Дети очень многое берут от родителей и окружающих людей в смысле моделей поведения (и не только, конечно). В общем-то, это мне было давно известно, но со своим ребенком как-то я с этим почти не сталкивалась (или не замечала). Но когда Тима стал вполне хорошо разговаривать, я это ощутила, так сказать, на собственной шкуре. Особенно меня цепляют отговорки. Тима вообще всегда хочет сам принимать решения о том, чем и когда заниматься. Т.е. вроде бы мама (или еще кто-то) говорит, что сейчас нужно делать то-то и то-то, но лучше, чтобы это выглядело, будто он сам решил, что сейчас вот он уже готов этим делом заниматься.
В общем, сейчас, когда ему говорят, что скоро мы пойдем гулять/будем обедать/принимать душ/чистить зубы и пр. От него можно услышать в ответ: "Я еще не готов", "Я еще играю", "У меня руки заняты", "Через 10 минут", "Подождем", "Попозже", а последнее время еще "Нет, это неинтересно, лучше будем делать...".
Больше всего меня изумляет, насколько быстро он эти отговорки освоил (хотя по поводу "неинтересно" я очень удивлена, вроде бы, никто ему так не говорит). Второе чувство - недоумение. Неужели я, например, часто ему их говорю? Вроде, нет, и никто из окружения тоже. Ну бывает время от времени, конечно, но вроде бы, нечасто. Но сразу хочется последить за собой.
И еще одно. Ловлю себя на мысли, что именно сейчас, когда Тима стал разговаривать почти как большой, я на самом деле начала понимать и осознавать, что это отдельный человечек со всем своим: мыслями, идеями, мнением. Насколько все-таки важен вербальный контакт. Как-то я раньше об этом не задумывалась.