Три книги по воспитанию детей младшего возраста
Прочитала я недавно три книжки по воспитанию детей младшего возраста. Осталась под таким сильным впечатлением, что непременно хочу поделиться с вами.
1. "Тридцать миллионов слов" Дана Саскинд

Эта книга о том, как важно разговаривать со своими детьми. В общем-то и все. Это её главная идея. Такая простая, но такая важная! Автор книги - нейрохирург. И поэтому она рассказывает о мозге не с какой-то абстрактной и философской точки зрения, а с очень даже приземленной, практической и научной. Читать безумно интересно. А после прочтения начинаешь общаться со своим ребенком еще больше.
Автор пишет о ряде экспериментов, доказывающих то, что общение с ребенком в первые три года жизни сильнейшим образом влияет на его речь, дальнейшее развитие, на его учебу. Что мозг каждого человека пластичен. И совсем не важно, в какой семье родился ребенок, он может гораздо больше, если с ним общаться, заниматься, отвечать на его вопросы. И для этого не обязательно быть богатыми. В любой семье любящие и заботливые родители могут общаться со своим ребенком, не раздражаться от его вопросов, а всегда пытаться на них ответить. Нельзя ставить клеймо и говорить, что у вашего сына или дочки ничего не получится. Получиться может у всех! Только надо верить в это. Ведь если мозг ребенка будет постоянно слышать то, как кругом твердят, что он не способен на большее, так и будет. И это не просто слова, а целая наука. И автор успешно доказывает, почему так происходит и как можно на это повлиять в лучшую сторону. После её примеров из жизни и научных объяснений мне захотелось развивать не только сына, но и показалось, что и мой мозг еще достаточно пластичен и способен на большее. И я взялась за себя. Покажу ребенку на личном примере то, как важно учиться и работать над собой.
Как говорит автор, есть три этапа, позволяющих общаться с ребенком правильно и продуктивно: настройка, активное общение и развитие диалога. Важно не просто говорить, а понять, что именно интересует маленького исследователя в данный момент, настроиться на его волну, рассказать ему непонятные для него вещи и постараться получить обратную связь и развить диалог. Ведь именно во взаимном общении лучше всего запоминается и усваивается материал.
Писать можно еще много о чем, но все не уместишь. Лучше уж просто прочитать книгу. Мне кажется, многие родители найдут там что-то для себя и смогут сделать новое поколение лучше. Ведь все в наших руках - руках родителей.
2. "Знать или уметь" Роберта Голинкофф и Кэти Хирш-Пасек

Еще одна книга, которая не оставила меня равнодушной. Её основная мысль в том, что детей необходимо обучать в процессе игры. Ведь именно в игре (причем, лучше групповой) развиваются те самые компетенции, которые будут нужны нашим детям в будущем. Авторы называют их "6С". А именно: общение (communication), сотрудничество (collaboration), критическое мышление (critical thinking), содержание (content), творчество (creativity), уверенность (confidence). В современном мире в школах и университетах внимание уделяется лишь одной из этих 6С - содержанию. В детей пытаются впихнуть кучу теории, которую сложно применить на практике. Да и к тому же, когда наши дети вырастут, большая часть этой информации просто устареет. Для успеха нужно уметь пользоваться полученной информацией, общаться с людьми, работать в команде, мыслить критически, творчески и быть уверенным в себе. И авторы очень подробно рассказывают о том, как развить каждую из этих 6 компетенций в себе и своих детях. Много мыслей авторов данной книги схожи с мыслями автора предыдущей книги. Везде важно общение, игра, диалог, активное взаимодействие и т. д. Еще подход авторов этой книги к обучению напомнил мне очень распространенную в США методику STEM/STEAM (science, technology, engineering, art (появилось не так давно), mathematics). Её смысл как раз в обучении ребенка вышеуказанным дисциплинам, но не по отдельности, а вместе, через игру и проекты. Когда применяется комплексный подход. Когда дети, работая парами или в группах, создают какой-то интересный проект, для выполнения которого используют знания из математики, естественных наук, технологии, инженерно дела и мыслят при этом творчески. Все это помогает им не просто лучше усваивать материал, но и развивает навыки работы в команде, уверенность в себе, сотрудничество и критическое мышление. За методикой STEM/STEAM я слежу давно и постепенно стараюсь применять её в обучении своего ребенка. Поэтому книга "Знать или уметь" оказалась очень для меня близка и интересна. Если вы разделяете такой подход, советую прочитать. И даже если не разделяете, прочитайте, и тогда, возможно, вы передумаете. Кстати, один из авторов книги сотрудничает с корпорацией LEGO. И благодаря этому сотрудничеству возникла такая замечательная программа как LEGO Education, которая помогает детям не просто играть в кубики, но и обучаться по методике STEM/STЕAM, развивая 6 важных компетенций для их успешного будущего.
3. "Эмоциональный интеллект ребенка" Джон Готтман и Джоан Деклер

Эта книга учит нас правильно реагировать на эмоции ребенка, правильно вести себя с ним в такие острые для нас всех моменты. Автор разделяет всех родителей на 4 типа: отвергающий, неодобряющий, невмешивающийся и эмоциональный воспитатель. Он подробно описывает эти типы и рассказывает, как важно стать эмоциональным воспитателем и вырастить из своего ребенка уравновешенную, гармоничную и уверенную в себе личность, способную в будущем легко общаться с другими, выходить из сложных ситуаций и добиваться большего. Говорит, как и предыдущие авторы, о важности общения с ребенком, понимания его эмоций и эмпатии. Он объясняет, почему битье не принесет долгосрочных результатов, а крики и ссоры лишь вырастят еще более неуравновешенного ребенка. В этой книге я нашла для себя как и полезные вещи, так и немного непонятные. Но в целом осталась довольна и теперь стараюсь через общение и эмпатию лучше понять своего ребенка и вместо ругани и наказаний постараться его не просто заставить бездумно слушаться меня, а понимать, почему я запрещаю ту или иную вещь. Конечно, не все получается сразу, но я постепенно вижу результат и поэтому буду следовать многим советам из этой книги и дальше. Надеюсь, мои старания оправдаются.
Против редактирования