Соня научилась собирать буквы в слова! Сказать, что она научилась читать - это было бы преувеличением. Потому что она еще не все буквы знает, а половину тех, что знает, временами путает, но что-то у нее в мозгу щелкнуло, и она вдруг поняла принцип чтения - сегодня прочитала несколько слов. Для меня это великий прогресс! Теперь дело за тренировкой!
Учились мы читать совершенно лениво без букваря и без особой методики где-то с сентября, наверное. У нас были магнитные буквы и карточки с сайта Читалочка (вроде лото для обучения чтению). Но ни тем, ни другим мы больше месяца, наверное, не занимались. Зато Соня "подписывала" сама много новогодних открыток (я ей писала на листочке то, что мы с ней решили написать, а она печатала печатями с буковками или на компьютере).
А сегодня вдруг предложила ей прочитать какое-то слово на коробке с игрой - и она прочитала! А потом еще несколько уже на карточках (без картинок) и выложенных магнитными буквами. Буквами Соне больше понравилось - потому что мы читали по очереди: то она выложенное мною слово, а то я выложенную ею абракадабру :)
Недавно писала, что физкультура в саду - для меня один из плюсов сада. Кажется, я поторопилась. При том, что Соня за последние 2 недели ходила в сад 3 раза, она успела попасть там на какое-то странное занятие по физкультуре, после которого она больше на физкультуру ходить вообще не хочет. Это ребенок, который в принципе не может не двигаться, постоянно ищет где-бы попрыгать. Бабушка недавно подарила вязаные круглые подстилки для табуреток, Соня первым делом раскидала их по полу на некотором расстоянии друг от друга и стала прыгать с одной на другую. Я так и отдала эти подстилки детям для игр. Сегодня вот радовалась, что научилась с пола запрыгивать на диван (приземляться при этом стопами ног) - по мне так действительно непростое упражнение, я точно сейчас не запрыгну с места на возвышение, которое мне где-то по колено. И вот как надо было провести физкультуру в саду, чтобы ребенку не понравилось??? Упражнение, которое не понравилось Соне - это ходьба на корточках. Но дело, как я понимаю, не столько в упражнении, а в том, что никто не объяснил детям, что если не получается, не нравится, то можно тихо в сторонке подождать, когда начнут следующее упражнение, чтобы подключиться уже к нему. Или по мнению педагога этого и правда нельзя? Система все ж таки...
Соня много рисует последнее время, что меня очень радует. А то у нас до этого был очень заметный перекос в пользу всяких занятий на логику (Соня сама их просила). А я не люблю перекосов, но не знала, как из этого выйти :) Фотографирую рисунки на память. Заодно выкладываю тут.
Соня со Светой на качелях, рядом - песочница с голубым песком :)
После перерыва в 1,5 месяца отвела сегодня Соню в сад. Она прям просится туда, хочет к своим "подругам". Да и я дома от нее утомляюсь все же. Рядом со Светой я обычно в совершенно расслабленном состоянии, а с Соней расслабиться невозможно ни на секунду. Хотя с ней интересно. В общем, в очередной раз сдалась на уговоры и решила попробовать. Строго до сна, на сон даже не будем пытаться. И, думаю, не на полную неделю. Только пока не решила, в какой день или дни среди недели лучше сделать выходной.
И вот не успели мы прийти, как нам дали задание - нарисовать совместный рисунок на тему "Мой дом, моя семья" для какого-то там конкурса. Завтра последний день сдачи работ. Сдали очень мало, срочно надо еще. Очень по-нашему. Совместный рисунок для меня звучит совершенно бредово, так что я уточнила у воспитательницы, что под этим подразумевается. "Ну, Вы нарисуйте, а Соня пусть раскрасит". Ну надо, так надо...
Продолжаю время от времени читать про вальдорфскую педагогику, про то, как проживать времена года, какие занятия каждому периоду свойственны. Что-то уже получается применять в жизнь. Очень мне хочется ввести ритмы дня и недели, но так это для меня самой сложно, хотя и чувствую, что Соне очень-очень нужны ритмы. С ритмами года все-таки несколько проще, хотя некоторые занятия, которые, конечно, были свойственны людям когда-то давно, сейчас представляют определенную трудность в рамках города. Например, октябрь считается месяцем плетения корзин. Я прочитала, и почти перестала об этом думать, так как для меня это фантастика - какие корзины, как плести, из чего? Но когда я оформляла заказ в Рид.ру, наткнулась на готовый набор для плетения, и плетение подразумевалось очень посильное для Сони и меня - оплести лентами уже готовый каркас корзины, и цена небольшая. Правда, пока мы его получили, октябрь успел закончиться, но это да, это в Рид.ру бывает со сроками доставки, к сожалению. И вот сегодня мы с Соней сделали нашу корзинку:
Вообще Соня - логик. И с образами у нее не очень. Но вот сегодня пробило ребенка. Гуляли вечером (под дождем, потому что мне приспичило забрать посылку с почты), уже темно стало, фонарь освещал группу деревьев, и ни на одном уже не листочка. Соня мне:
Сколько раз я пробовала читать Соне сказки про животных, с разными иллюстрациями, разных народов - нулевая реакция, ни малейшего интереса. Спасибо книге по вальдорфской педагогике, я начала эти сказки рассказывать! Не спеша, за раз одну-две сказки (если две, то вторая обязательно уже несколько раз рассказанная), вводить новую сказку не каждый день. Собственно, я уже задумывалась о том, что сказки не зря называются сказками, и сказки я Соне иногда по ее просьбе рассказывала, но репертуар у меня был крайне беден. А прочитанная книга дала толчок. Я теперь, когда чувствую, что пора вводить новую сказку, прочитаю ее пару раз сама, чтобы запомнить, а потом рассказываю. И, о чудо! Соня ждет сказку, просит снова и снова рассказывать.
На этой неделе чаще всего просит "Лисичка со скалочкой".
Но вот сегодня определенного запроса не было, и я на свое усмотрение рассказала ей сказку "Лиса и журавль", далеко не первый раз уже. Соня все выслушала. И потом через какое-то время слышу ее бормотание себе под нос: "Надо было просто кувшин поднять руками и выпить".
В этом вся Соня :) Сказка сказкой, а решение проблемы надо найти! А с учетом того, что на рисунках, которые Соня видела, животных всегда очеловечивают - рисуют стоящими на задних лапах, держащими что-то в передних, ее решение проблемы - до гениальности простое :)
Что-то у нас сегодня фото-день случился. Как с утра столик сфотографировали, потом я взялась Сонины рисунки фотографировать, а вечером играли-мастерили с Соней (папа ушел со Светой гулять, а Соня захотела остаться со мной), и тоже многое из сделанного запечатлели. А раз уж взялась показывать сегодня все, то и это до кучи выкладываю. Тем более, что не так часто мы спонтанно что-то создаем, да еще при этом и фотографируем!
Началось все с игры в день рождения. После организованного Соней для меня "чаепития" на "дне рождения" ее дочки-куклы настало время игр. И с этого момента мы про день рождения совсем забыли, так как заигрались основательно.
Сначала чуть-чуть повыкладывали картинки из дуг нашей пирамидки-радуги, но тут фотоаппарат еще не доставали. Да и выкладывала я, а Соня только угадывала, что получилось. Потом мне на глаза попались шнурки от шнуровального планшета (чудо-игрушка, предназначенная для детей от 3-х лет, но даже у меня не хватает терпения дошнуровать хотя бы одну картинку из предложенных в буклете, что уж говорить про Соню). Так что сегодня мы нашли этим шнуркам лучшее применение:
Цветок Соня по большей части сама делала. Я по ее просьбе сделала первый лепесток и придала форму листику.
Давно не фотографировала Сонины карандашные рисунки, решила исправиться, заодно и тут покажу. Часто последнее время "копирует" Свету. Рисует что-то подобное и называет это каждый раз "фейерверк":
Запишу один недавний разговор, который очень хорошо отражает особенности Сониного мышления.
К нам приехала бабушка (моя мама), которую Соня не видела с лета. Мы встретили ее на улице, и идем домой. По пути собираем листики, чтобы сделать их отпечатки на бумаге. Мы так уже делали за день до этого, Соне понравилось, захотела еще.
И Соня говорит бабушке примерно следующее:
- Меня мама вчера научила делать отпечатки, пойдем скорее, я тебя научу, как это делается!
Бабушка отвечает:
- Я же мама твоей мамы, так что тому, чему она тебя сейчас учит, ее когда-то учила я.
Соня, подумав буквально несколько секунд:
- Тогда пойдем я научу тебя тому, чему меня учил папа!
Вот меня такие ситуации немного шокируют - я в такие моменты отчетливо понимаю, насколько у Сони сильно стремление к лидерству, и еще насколько она быстро соображает. Так уметь поворачивать ситуацию в свою пользу - это что-то фантастическое для меня!
Вчера вечером Соня вдруг подлетела ко мне: "Мама, давай сделаем свою книгу!!!" И мы сделали. Соня сочинила историю. Я только один раз ее поправила, когда ее фантазия увела ее очень далеко от первоначального замысла. Не знаю, стоило ли, но мне показалось нормальным объяснить, что одна история обычно имеет один основной сюжет. Потом Соня нарисовала рисунки, а я собрала их в "книгу" и записала Сонину историю. Правда, когда я дала Соне листы для рисования, не продумала сразу, как я потом их в книгу буду собирать, поэтому получилось то, что получилось. Но для первого раза простительно.
Вот она, книга:
Соня сегодня поздравляла с днем рождения дедушку по телефону:
- Желаю тебе, чтобы часы не сломались!
- Желаю тебе, чтобы еда была хорошая!
- Желаю тебе, чтобы тапочки не рвались!
Так что если кому надо придумать оригинальное поздравление - обращайтесь! Соня поможет! Я до сих пор хохочу, как вспоминаю. Интересно, что там в голове у ребенка творится :)
А еще по теме - как-то был случай, что Соня начала желать другому человек что-то очень плохое, и я ей объясняла потом, что все, что пожелаешь другим, возвращается к тебе (я правда в это верю). Соня через несколько дней мне говорит: "Мама, я желаю своей подруге красивое платье, туфли на каблуках и корону". И тут же уточняет: "У меня тогда тоже все это будет, да? Я же пожелала другой девочке." Вот такая у меня Соня :)
Всю эту неделю Соня ходила в сад. С огромным удовольствием, мне даже не приходилось ее расталкивать по утрам, сама просыпалась (в смысле сначала вставала я, а под шуршание уже просыпалась Соня). Дело в том, что у нее там появилась подруга. Да и с другими девочками она тоже поладила. Воспитатели по-прежнему не помогают детям организовывать игры, но в отличие от прошлого года дети повзрослели и уже вполне могут организовать игру сами. Во всяком случае, Соня может. Она меня даже попросила, чтобы я дала ей в сад куски ткани и пакеты, т.к. она хочет играть в пикник, а в садике не оказалось нужного ей для это инвентаря :) Я, конечно, дала, заранее предупредив воспитателей, чтобы они не удивлялись.
Перед сном читали сборник стихов, где было и стихотворение "Неумейка". Соня после чтения, как обычно, засыпает на моей кровати. Но уточняет:
- Мам, ты не забудь меня перенести на мою кроватку, когда я засну, а то еще подумают, что я - неумейка!
Соня по-прежнему засыпает только со мной, на моей кровати, а потом я переношу ее на ее кроватку, и каждый раз в этот момент думаю о том, какая она еще малышка, раз я могу так запросто перенести ее на руках.
А между тем она часто расспрашивает меня о смерти. Недавно состоялся, как мне кажется, финальный на данном этапе разговор на эту тему - Соня осознала, что мы все когда-то умрем - ее мама, ее папа, Света и, самое главное, она сама. Она, наверное, с полгода задавала мне всякие вопросы про смерть, прежде чем смогла прийти к этому пониманию. Муж говорит, что я зря правдиво отвечала на все эти ее вопросы, но я не считаю правильным врать на серьезные для ребенка темы.
А новая фишка последних дней - разговоры про замужество :) Когда она станет невестой, какой у нее будет жених :) Надо сказать, для меня эта тема гораздо приятнее предыдущей, но не менее сложная. Так хочется уже сейчас начать закладывать правильную программу в этом вопросе. Но какая она - правильная? Чувствую себя ужасно некомпетентной в этом деле...