. Этот витамин, как известно, участвует в биосинтезе белка и активизирует процессы кроветворения. Следовательно, в процессах жизнедеятельности ему отводится далеко не последняя роль.

А химический аналог полностью утратил витаминную активность. Но оказалось, что новое антивитаминное соединение тормозит развитие клеток, прежде всего раковых. Поэтому его стали применять для лечения онкологических больных. Стремясь понять механизм лечебного действия препарата, биохимики установили, что он является антагонистом витамина Вс.

В овощах, ягодах и фруктах, но больше всего в огурцах, кабачках, цветной капусте и тыкве содержится аскорбатоксидаза. Этот фермент, как нетрудно догадаться по его названию, способен окислять витамин С до практически неактивной формы. Но это бывает лишь в тех случаях, когда структура овощей, ягод и фруктов нарушается. (Дело в том, что природа позаботилась, чтобы внутри плодов витамин С и разрушающий его фермент были разобщены.) Подобное происходит, например, при кулинарной обработке, длительном хранении. Например, только за счет действия аскорбатоксидазы смесь сырых размельченных овощей за 6 часов хранения теряет более половины содержащегося в ней витамина С, причем потери его тем выше, чем больше измельчены овощи. После отжимания соков в результате достижения полноты контакта между аскорбиновой кислотой и аскорбатоксидазой этот процесс еще более ускоряется. Только 15 минут нужно для окисления половины содержащегося в тыквенном соке витамина С, 35 минут — в соке капусты.

И еще, что нужно иметь в виду. 1—3 минуты прогревания при 100° достаточно для подавления активности аскорбатоксидазы.

В заключение — одна необходимая оговорка. К счастью, в продуктах питания соотношение витаминов и антивитаминов сохраняется, как правило, в пользу первых.
4 июня 2007, 15:36   •  Без категории

        
    
    
20 мая 2007, 08:14   •  Без категории

«Безобидные» сладости

Сладкое с незапамятных времен неизменно служило синонимом приятного и во многом недоступного. Уже с самого рождения детей мы начинаем приучать их к неумеренной сладкой жизни: даем грудничкам сильно подслащенные молочные смеси, особенно в "тех случаях, когда они остаются без материнского молока. А потом удивляемся, почему малыши выплевывают овощные и фруктовые соки.

Между тем вкусовые ощущения и привычки у человека зарождаются именно в раннем возрасте. От того, насколько он привыкнет к той или иной пище, будет в дальнейшем зависеть характер его питания. Не надо быть большим провидцем, чтобы сказать, что сегодняшние дети, став взрослыми, в большинстве своем будут любить сладкое.

А не хотелось бы! Надо, чтобы они любили все в меру, ибо известно, что неумеренность в образе жизни, а в питании особенно, никогда к хорошему не приводит. В полной мере это относится и к употреблению сахара. А пока подавляющее большинство детей получают конфеты, шоколад, варенье почти каждый день. Даже гуляя по улице, находясь в общественном транспорте, театре, кино, ребенок сосет леденцы, грызет печенье, ест мороженое. Детей с яблоком или морковью в руках практически не встретишь. Таким образом, вместо положенных 60 г в день многие из ребят-дошкольников в общей сложности получают сахара в 2 раза больше

Немаловажно также и то, что в 6—7 лет у ребенка уже можно активно воспитывать сознательное отношение к употреблению сладостей. Однако и при таких условиях необходимо, чтобы употребление сладостей ни в коем случае не превращалось в систему, как это бывает сейчас во многих семьях. Но пожалуй, еще более жесткого контроля требуют дети с различными проявлениями аллергического диатеза, ибо они отличаются в большинстве своем особо повышенной чувствительностью ко всяким сладким вещам. Иной раз стоит такому ребенку съесть всего одну дольку шоколада, как тотчас же все его тело покрывается зудящей сыпью типа крапивницы. Но об этом отдельный разговор.

Современный ритм жизни человека с большими нервными нагрузками и с постоянно уменьшающейся физической активностью требует качественно иного питания. Теперь для многих людей отпала необходимость в большом количестве энергетического материала. Как считают ученые, наша пища должна быть не только разнообразной, но строго сбалансированной в отношении белков, жиров и углеводов. И она обязательно должна включать большое количество витаминов, минеральных солей и микроэлементов. Все эти требования в полной мере относятся и к питанию дошкольников

Между тем сладости практически лишены всего этого. Их основа — сахар, который является носителем «пустых» калорий и никакой иной ценности, кроме энергетической, не имеет. Не содержит сахар ни витаминов, ни микроэлементов, ни солей. Они в процессе переработки сахарной свеклы уничтожаются. Чем чище, белее сахар, тем он менее полезен. Потребление большого количества сахара и кондитерских изделий в известной степени оправдано лишь при напряженной физической работе, а также при усиленных занятиях спортом. Однако, как известно, это в основном удел взрослых. Для детей же избыток сахара — это всегда лишние калории, которые повышают риск развития нарушения жирового и углеводного обмена.

Систематическое потребление детьми сладостей в больших количествах нередко служит одной из причин развития такого весьма грозного заболевания, как сахарный диабет. По данным Всемирной организации здравоохранения, число больных сахарным диабетом среди детей и взрослых постоянно растет.

Однако это еще далеко не все. Избыточное потребление сахара чревато для практически здоровых детей и взрослых развитием еще одного чрезвычайно неприятного состояния. Речь идет о так называемой функциональной гипогликемии (снижение уровня сахара в крови). Что же происходит с практически здоровым человеком? У него поджелудочная железа выделяет вполне достаточное количество инсулина, чтобы все время поддерживать сахар в крови на нормальном уровне. Но это при условии, что человек не злоупотребляет сладостями. Когда же он систематически потребляет много сладкого, то его поджелудочная железа вынуждена реагировать на это повышенной секрецией инсулина. А это далеко не безразлично для организма.

Гипогликемия может повторяться часто и длиться годами, нередко проторяя путь диабету. Диабет и гипогликемия зависят от состояния секреторной функции поджелудочной железы. По существу, это два аспекта одной и той же болезни.

Гипогликемию считают фоном, на котором развиваются наркомания, алкоголизм, пристрастие к курению табака, возникают асоциальные явления. По некоторым данным, гипогликемия может усугублять течение или затруднять лечение многих серьезных болезней, среди которых язва желудка, эпилепсия, подагра, псориаз, рассеянный склероз.

Специалисты считают, что снижение уровня сахара в крови ведет к кислородному голоданию, к которому особо чувствительны клетки головного
мозга. Этим и объясняется вся нервно-психическая симптоматика гипогликемии. Одновременно снижение уровня сахара в крови может влиять на продукцию гормона роста и адреналина.

Гипогликемия для детей представляет гораздо большую опасность, чем для взрослых. У взрослых нервно-психические расстройства, возникшие на почве неправильного питания, можно вылечить без каких-либо последствий для организма. У детей запущенные случаи гипогликемии могут вызывать задержку умственного развития и серьезные нарушения мозговых функций. Чаще всего это проявляется состоянием гиперактивности. Дети становятся невротичными, в ряде случаев возникают психопатические явления. Они подвержены беспокойству и неуемности, все время стремятся куда-то бежать, агрессивны в слепом побуждении к разрушению. Они отрицают все, противодействуют всему, отказываются от всего.

Лучшим средством профилактики и лечения такого состояния у детей, как и
гипогликемии у взрослых, является диета. Диета должна быть высокобелковой, малоуглеводистой (абсолютное отсутствие рафинированных углеводов — рафинированного сахара, белой муки) и высоковитаминной. Необходим полный отказ от сладостей. Для профилактики и лечения гипогликемии рекомендуется потреблять возможно больше природных продуктов, особенно овощей, фруктов, молочных продуктов, рыбы.

13 мая 2007, 08:29   •  Без категории
10 мая 2007, 17:21   •  Без категории
Детство                              -  страна  удивительная.  В  ней  всё                              возможно,  всё  позволено.  Здесь                              слабый  и  беззащитный  может  стать                              сильным,  смелым,  всемогущим,  а                              скучное  и  неинтересное  может                              показаться  довольно  весёлым  и                              забавным.  В  стране  детства  каждый                              может  преодолеть  все  невзгоды  и                              неприятности,  сделать  мир  ярким  ,                              красочным  и  интересным.  Для  этого                              всего  лишь  нужно  быть  ребёнком.                              Детское  воображение  и  творчество                              может  делать  настоящие  чудеса.                              

Для родителей важно правильно воспитать здорового ребёнка, способствовать всестороннему развитию его личности, во время прийти на помощь, если это нужно.

На поведении детей сказывается всё, начиная от желания или нежелания родителей иметь ребёнка. Психологами доказано, что даже небольшие сомнения в этом уже оставляют свой след на малыше. Такие дети обычно более агрессивны, часто болеют, они не любят себя, а весь мир для них становится враждебным.

Всем известно, что дети требуют к себе много внимания. Особенно влияет на ребёнка его семья. Очень много зависит от общения с родителями, от того, чем и как ребёнок занят дома. Как ему живётся в семье? Чувствует ли он себя нужным самым близким ему людям? Действительно ли семья стала для него тем милым и добрым домом, куда он всегда стремится за помощью при неудачах, за похвалой и одобрением при своих первых победах? Всё это так или иначе сказывается на становлении его личности и отношения к своим родителям и к семье в будущем.emotions.gif