Мама троих (8 лет, 4 года, 1 год), планирую беременность
Москва
Можно ли разговорить нашего молчуна?
Получила в личку вопрос. Очень правильно заданный, с подробным описанием важных моментов. Если Анна (с маленьким Максимом) согласится написать его здесь в комментариях, обещаю очень подробно ответить
Про ситуацию через пол-года можно прочитать по этой ссылке.
Мама двоих (11 лет, 8 лет)
Яна, конечно, я согласна :) тем более если это ещё кому-нибудь поможет не "ждать 3х лет", а обратить внимание на ситуацию как можно раньше. И хотела бы с вами поработать лично, т.к. понимаю, что сама могу не обращать внимания на многие важные вещи. А вот, собственно, и вопрос:
"Яна, здравствуйте!
Хотела бы обратиться к вам за помощью. У меня есть сын, Максим, ему 1,2 и он говорит только на своём тарабарском и то мало. Родился на сроке в 38 недель, 49см, 2770, набирал всё время мало, и сейчас маленький такой худыш (не знаю, зачем это пишу, но мало ли
).Поставили внутриутробную гипоксию, т.к. было однократное обвитие, зеленые воды и на НСГ нашли субэпендимальную кисту, которая в год так и осталась). Невролог постоянно назначала ноотропы, но я, честно говоря, ни разу не давала их сыну. Физическое развитие было с задержкой: голову хорошо начал держать где-то в 3-3,5м, переворачиваться на живот в 4,5 после курса массажа, на спину в 6,5 также после массажа, в 7,5 пополз по-пластунски, в 8,5 встал на четвереньках, раскачивался месяц и в 9,5 одновременно пополз, начал садиться и вставать у опоры. Недавно стал самостоятельно ходить. Гуления практически не было, "агу" несколько раз слышала от Максима. Лепет появился где-то в 7,5 месяцев, поочередно появлялись слоги да-да, ма-ма, на-на, шёпотом па-па, очень долго любил повторять горловое "грррриии". Перед каждым новым слогом недели полторы молчал. В возрасте около года ходил за мной хвостиком и канючил ма-ма-ма. Сейчас говорит да-да-да, а-да, ба-ба просто так, вчера появились ва-ва-ва и ма-ма-ма, гриии делает, когда его щекочат. Из слов наверное можно считать "ах", когда мячик кидает, межзубное "тсс" в ответ на моё "фууу" на обкаканный подгузник и поёт "аа-а", когда качается на качелях или просто раскачивается (с такой интонацией, как куклу укачивают, я так "каач-кач" произношу). Честно говоря, у нас проблемы с играми, Максим практически не включается в сюжетные игры и мы очень мало в них играем. В основном кидаем мячик, катаем машинки, тискаем кошку и играем в игрушки типа ФишерПрайса. Очень любит трясти всякими тряпочками, ленточками, одеждой, перекладывает из руки в руку и трясёт ими, любит купаться в ванной и шлепать ладошками по воде, играем в ку-ку (надевает на голову полотенце и прячется). А вообще в основном все раскидывает и грызет, пирамидку не собирает, разбирает, переворачивая и скидывая все кольца сразу, кубики друг на друга не ставит. Любит смотреть картинки в книжки, на что-то интересное наклоняется и говорит "ыу", редко рукой показывает (просто рукой, без указательного жеста). На улице постоянно тычет во всё и всех рукой и тоже восторженно говорит "ыу". Еще проблема в том, что папа у нас очень немногословен, например, утром Максим проснулся, папа его молча взял, отнес в ванную, помыл попу, одел. всё молчком, вчера в полной тишине катали машинки. Мы с мужем оба интроверты, говорим мало и тихо, но я стараюсь с сыном разговаривать эмоционально и по возможности четко. "По возможности" - потому что я не выговариваю букву "р" и шипящие хромают. А так, Максим очень общительный мальчик, не боится людей, легко идет на контакт и все время с улыбкой. В общем-то пока это всё, что я вспомнила. Можно ли разговорить нашего молчуна?
ещё Максима не повторяет за мной движения и очень трудно завладеть его вниманием, чтобы он посмотрел на губы, когда я пытаюсь ему что-то озвучить. Недавно научились махать руками в ответ на вопрос "как птички крыльями машут?" и пока-пока стал махать сам без подсказки (выходим от бабушки в коридор и он начинает махать пока-пока)"
п.с.: я написала "молчуна", но вот сидим сегодня целый день дома, т.к. погода плохая, и Максим болтает весь день, но опять-таки на своём и очень чётко сегодня говорит слог Ма.
).Поставили внутриутробную гипоксию, т.к. было однократное обвитие, зеленые воды и на НСГ нашли субэпендимальную кисту, которая в год так и осталась). Невролог постоянно назначала ноотропы, но я, честно говоря, ни разу не давала их сыну. Физическое развитие было с задержкой: голову хорошо начал держать где-то в 3-3,5м, переворачиваться на живот в 4,5 после курса массажа, на спину в 6,5 также после массажа, в 7,5 пополз по-пластунски, в 8,5 встал на четвереньках, раскачивался месяц и в 9,5 одновременно пополз, начал садиться и вставать у опоры. Недавно стал самостоятельно ходить. Гуления практически не было, "агу" несколько раз слышала от Максима. Лепет появился где-то в 7,5 месяцев, поочередно появлялись слоги да-да, ма-ма, на-на, шёпотом па-па, очень долго любил повторять горловое "грррриии". Перед каждым новым слогом недели полторы молчал. В возрасте около года ходил за мной хвостиком и канючил ма-ма-ма. Сейчас говорит да-да-да, а-да, ба-ба просто так, вчера появились ва-ва-ва и ма-ма-ма, гриии делает, когда его щекочат. Из слов наверное можно считать "ах", когда мячик кидает, межзубное "тсс" в ответ на моё "фууу" на обкаканный подгузник и поёт "аа-а", когда качается на качелях или просто раскачивается (с такой интонацией, как куклу укачивают, я так "каач-кач" произношу). Честно говоря, у нас проблемы с играми, Максим практически не включается в сюжетные игры и мы очень мало в них играем. В основном кидаем мячик, катаем машинки, тискаем кошку и играем в игрушки типа ФишерПрайса. Очень любит трясти всякими тряпочками, ленточками, одеждой, перекладывает из руки в руку и трясёт ими, любит купаться в ванной и шлепать ладошками по воде, играем в ку-ку (надевает на голову полотенце и прячется). А вообще в основном все раскидывает и грызет, пирамидку не собирает, разбирает, переворачивая и скидывая все кольца сразу, кубики друг на друга не ставит. Любит смотреть картинки в книжки, на что-то интересное наклоняется и говорит "ыу", редко рукой показывает (просто рукой, без указательного жеста). На улице постоянно тычет во всё и всех рукой и тоже восторженно говорит "ыу". Еще проблема в том, что папа у нас очень немногословен, например, утром Максим проснулся, папа его молча взял, отнес в ванную, помыл попу, одел. всё молчком, вчера в полной тишине катали машинки. Мы с мужем оба интроверты, говорим мало и тихо, но я стараюсь с сыном разговаривать эмоционально и по возможности четко. "По возможности" - потому что я не выговариваю букву "р" и шипящие хромают. А так, Максим очень общительный мальчик, не боится людей, легко идет на контакт и все время с улыбкой. В общем-то пока это всё, что я вспомнила. Можно ли разговорить нашего молчуна?
ещё Максима не повторяет за мной движения и очень трудно завладеть его вниманием, чтобы он посмотрел на губы, когда я пытаюсь ему что-то озвучить. Недавно научились махать руками в ответ на вопрос "как птички крыльями машут?" и пока-пока стал махать сам без подсказки (выходим от бабушки в коридор и он начинает махать пока-пока)"
п.с.: я написала "молчуна", но вот сидим сегодня целый день дома, т.к. погода плохая, и Максим болтает весь день, но опять-таки на своём и очень чётко сегодня говорит слог Ма.
0
16.05.2016
Ответить
Мама четырех (от 9 лет до 18 лет)
Москва
Комментарий удален
0
16.05.2016
Ответить
Мама четырех (от 9 лет до 18 лет)
Москва
Комментарий удален
0
16.05.2016
Ответить
Мама четырех (от 9 лет до 18 лет)
Москва
12. ещё Максима не повторяет за мной движения и очень трудно завладеть его вниманием, чтобы он посмотрел на губы, когда я пытаюсь ему что-то озвучить- это тоже плохо, потому что наблюдение за артикуляцией взрослого- одно из базовых условий появления речи (писала здесь об этом). Если ребенок не будет смотреть на лицо собеседника, он либо вообще не будет говорить, либо будет называть слова сильно непохожими на то, как это звучит в нашей речи.
Есть способы привлекать внимание ребенка к своей артикуляции. Попробуем, что подойдет Максиму или вместе придумаем для него что-то новое)
Нам с сыном недавно удалось чуть разговорить трехлетнего мальчика с такой особенностью)). Он не очень мало говорит, строит простейшие предложения, но его речь на 80 процентов не понятна даже маме. Чтобы была понятна степень искажения слов на данный момент, приведу пару примеров
«алЯба»- яйцо,
«абЕ»- дом,
«нЯма»- нет,
«ням»- маленький,
«ням-нЯм»- кушать.
Все, кроме «ням-ням», непонятно каким образом построилось. Да и «ням-ням» должно было к трехлетнему возрасту вырасти из звукоподражания. Этого парня, как и Вашего сына, тоже зовут Максим )) За последние пару недель у него стали появляться слова- точная копия предъявляемых: гули, ку-ку(сознательно выбирала такие простые, чтобы ребенок ощутил ситуацию успеха), через пару дней мама рассказывает, что он в парке стал за детьми повторять "утя" на утку (в садик он пол-года уже ходит на пол-дня, но там новых слов не появилось). А потом ситуация успеха сработала и для самой мамы- на днях рассказывает, как купаясь сын стан называть "пену" - "бЕма" и как она, вооруженная знаниями, смогла сразу исправить произношение сына на "пена")
Надеюсь, и в Ваших с Максимом играх в ванной комнате с в недалеком будущем появится какая-нибудь "пена", "буль-буль", "кап-кап" )) Если будет желание подробнее разобраться с каждым вопросом, пишите, договоримся о консультации (готовиться к ней можем уже сейчас, а провести не раньше второй половины июня)
Ниже- 2 удаленных комментария- мои. Просто подняла их наверх, когда поняла, что читать в порядке 12-11-10-9 и т.д. будет неудобно ))
0
16.05.2016
Ответить
Мама двоих (11 лет, 8 лет)
В ванной с Максимом купается молчаливый папа :)) Сегодня утром я купала Максима и буль-булькала и кап-капала, Максим даже заинтересованно смотрел мне в рот и улыбался :) Желание разбираться есть, не хотелось бы доводить до состояния "аляба"...
0
17.05.2016
Ответить
Мама четырех (от 9 лет до 18 лет)
Москва
11. потому что я не выговариваю букву "р" и шипящие хромают- вот это не очень хорошо. Очень велика вероятность, что на подражании ребенок скопирует способ произношения с Вас. Это звуки позднего онтогенеза, ребенок произнесет их не скоро, но наблюдает за ними, строит моторные программы, привыкает к их звучанию он уже сейчас… В самом сложном случае я посоветовала бы Вам сейчас обратиться к логопеду для постановки этих звуков. Иногда, это получается довольно быстро. Если такой возможности сейчас нет, посмотрим, что можно сделать своими силами
0
16.05.2016
Ответить
Мама двоих (11 лет, 8 лет)
Да, я уже настраиваюсь на то, что скорее всего нам предстоит посещение логопеда. И стараюсь чаще в гости к бабушке ходить, чтобы Максим и правильные звуки слышал.
0
17.05.2016
Ответить
Мама четырех (от 9 лет до 18 лет)
Москва
10. Еще проблема в том, что папа у нас очень немногословен...- папе не принадлежит решающая роль в появлении у ребенка речи, если только он не заменяет маму, пока та работает, или время их пребывания не распределяется 50/50. У меня муж тоже более чем немногословен )) и муж сестры, но это не помешало детям заговорить вовремя. Мы найдем вашему папе почти молчаливые занятия, которые будут способствовать появлению речи у ребенка. А когда Максим заговорит, папа больше не сможет сохранять молчание))
0
16.05.2016
Ответить
Мама четырех (от 9 лет до 18 лет)
Москва
9. Любит смотреть картинки в книжке, на что-то интересное наклоняется и говорит "ыу", редко рукой показывает (просто рукой, без указательного жеста). На улице постоянно тычет во всё и всех рукой и тоже восторженно говорит "ыу".- не проблема, что пока без указательного пальца. Достаточно пока руки. Я заметила у племяшки отсутствие указательного жеста в 1г2мес, когда в ее активном словаре было уже 30 слов! Не было даже указующего движения рукой, сестра была слишком внимательна, ловила малейший сигнал взгляда дочки )) Уже когда обратила их внимание, сестра стала просить «покажи пальчиком» и показывать пример. Через месяц жест появился, а еще через месяц- первое предложение. В вашем случае еще проще, познавательная активность видна, над жестом работайте
На улице не стесняясь кратко комментируйте то, на что он показывает. "Это дядя", "это машина. Поехала. Би-бИ" и т.д. Смысл его жеста сейчас- "Мамочка, скажи, как вы взрослые это называете? Выбери из всех возможных вариантов самое простое для меня слово))" (слова типа "экскаватор" и "трактор" отложите хотя бы до тех пор, когда ребенок начнет составлять фразы)
0
16.05.2016
Ответить
Мама двоих (11 лет, 8 лет)
Да, на улице я не стесняюсь, постоянно комментирую. Правда без слова "это". Его обязательно надо говорить? И еще вопрос, я до года постоянно называла себя не я, а "мама" (сейчас мама кашу приготовит, мама читает и т.п.), и Максима соответственно не ты, а Максим (Максим кушает, ай как Максим быстро ползает). Сейчас стараюсь употреблять местоимения я и ты. Как правильно надо было все-таки обращаться изначально?
0
17.05.2016
Ответить
Мама четырех (от 9 лет до 18 лет)
Москва
8. А вообще в основном все раскидывает и грызет, пирамидку не собирает, разбирает, переворачивая и скидывая все кольца сразу, кубики друг на друга не ставит.- «Разбирает, раскидывает», - отлично, значит он сейчас на этапе анализа информации)). Время синтеза еще прийдет. Тоже можем поговорить потом об этом. «Кубики друг на друга не ставит»- ставьте сами и позволяйте ему рушить, сопровождая падение кубиков эмоциональным «бух». Он насладится этим завораживающим действием, наберет какое-то кол-во просмотров «как это делается» и начнет пробовать сам. Время «разбрасывать камни», так же важно для малышей, как «время собирать» )) Поговорим как правильно реагировать взрослому, чтобы это было игрой, а не подкрепляло привычку разрушать.
0
16.05.2016
Ответить
Мама четырех (от 9 лет до 18 лет)
Москва
7. Очень любит трясти всякими тряпочками, ленточками, одеждой, перекладывает из руки в руку и трясёт ими, любит купаться в ванной и шлепать ладошками по воде, играем в ку-ку (надевает на голову полотенце и прячется).- отлично, я писала Вам в письме про мальчика, мама которого недавно хвасталась новым словом «пена», кот-е появилось как раз во время купания в ванной)). Игра в «ку-ку» -отлично, если в ближайшее время у сына не появится слово «ку-ку» попрошу показать видео, как вы в нее играете. Может увижу, что можно изменить
0
16.05.2016
Ответить
Мама четырех (от 9 лет до 18 лет)
Москва
6. Честно говоря, у нас проблемы с играми, Максим практически не включается в сюжетные игры и мы очень мало в них играем. В основном кидаем мячик, катаем машинки, тискаем кошку и играем в игрушки типа ФишерПрайса.- Максиму еще рано играть в сюжетные игры, если мы понимаем с Вами одно и то же под этим термином. Можете привести пример игры, в которую сын не включался, а по вашему мнению мог бы? Они требуют определенного уровня развития мышления. Инструмент мышления- это речь. Развивающаяся речь может вести к усложнению игры. А пока «кидаем мячик, катаем машинки и т.д.»- это вполне адекватные игры для возраста Максима. Если взрослый по-настоящему увлечется такими простыми играми, из них можно будет получить новые слова.
0
16.05.2016
Ответить
Мама двоих (11 лет, 8 лет)
Да, конечно, не сюжетные игры :) скорее предметные. Просто, когда месяцами строишь башни из кубиков, а Максим их только рушит, становится как-то скучно уже :) Максим, кстати, рано научился по моей просьбе кормить зверушек, дает им печенье или ложкой тычет. Недавно начал шарики в миску класть, а не только их оттуда высыпать. Видимо, начал просыпаться наконец-то интерес
0
17.05.2016
Ответить
Мама четырех (от 9 лет до 18 лет)
Москва
5. Из слов наверное можно считать "ах", когда мячик кидает, межзубное "тсс" в ответ на моё "фууу" на обкаканный подгузник и поёт "аа-а", когда качается на качелях или просто раскачивается (с такой интонацией, как куклу укачивают, я так "каач-кач" произношу).- «ах» и «аа-а»- почти можно считать словами, я бы с ними чуть поработала, чтобы уверенно сказать, что это слова. А «межзубное «тсс»- не считается словом: подобного звука в нашей речи нет и многократное повторение такого «тсс» не будет вносить свой вклад в копилку (( Можно попытаться заменить его речевым звуком, или как минимум не стимулировать использование в таком виде, как он выглядит сейчас
0
16.05.2016
Ответить
Мама двоих (11 лет, 8 лет)
Спасибо! Исключу слово "фу" с моей стороны и не буду поощрять это "тсс", а то мы-то улыбались в ответ..
0
17.05.2016
Ответить
Мама четырех (от 9 лет до 18 лет)
Москва
4. Гуления практически не было- это не очень хорошо, но учитывая то, что Вы пишете про лепет (про его наличие и разнообразие звуков) можно предположить, что неактивное гуление не оказало негативного влияния на ребенка и есть вероятность, что речь будет развиваться без особых проблем. А может гуление было в достаточном количестве, но его "скрывала" соска?
0
16.05.2016
Ответить
Мама двоих (11 лет, 8 лет)
Соска да, была. Опять-таки в 7 месяцев напрочь отказался от неё. Когда сосал соску, в основном мычал или, как мы это называем, скрипел. Сейчас тоже любит "поскрипеть".
0
17.05.2016
Ответить
Мама четырех (от 9 лет до 18 лет)
Москва
3. Физическое развитие было с задержкой…….и в 9,5 одновременно пополз, начал садиться и вставать у опоры. Недавно стал самостоятельно ходить (1г2мес)- позднее наступление определенных этапов физического развития, повлечет за собой чуть более позднее прохождение речевых этапов. При этом ребенку нужно помогать. Во-первых, помочь развитию вестибулярной системы и проприоцепции. Во-вторых, добрать ползания, стажа которого у Максима маловато. По возможности создавайте ему дополнительные ситуации в которых можно и нужно ползать.
0
16.05.2016
Ответить
Мама двоих (11 лет, 8 лет)
Вот как! А я радовалась, что Максим так долго ползает (4 месяца) и совсем не торопила его ходить, т.к. знала, что ползанье - это очень важный этап. А оказывается, Максим все-таки мало ползал. Буду почаще доставать палатку с игровым туннелем и строить полосы препятствий. Очень хочу спортивный комплекс, но к сожалению однокомнатная квартира не позволяет :( Да, еще Максиму ставили синдром мышечной дистонии, месяцев до 7ми он был кабачок кабачком, лежал себе спокойно и глазел по сторонам. Активничать начал как раз как по-пластунски начал передвигаться. Сейчас очень любит сильно раскачиваться на качелях, съезжать с больших горок и когда папа его подкидывает высоко-высоко.
0
17.05.2016
Ответить
Мама четырех (от 9 лет до 18 лет)
Москва
Анна, спасибо, что согласились поговорить за пределами личных сообщений. Скопировала из письма, важные на мой взгляд моменты. Надеюсь, мои комментарии что-то прояснят и в чем-то успокоят. Потому что спокойная мама помогает появлению речи у малыша. Спокойно действующая, но не спокойно наблюдающая ! )
1. набирал всё время мало, и сейчас маленький такой худыш (не знаю, зачем это пишу, но мало ли)- у меня племяшка тоже худыш, 2400 КС, сейчас говорит побольше упитанных сверстников (более поздние посты про ее развитие речи пишу под отдельным тегом, если интересно, можете заглянуть. Ранние- вперемешку с наблюдениями за речью моих и других детей, по тегу "развитие речи").
В вашей истории чуть больше препятствий к появлению речи, но непреодолимых я не нашла, надеюсь, что не ошибаюсь
2. субэпендимальную кисту, которая в год так и осталась- это мне пометка, почитать подробно про это
0
16.05.2016
Ответить
Мама двоих (11 лет, 8 лет)
Яна, спасибо Вам за такие развернутые, подробные ответы! Уверена, они многим пригодятся! Почему-то совсем забыла написать, что сын тоже родился путём ЭКС. Вообще-то было назначено плановое, т.к. всю беременность он просидел на попе, но схватки начались раньше.
0
17.05.2016
Ответить