Ксения- Радмир (1г 10 мес). г. Майкоп
консультации моиДля меня это совсем особый случай. Возможно, он будет примером родителям успокаивающим себя: «все дети разные. Ребенок никому ничего не должен, заговорит, когда будет готов. Мальчики всегда позже…». Я не устаю повторять, что ребенок заговорит не только когда сам к этому готов, но и когда родители будут готовы ему помогать. Очень надеюсь, что путь Ксении и ее сына подтвердит мои слова.
Радмир родился на 28й неделе и старательная, заботливая Ксения очень много сделала для того, чтобы он мог расти и развиваться, так же как его сверстники, без скидок на неравные исходные условия. В своем физическом развитии мальчик, с некоторым опозданием, но последовательно прошел все этапы и сейчас крепкий и выносливый сын радует родителей.
А с мелкой моторикой и речью не все так хорошо (из поста Ксении здесь на ББ чуть больше месяца назад):
«…Мелкая моторика.Здесь все сложно. Умеет листать книги, картонные и тонкие, брать пальцами мелкие предметы, рвать бумагу, НО совершенно не манипулирует предметами по их назначению, т. е. не ест ложкой, не рисует, не стучит молотком, даже палкой ничего не ковыряет. Все берет только руками…..»
«Речь. Это вообще самая моя больная тема. Понимает все, причем как обращенную к нему, так и что-то сказанное вскользь. Знает все, что находится в доме и на улице, показывает что где на картинках в книжках…
…Когда были у невролога, она сказала, что ребенок "неплохой", но прописала пантогам, предложила еще его понаблюдать в динамике. Переживаю очень, разговариваю, читаю и пою без умолку, что еще можно сделать?»
26 апреля мы провели с Ксенией первую консультацию. Поговорили о тесной взаимосвязи речи с движениями, эмоциями и ощущением ребенком своего тела. Рассмотрели, какие действия родителей продвигают речь, а какие - задерживают. Некоторым моментам Ксения была удивлена, но я очень благодарна за то, что она согласилась попробовать внести некоторые изменения в их с Радей общение. Вот часть того, что произошло с ними за 2 недели после нашего разговора:
«Спасибо за подсказку с мелками, с ними дело пошло, мы рисуем мелками на доске, у него получается и нравится результат, хватает, правда, ненадолго, но, главное, рисует же.
Стал нет-нет, да пользоваться ложкой и совочком на улице, чтобы пересыпать камушки, но предпочитает все делать руками.
Рекомендованный вами способ чтения сначала не принял, потом ничего, пошло, но чтение сильно сократилось. подходящих книг у нас оказалось немного
Речи как таковой не появилось, но звуков прибавилось. когда я говорю, внимательно смотрит на меня и начинает шевелить губами, но не повторяет»
17 мая провели вторую консультацию, рассмотрели упражнения для мамы и ребенка, способствующие запуску речи.
Начинали мы с того, что Радя не говорит ни одного слова, но оказалось, что одно слово в его словаре все-таки есть - «надо». Маленькое, да удаленькое слово: из него могут вырасти еще минимум 5, если родители будут правильно действовать (да, дай, на, но-но-но в смысле «нельзя» и дядя).
Прочитала первое Ксении обращение ко мне: «он не говорит. Вообще ничего, только на своем языке что-то похожее на дай-дай, и отвечает мне "да"».
Все-таки кроме «надо» были еще эти 2 слова... Возможно они неустойчивы во времени (так бывает - было слово, но пропало), или ребенок не употребляет слово применительно к конкретной ситуации. Еще раз спрошу маму, что помешало ей записать эти слова в словарь активных слов сына. В любом случае "на, но-но-но и дядя"- остаются в плане )))
В ближайший месяц-два стоит ожидать новых слов от Радмира. Буду ждать новостей )
P.S. Продолжение появилось даже быстрее, чем я ожидала