А мы сегодня устроили кисельное рисование.
Пользуясь случаем приближающейся Пасхи - ассортимент любого магазина пополняется большим выбором пищевых красителей. Я, оставив на даче свой супер-набор пищевых порошковых красителей все никак не могла ими вновь обзавестись. И вот 2,9 р за 1 пакетик и красота!
Первым делом необходимо сварить сам кисель. Крахмал необходимо растворить в холодной воде. Затем поставить на плиту постепенно нагревая и непрерывно помешивая массу. Совсем скоро жидкость приобретет необходимую консистенцию.
Я разделила на 3 формы и в каждый добавила по пакетику красителя.
На пол, для того, чтобы малышу было комфортно я постелила пупырчатую пленку
Поверх нее расстилаем бумагу. Я использовала рулон из Икея можно использовать ватман - бумага более плотная, поэтому точно не порвется намокнув от краски.
Опытным путем было установлено, что между собой листы бумаги и пленки лучше скрепить бумажным скотчем.
После чего я вылила свежесваренные и еще тепленькие краски прямо на бумагу.
Получились вот такие желеобразные лужицы
Ну и последний этап - добавляем ребенка и даем ему вдоволь насладиться процессом размазывания....
И конечно, если у вас есть еще дети - зовем и их, т.к. это такое удовольствие скользить, смешивать цвета, переливать и просто наслаждаться процессом.
Я даже сама не удержалась и залезла, присоединившись к цветовому безумию.
Главное - будьте внимательны, даже пищевые красители нежелательны для поедание вашим малышом.
Санька этим фактом оказалась крайне недовольна!
Ну и собственно наш шедевр...
Так математика в нашей жизни присутствует с периодическим всплеском.
Сегодня поиграли в игру соедини по точкам. Я долго думала как внести легко и непринужденно координаты. И вот сегодня мы начали с того, что просто оговорили сколько точек будет в каждом столбце и строке. Потом пронумеровали их. Пока по координатам не рисовали, т.к. интереснее было просто соединять пока.
Сперва соединяли по 2-м точкам в любом направлении.
Потом только по вертикали
По трем точкам
Условие было, чтобы линии не пересекались между собой. Я вывела линию за пределы сетки. Лера возмутилась, сказала, что так нельзя ( печалюсь в такие моменты, мне кажется, что у детей не должно быть еще таких границ, что мы им слишком много стереотипов навязываем, не понимаю откуда это), но я просто сказала, что правилами это не было оговорено. Потом я показала, что можно соединять волнообразными линиями. Лера при обведении последних точек буквально обошла точку, чтобы она не соприкасалась с уже обведенными)))
Когда стали рисовать квадраты у Леры получилась ракета))) и я поняла, что пора закругляться. Я дорисовала иллюминатор в ракете, а Лера добавила огонь и раскрасила в "пчёлку"
А еще она постоянно пишет цифру 4 в другую сторону. Я поднесла листок к зеркалу и показала, что теперь моя цифра написана в другую сторону, а ее верно.
Идея игры позаимствована из книги:
Сегодня решили раскрасить египетских Богов.
Я нарисовала их на ватмане и Лера принялась раскрашивать. Честно сказать, я не очень отсортировала для себя, а тем более для детей египетские мифы и описание богов. Мне показалось, что там не очень много интересного для 4х летнего возраста.
То, что мне удалось выделить:
Бог Ра
Согласно мифам, после создания мира Ра царствовал над ним подобно человеку-фараону, и это время было золотым веком человечества. Таким образом, все последующие правители Египта считались земными воплощениями или сыновьями Ра. Ра крепко держал весь мир в своих руках, благодаря магической силе своего таинственного имени. Однако, когда Ра состарился и его кости превратились в золото, его премудрая правнучка Исида хитростью выпытала у него это имя, одним из последствий чего было неповиновение людей.
Бог пытался бороться с людскими несовершенствами, но по причине, что это не очень хорошо получается он раздосадовался в конец и отправился на небо.
Но даже удалившись на небо, Ра не перестал благодетельствовать землю. Поэтому каждое утро он садится в барку и выезжает с востока озарять землю, а ночью освещает подземный мир.
Изображался Ра с головой сокола (или кобчика) на теле человека, с солнечным диском и змеёй урея на голове
Богиня Хатхор
Одной из самых почитаемых богинь древнего Египта является - Хатхор. Могуществу ее нет равных.
Женщины обращались к великой покровительнице за женской мудростью. Даже сама Клеопатра не раз обращалась за помощью к божественному существу.
Она слыла могущественной защитницей женщин и материнства, олицетворением красоты и света. Богиню почитали по всему Египту и приветствовали танцами и пением. Согласно поверьям, женщины, преклонявшие головы перед статуей и просившие любви, в том же году выходили замуж или обретали молодого человека, а тому, кто страдал бесплодием, покровительница дарила ребенка.
Люди изображали божественное существо как корову с изогнутыми рогами или в виде женщины с головой коровы. Животное было выбрано из-за сроков беременности, так как у человека и коровы это время практически одинаково.
Хатхор остались только изогнутые рога. Между рогов у богини золотой диск Ра.
А еще посмотрели мультфильм Увлекательные уроки Р.Саакаянца - Древний Египет - как мне показалось, там кратко, но "по теме" все рассказано
Сделали долину Нила
Лера сажает петрушку. Увидев семена земляники она решила посадить и ее, но узнав, что вечером она все таки еще не сможет отведать свежих плодов - оставила эту затею))).
"Раз верблюдов завезли в пустыню, почему бы и слонов не завезти?" - удивилась Лера, устроив им купание.
Поразмыслив на эту тему, решили, что слонам в пустыне будет не достаточно пищи.
Так в нашей пустыне появились пирамиды, которые были незамедлительно разграблены.
Делаем опахало.
Лера мумифицирует своих зверушек)))
Подумав, что последний год я очень шапочно отнеслась и к развитию своего, а теперь уже и своих детей, и к тому, что неплохо было бы и документировать нашу жизнь и совместное творчество, я решила возобновить свои записи, да собственно и занятия тоже.
Итак, тема, которая меня давно манила, которую хотелось донести до Леры - это тема древних цивилизаций. Начали мы с Египта.
К слову сказать, за последний год я сильно изменила взгляд на педагогику и сегодня, как мне показалось был первый результат моего годовалого пути.
Чуть остановлюсь на этом.
Как это должно было выглядеть раньше:
Тема Египет.
Цель: провести максимально насыщенную и познавательную неделю! В идеале дать материал так, чтобы запомнился НАВСЕГДА!
Мои действия: вспомнить ВСЕ! ну или как можно больше на эту тему
Порыться в инете, заказать кучу книг, доп материалов и тп.
Продумать последовательный план с чего начинаем, чем заканчиваем и что в середине.
Приготовить задания (обязательно познавательные и творческие. Творческие - это отдельная тема))))
Не начинать раньше, чем все будет готово, иногда здесь можно было поставить = никогда!
А не дай Бог! если что-то пойдет не так!))) Не той краской начнет рисовать или не по линии закрашивать, а вдруг любимые карандаши или еще чего хуже фломастеры выберет!!!! Выкинуть бы их)))!!!!
А вдруг не в нужное время откроет книгу (она же на конец дня!) Или вообще не захочет заниматься!
Все! Караул! А еще и личная неудовлетворенность (о! это наверно самое главное во всем этом).
Но, релаксируем, теперь я немного знаю о Реджио-подходе... )))) И теперь у меня есть уже 4,5 летний опыт;)!
Итак, как это выглядит теперь:
С вечера, все на что меня хватило это выбрать красивую карту Египта и распечатать ее. Я повесила ее на стену. Зайдя утром на кухню с Сашкой на руках я, от ее лица сказала:" О! У нас появилась карта Египта"
Лера ответила: "Надо же! А я и не заметила! "
Мы немного посмотрели карту, я рассказала, все, что вспомнила, что накануне прочитала.
Оказывается Лера знает и пирамиды и сфинкса, она без труда нашла их на карте и даже что-то мне рассказала про них. Ох, вездесущие интернет и все таки какая-то польза от мультиков есть)
Лера не очень вдохновилась темой мумий и фараонов. А да я еще сделала заготовки для головных уборов - вот по классике жанра они не пошли, хорошо, что я до утра не раскрашивала еще их)))
А вот тема богинь и любимая Лерина (уже как месяцев 7-8) принцесс зарядила нас энтузиазмом сделать браслеты, украшенные драгоценными камнями.
Я взяла втулки от тб и легким движением ножниц превратила их в браслеты.
Наклепав нужное количество, т.е. каждой из нас по 2 шт я достала краски и стала раскрашивать. В этот момент Лера залезла в ящик с красками и увидела карандаши для лица. И конечно же ей сразу захотелось стать кошкой. Я нарисовала на ее лице усы и носик, продолжая сама раскрашивать браслеты. К нам подключилась Санька, слава Богу!!! ее двигательная активность с каждым днем прогрессирует! Она с удовольствием присоединилась к нам и даже проползла свои 25 см для того, чтобы залезть в коробку с красками) Видимо, все девочки с рождения не равнодушны к украшениям))) и выбору цвета для них.
Лера, тем временем решила раскрашивать браслеты карандашами (вот о чем я и говорила! Спасибо Малагуцци за мое душевное спокойствие).
Сашка тем временем не дремала и решила заняться раскрашиванием близлежащих предметов и последующим поеданием самой краски. На это я пока не могу спокойно смотреть, поэтому поймала ее за крохотную ручонку. А вот Лере дала вдоволь позаниматься бодиартом)
То, что у нас получилось. Этап первый.
Я рассказала, что т.к одежда Древнего Египта в целом была достаточно простая, то ее украшали аксессуарами и украшениями. Я попросила принести коробку с бусинками. Пока краска на браслетах сохла Лера решила украсить стразами, висящий на стене портрет. Ей показалось, что он достаточно скромен. Еще, почему-то она задала вопрос на тему колорита ее одежды. Мы поговорили о теплых и холодных оттенках.
Фабрика по производству браслетов продолжила работу к вечеру, после хорошего обеда и прогулки.
Так, с чего начнем, девочки????
А вот, что у нас получилось в итоге:
Заметили, как изменилось количество браслетов?
Хочу сделать фото сессию в нарядах, даже уже представляю как это все будет красиво;)
НО, готова принять, что Лера откажется и так и продолжится мое повествование с репортажными фотографиями. Дышим глубже;)
Вот так мы провели 1 день с Древним Египтом.
Хочу немного рассказать о том, как мы занимаемся математикой.
Так сложилось, что к своим 4,5 годам Лера считать любит больше, чем читать.
Т.е. чтение у нее идет от случая к случаю. Полноценно тексты или даже слова пока не читает.
На английском читает слова из знакомых ей букв.
Ну да, вернемся к математике.
Наткнулась я тут на одну очень интересную книгу «Математика и малыши» А.Звонкин
И не мудрствовав лукаво стала идти прямо по ней. Свой фантазии в таком объеме, честно сказать у меня пока не хватает.
Итак, разложила я перед ней 4 фигуры:
квадрат белый
зеленый треугольник
круг белый
прямоугольник белый с дыркой по середине.
Спрашиваю:" Как ты думаешь, что здесь лишнее? "
Лера: " Прямоугольник, потому, что у него дырка"
Я: " А я считаю, что круг, тк у него нет углов"
Потом лишним оказался треугольник.
В итоге двузначное мнение о уроке. Во-первых Лера еще до конца не понимает понятие - лишний из чего то. На этом фоне кажется я сбила ее столку, что может быть не один предмет лишний или лишний по каким-то признакам.
В итоге, поговорить поговорили, дали пищу мозгу, это радует, посмотрим взрастет ли зерно критического мышления )))
Еще играли со спичками. Я взяла большие, охотничьи.
Сосчитали их было 8. Я сложила из них колодец - Лера стала считать, получилось 7.
Потом они превратились в гостей, которые пришли в гости и стали все по-порядку. Снова оказалось 8. Сложили в колодец - 9!)
Я сделала всем по кусочку тортика (вырезала из лежавшей рядом салфетки). Сделала 8 кусочков. Когда все стали "есть" - каждому досталось по-кусочку. Когда сложились в очередной раз в колодец, Лера насчитала на этот раз 10 гостей, я добавила кусочки, когда же каждый пошел за своей порцией, то 2 кусочка остались.
Я думала, ага! Вот сейчас начнется, а почему лишние кусочки остались? 10 гостей/10кусочков, а тут лишние! Наивная я!!!! Пиаже, все таки - браво!
Лера с некоторым удивлением посмотрела на это, зависла на несколько секунд, но просто решила, что еще нам с ней по кусочку достанется))))
А еще она любит саму терминологию " заниматься математикой"
Ну, что мама?! Ты мне приготовила урок сегодня. Т.е я должна специально что-то для этого создать, поставить мольберт, вырезать квадраты или что-то там еще. А вот спички - это пока не очень математика. Тем более, что я к ним юбочки сделала из той же салфетки, а мальчикам рубашки)))
Это сказка!
Это сказка не только для детей, но и для взрослых, которые еще не вышли из детства, ну или для тех, которые не прочь туда попасть вновь.
Восторг от посещения Юнибакена переполняет меня до сих пор.
О том, что это такое можно почитать на официальном сайте здесь http://www.junibacken.se/index.php
Но о том, что это такое можно понять только посетив это место.
Все начинается с маленького парка окружающего этот маленький домик. Крошечная речка из которой посредством удочки ( длинная металлическая палка и барабанчиком и цепочкой) можно достать старый чайник или комплект звякающих крышек. Все это гремит, стучит и невероятно нравится детям.
На заднем дереве растет дерево увешенное огромными бананами. Внутри встречают Мумин и девочка (не знаю ее имени, т.к. мы еще не знакомы с этими произведениями). Покупается билет - браслет и добро пожаловать в мир шведских сказок!
Накануне мы как раз с Валерией были в театре на спектакле про Финдуса и Петсона (отзыв хочется написать отдельный), а еще за день до поездки нам дали книжку про Финдуса, т.ч. мы были в курсе. Мы попали реально в домик Петсона, с той же плитой, стульчиками, крышечками, сковородочками. Боже, как это все мило там расставлено, подсвечено, скомпоновано! Все точь в точь как на иллюстрациях! Та же труба от плиты, картины на стенах, мебель, радио...
Мастерская, вероятно тоже по какому-либо не известному нам пока произведению, со множеством ключей, отверток, колесиков. Все достаточно хорошо прикреплено, для того, чтобы сохранить музей в том виде, в котором его хочется видеть, но при этом абсолютно все можно потрогать. Некоторые вещи, все таки можно перемещать, долго выясняя какие именно, Лера нашла ящик для инструментов и еще какую то деталь, похожую на часть выхлопной трубы или глушителя от автомобиля...
Крыши, над которыми летает Карлсон, на которые можно забраться, еще куча разных уголочков, по мотивам все тех же шведских сказок. Несмотря на то, что мы большую часть из них и не знали, это не помешало нам любоваться всей этой красотой. Точнее я ходила и рассматривала, а Лера очень активно это все исследовала. В какой то момент я поняла, что ни я ни фотоаппарат не успеваем за скоростью передвижения ребенка и просто расслабились. Я отдалась наслаждению рассматривать всю красоту.
Ювелирный магазин, кондитерская, крошечные домики с винтовыми лестницами - этим просто переполнен Юнибакен.
Детей было ооочень много и я переживала за безопасность, но все благополучно расходились друг с другом, никаких столкновений, падений и т.п. На узеньких лестницах они просто не могли поместиться вдвоем, поэтому исключена была возможность толчков, только одностороннее движение)))
После этого зала, из которого еле вытащила Леру через 1,5 часа мы сели в вагончик сказок, который повез нас, как я думала, к выходу. Мы сели в комфортабельный вагончик, нам включили экскурсию на русском языке и отправили в полет, предупредив, что в первый раз может быть немного страшно...
И мы полетели над огромными макетами. Каждый уголочек этих иллюстраций сделан с такой любовью, любовью к сказкам, к мелочам, к деталям. Это просто неописуемо. Ощущение полного погружения в мир происходящего. Идет сказка и мы в ней. Говорят о том, как прилетел голубь и утренний свет проникает в комнату и мы в комнате, перед нами и правда окно, а через секунду в него льется солнечный свет.... Голубь сидящий на подоконнике, словно только что сел, еще слабо шевелятся перышки на его крыльях. Это правда сказка.
После полета, а это оказался больше полет, чем поездка в поезде, мы вышли и оказались еще далеко от выхода. Мы оказались на даче у Пеппи длинный чулок. Огромная конструкция, с лестницами, комнатами, горками, по-прежнему с множеством деталей.
А после этого мы попали еще в гости к Муминам - повторяться уже не буду, все тоже самое. Идентичность передачи деталей, приглушенный свет, уносящий в сказку, в-общем - красота!!!
Впечатления от Швеции у меня соединились с впечатлением от Юнибакена - это незабываемые ощущения теплоты, любви и вниманием к деталям, в чем-то камерности. Если планируете поездку с детьми в Швецию - то обязательно в Юнибакен!!! А если не планируете поездку, то обязательно запланируйте!!!))))
Были в путешествии. Зашли в кафе. Пока я занималась осмотром меню около стойки, Лера выбрала столик и забронировала его. Подхожу через некоторое время, Лера сидит с таким видом возмущения, непонимания и даже грусти.
Я спрашиваю: "Что случилось?"
Лера: "Тетя сказала!" - вид грустный, грустный - обычно такое бывает когда ей кто-то скажет что-нибудь не очень приятное из незнакомых взрослых.
Я пытаюсь понять, что же ей сказали.
Лера: "Тетя сказала это!!!"
Я: "Что сказала?"
Лера: "¿cómo estás?!" (Как дела? - по-испански)
Тут я понимаю, что за соседним столиком сидит испанка и спросила Леру как ее дела. Лера, в целом, привыкшая к английской речи, умеющая ответить на ряд вопросов была крайне возмущена, удивлена, что кто-то говорит по-испански! И не только в группе 1 раз в неделю ее преподавательница, а еще обычные люди, с которыми она может встретиться вот так просто, в круизе.
Вот так расширяется кругозор наших билингвальных детей, живущих в монолингвальной среде.
Как много говорится о том, что ребенок это личность, что с ним/ней можно и нужно договариваться, предлагать варианты решений, находить их вместе и т.п. Уходит в прошлое: "Я сказала", "Я взрослый, поэтому нужно сделать именно так" и т.п. Вот в какое сообщество не зайдешь - это везде, везде!!! И все знакомые мамы, среди которых, конечно, я не являюсь исключением, свято верим и поддерживаем эту идею. Но, Боже, как это иногда трудно. И как трудно переносить это из книг, где так все грамотно расписано, подкреплено фактами, исследованиями и т.п., когда читаешь, даже не замечаешь собственной кивающей головы, соглашающейся на это еще не дочитав до конца, подкрепляющуюся внутреннюю уверенность , как трудно порой переносить это в реальную жизнь. Когда ребенок ложившийся по расписанию в 13.00 вдруг заявляет, что он/она спать то и не хочет. А у мамы то планы на 2 часа! И что?! Часок уговоров, перебор ВСЕХ возможных вариантов укладывания, и вот оно: "Я сказала спать!!!" Слезы, "Мама ты меня обидела, скажи прости..."
Это тот самый переломный момент столкновения интересов 2-х людей. Когда понимаешь, что вот именно об этом то и пишут, хотя вроде читаешь, думаешь, что я то точно не попадусь на это, я знаю, что с ребенком можно договориться и у меня это 100% получится... Думаешь об этом, как о далеком будущем. Но вторая неделя пошла, а я только сейчас снова остановилась и думаю, что пора переносить и эту теорию на практику. Снова вспоминаешь, что дети растут быстрее, чем мы к этому готовы. Еле еле успеваешь за их меняющимися интересами и возрастными новообразованиями...
Смотрим новости про возможность выхода Греции из Евросоюза. Лера на заднем плане увидела Парфенон. И монолог начался: "Мой любименький Пафенон. Как я давно там не была. Я так скучаю... и когда я туда поеду? И еще я там бы покрасила синим. И было бы все так касиво..."
В связи с участившимися находками в карманах сухих листьев начали изучение темы деревья на английском.
Долго думала с чего начать, то с формы листьев, то с похода в парк, но все никак не собиралось это в оформленное комплексное занятие.
Ну в общем то, что получилось:
1. Для начала нужно было выбрать два неподалеку, а вернее близко расположенных дерева, по дороге мы насобирали уже некоторые листья и я попыталась описать. Лера в этот момент была сосредоточена только на поиске идеального места для расстилания коврика, поэтому на мои восклики: Look! This leaf is narrow and shiny. And this one looks like a star... прошли фоном в ее восприятии...
После того, как место было выбрано и согласована всеми участниками экспедиции я растянула скотч между 2-мя деревьями. На который дети стали приклеивать найденные по дороге листья. В данный момент появилась обратная реакция. Mummy, look I have a very small leaf. Please, give me the another one. I want to more!!!
Здесь мне удалось назвать названия деревьев, которым принадлежат эти листья.
Вдоволь наклеившись пришло время для спортивной части мероприятия: бег, прыжки, перекидывание мячика...
Безусловно, все, что связано с физической активностью у Леры вызывает дикий восторг.
По этой причине не стала ограничивать время этой части, а дала возможность упасть от усталости самостоятельно:
Это было правильным стратегическим ходом, т.к. потом дети легко переключились на более спокойное, сидячее задание по обводке листьев:
Лера отдалась свободному творчеству... Я даже не стала подписывать ее картину, т.к. она ооочень ревностно относится к тому, что прикасаются к ее работам. Сережа со свойственной ему усердностью обвел все листья.
Задание для Леры на составление ряда от большого к малому, пришлось сделать для красивой картинки самой)))
Ну и в заключение сделали браслеты из листочков, цветочков и травинок:
Вот такая у нас сегодня получилась прогулка...
Наше занятие о пауках разделилось на несколько частей, но я все таки решила их объединить в один пост.
Сперва Лера собирала буквы по паутинке и сопоставляла их с написанными на доске. Бодро крикнув Horrray!!! по окончанию...
После вспомнили как называются другие членистоногие и насекомые ...
Как было известно с прошлого занятия у паука 8 ног и зачастую 8 глаз.
Поэтому мы сделали цифру 8 в 2-х вариантах. Первый просто обвела, вторую засыпала гречкой. На самом деле, особо не впечатлило ее.
Больше понравилось искать первую букву паука - S (spider). Нашла все. Не удержалась и закрасила еще и свою любимую V. Гордо сообщая мне: Mummy it`s my letter. It`s for me...
Потом попрыгали, поползали, повесели на тарзанке прямо как настоящие пауки.
Активная часть, к сожалению, не вошла в фотоотчет, надеюсь повторить ее позже, для документалистики)))
Пришло время, когда мне захотелось вынести наши игры и занятия за пределы нашего дома, в связи с этим начинаю повествование...