Оригинальное название - «Мама, поиграй со мной!» или 5 шагов к совместной игре
Как мама, я вольно или невольно общаюсь со своими детьми))) Как детский психолог - вижу и работаю с чужими.
И одной из жалоб из уст родителей бывает эта : "Как его научить играть одному?" "У него столько игрушек, а он ноет и ноет... Что делать?"
Но - все мы выросли из детства, а значит - играли и сами, когда-то, давно... И кто-то сохранил этот навык, а кто-то утратил. И чтобы попробовать воскресить его - моя пошаговая инструкция.
"Мама, поиграй со мной!"
Что обычно вы отвечаете? Что вы чувствуете, когда ваш любимый ребенок зовет поиграть с ним? Находите ли вы время для игр или отмахиваетесь «Учись играть сам!»? Если предложение поиграть вас вдохновляет и наполняет энергией, эта статья не для вас. Если чаще всего вы не знаете, что делать, чувствуете раздражение, усталость или скуку - попробуем найти решение.
Взрослый мир полон обязанностей. Перефразируя Агнию Барто «А когда же мне играть? Мне играть-то некогда! У меня работа, домашние заботы, а еще по телику новые две серии…» В какой-то момент времени у взрослых теряется навык играть, утрачивается смысл игры и вместо игры появляется воспитание, развитие. Однако дети снова и снова обращаются к нам «Мне скучно, поиграй со мной!» И что обычно происходит с родителем? «Скучно?! Да у тебя три ящика игрушек, иди и играй!» или «Господи, что ж я за мать такая, не могу ребенка порадовать!» В такие минуты кажется, что покупка новой игрушки решит проблему и завлечет ребенка на несколько часов или дней. Однако, и новой игры хватает не надолго, и мы снова слышим «Ну поиграй со мной…» Как выйти из этого замкнутого круга? Попробуем разобраться.
Еще З.Фрейд говорил, что самая любимая и всепоглощающая деятельность для ребенка - игра. Детей не нужно этому специально учить или заставлять. Они делают это самостоятельно, чуть ли не с первых месяцев жизни, спонтанно, свободно, с удовольствием, просто так, не преследуя никаких целей при этом. При недостаточном словарном запасе, неразвитых коммуникативных способностях детская игра - это способ освоить мир, пространство, роли, изучить предметы и их свойства, познать ценности и смыслы. Играя, ребенок переживает свой, уникальный опыт, проживает его, передавая свои чувства и наделяя ими предметы. Играя, ребенок открывает дверцу в свой мир.
Однако, что делать нам, взрослым, как себя вести, если фраза «Поиграй со мной» вызывает тоску или утомляет сам процесс? Для начала хорошо бы вспомнить, что в детстве любили вы? Рисовать, лепить, бегать, смешивать, катать машинки, наряжать кукол? У каждого было любимое занятие. Ваши родители могли игнорировать это или обесценивать, но сейчас это не важно. Важно само воспоминание. Я помню, как в детстве любила смотреть в калейдоскоп и пытаться запомнить получившиеся картинки, а еще раньше - играть в магазин с продуктами из песка, листьев, палочек и прочего «мусора». Вспомнили? Какие эмоции в вас заиграли? Чувствуете ли вы радость, интерес, восторг, удовольствие? Отлично, значит мы на верном пути!
Попробуйте, удерживая это детское чувство внутри, обратиться к ребенку «Во что бы ты хотел поиграть?» Мой младший сын (10-лет) легко отзывается на такое приглашение фразой «Во что?» Предложите ребенку выбрать, во что бы ему было интересно поиграть. Уточните, что гаджеты не рассматриваются. Обычно дети быстро придумывают игру или приносят игрушки (это могут быть конструкторы, паззлы, куклы, вырезалки, мягкие игрушки, машинки).
Итак, 5 шагов к совместной игре:
- Откликнетесь на просьбу ребенка поиграть или предложите сами.
- Выберите 10-15 минут свободного времени, когда никто и ничто вас не будет отвлекать.
- Вспомните свою любимую детскую игру или занятие, вспомните те ощущения и чувства, которые она у вас вызывала.
- В такой игре ребенок - главный. Его игра - его правила. Следуйте правилам в рамках разумного, например, разрушать квартиру и причинять боль - нельзя.
- Если вы устали, вам нужно срочно отойти, игра начала раздражать - закончите ее.
Задача взрослой в детской игре - быть ведомым. Спросите - «А что мне делать?» и вы получите четкую инструкцию. «Ты будешь Оптимус, а я Мегатрон, и у нас бой». По ходу игры, вы можете уточнять «Что делать дальше?». Для такой спонтанной игры достаточно 10-15 минут в день.
Игра - это общение ребёнка с родителем, с другими взрослыми или детьми. В игре дети учатся сотрудничать и решать конфликты, радоваться своему и чужому успеху и грустить после неудач. Поддержка, фантазия, похвала и любовь - то, что важно в игре и жизни вашего ребенка.
Интересных вам игр!