Чистоговорки "родные". Кому полезны?
логоВед (запуск речи, о чем не пишут в книгах)В этом посте аудио про чистоговорки - фрагмент из моей консультации. Не самое лучшее мое «выступление», но так получилось, что именно здесь рассказалось самое важное про то, как чистоговорки составлять и ребенку подавать. Поэтому слушайте снисходительно и внимательно ))
На всякий случай предупрежу - я знаю, что звуки произносятся «В», «М», "Р")), но когда говоришь их достаточно громко и не изолированно, а в потоке, то все равно получается «Вы», «Мы» и т.д.
(именно поэтому я когда-то отказалась, называя детям буквы, использовать вместо алфавитного их имени, обозначение по звукам. Идея проваливается, сразу же, как только ты попробуешь ответить на вопрос ребенка: «Как ты сказала???». Ты прибавляешь громкости, и тут , как ни старайся не получится громкого «В», а только предательское )) «Вы», «мы», «ты» и т.д. Так придумалась идея «личной азбуки», но сейчас не об этом ))
Вернемся к чистоговоркам. Я не была бы таким ярым проповедником), если бы не испробовала когда-то, прояснительное их действие на себе. Проверить может любой взрослый, только одно условие- эксперимент нужно ставить на плохо пока вам известных языках. На русском, да, ничего родителю почувствовать не получится ))
9 лет назад, моя Катюха была еще крохотной малышкой. Пока она честно спала в коляске на прогулке положенные ей полтора часа, я слушала в наушниках курс «Итальянский язык по методу Пимслера». Хватило меня только на пару уроков. Но я с благодарностью его вспоминаю за "разъяснение" идеи чистоговорок.
В этом курсе диктор в определенный момент повторяет произнесенное ранее слово, но с изменением порядка слогов:
сначала последний,
потом предпоследний,
и так далее по направлению к первому.
ОТКРЫТИЕ! Сразу стало понятно, зачем это сделано: ты почему-то начинаешь слышать звуки, которых до этого в слове не было. То есть они были, слово то не меняется ). Но из-за перестановки мест слагаемых, меняется сумма!- начинаешь отчетливее слышать каждый звук внутри слова, и лучше ощущать его строение.
Уже этим летом узнала , что это, оказывается, известный полиглотский прием. Используя его, мне удалось Степу за 5 мин научить проговаривать сложное для него место в итальянской песне. Я запишу русскими буквами, попробуйте, если у вас есть поблизости ребенок 4х с половиной лет предложить ему произнести «мострАрмелопотрАй». Это несколько слов, но в песне они произносятся без прерывания, на одном дыхании. Учитывая большое количество согласных + еще и стечения нескольких согласных вместе- непростая задачка. Но метод прибавления слогов, проясняющий структуру слова, используемый и в чистоговорках делает сложную задачу осуществимой. Только в чистоговорках мы делим слово всего на 2 части: последний слог и все остальное (для некоторых слов детям постарше, которые не меньше года уже говорят, могу изменить формат ----- два последних слога + все остальное. Так например проявляла Степану слова:
"помогите"- гите-гите-гите Степану помо... гите
"бордюр", которое не вспомню как, но он смешно коверкал в 2 года: "дЮру-дЮру-дЮру, иду я по бор.......дюру)
Если в процессе прослушивания (или после) у вас придумаются свои чистоговорки, делитесь своими произведениями в комментариях!)
Ваш логоВед (консультант по запуску речи)--- Яна
Слушать здесь https://yadi.sk/d/SDrM0P1tytLXJ