Почему "развивашки" до 2х лет мешают запуску речи
логоВед (запуск речи, о чем не пишут в книгах)В истории про очередную консультацию записала новое условие для мам, которые хотят разобраться в запуске речи своего малыша с моей помощью. Случаи, с которыми мы дольше всего разбираемся, когда не получается легко и быстро это:
- неговорящий ещё ребенок + развивающая студия/ или сад на пол-дня
- неговорящий ещё ребенок + много-много чтения.
И если «много-много чтения» при желании мамы еще можно сократить, а скромный остаток обернуть нам на пользу, то с развивающими студиями процесс плохо обратим.
Мама с мальчиком, под постом про которых и появился вопрос про развивашки, ходили к моменту нашего знакомства в студию Монтессори. Я решила закрыть на это глаза, п.ч. в случае Монтессори - это все таки малыш большую часть времени один на один с мамой. Но когда оказалось, что занятие в круге у них тоже есть, попросила маму на время оставить занятия.
Пока я формулировала в очередном письме очередную причину, по которой лучше приостановить занятие в студии, они записались еще на одни развивашки…. Для еще лучшей социализации. …Признаюсь,была готова на тот момент отказаться от второй консультации и закончить эту историю. Но потом малыш заболел, потом заболела мама, а потом оба еще и по-второму кругу ((( и развивашки не хочешь, а пришлось оставить.
А когда все выздоровели и решили пока не идти «к детям» до полного восстановления здоровья, тогда у нас начали появляться более значимые результаты в виде новых слов в активном словаре мальчика Дани.(что-то похожее было с Анной и Леней, история которых здесь, но у них занятия были совсем особые - "песенный круг", где взрослые учатся петь детям медленные протяжные песни один раз в неделю. Ко времени нашей второй консультации занятия прекратились, ввиду того, что они переехали в другой район)
Итак, история мамы Светы и мальчика Дани здесь, а к ней комментарий Марии: "А можете поподробнее рассказать про связь развивашек в раннем возрасте и речи?"
Здесь и далее я пишу про этап запуск речи (период от первых слов - до 50ти слов-до 80ти слов- до первых фраз). На ребенка, который уже говорит фразами и готов ко встрече со сверстниками, всё, что я напишу ниже, уже не влияет.
Мария, для запуска речи ребенок должен быть в диалоге с личным взрослым. Ни диалога, ни личного взрослого на групповых занятиях с малышами нет (даже, если мама присутствует на занятии, малыш отвлекается на ведущую детского центра. + в условиях группы отсутствует важное условие для запуска речи - зрительный контакт «глаза в глаза», о котором я писала здесь).
То есть первое, почему я против вождения еще не говорящего ребенка в развивающие студии - это невозможность выстраивания и поддержания там ДИАЛОГА с ребенком. (постараюсь найти и добавить потом в конец поста видео, на котором видно, что даже с неговорящим 9ти месячным малышом можно создавать ощущение диалога)
Следующее - это привыкание ребенка к пассивной роли. Общаясь с ребенком дома, мы задаем вопросы, создаем у малыша ощущение, как будто он нам отвечает и/или иногда отвечаем за него. Он при этом становится активным участником такого процесса, малыш на одной волне с мамой.
В группе невозможно настроиться на ответ от каждого, в результате самые активные (как правило, это уже начавшие говорить дети) взаимодействуют с воспитателем, заполняют собой весь эфир. А остальным приходится играть пассивную роль - наблюдать за крупными объектами в помещении и движениями крупной моторики взрослого и других участников группы (тогда как дома, в общении с мамой, есть возможность привлечь внимание к ее артикуляции. Артикуляторные движения относятся к уровню мелкой моторики. Им сложнее подражать, но в маленьком ребенке заложена генетически предрасположенность к подражанию артикуляции через механизм зеркальных нейронов).
То есть дома, в диалоге с мамой ребенок занимает активную позицию и пытается говорить первые слова, подражая маминой артикуляции. В группе малыш очень вероятно будет занимать позицию ПАССИВНОГО наблюдателя (она так же формируется при просмотре мультфильмов, загрузке в неговорящего ребенка материалов по принципу "тематических неделек", при большом количестве чтения или чтения книг не по возрасту, общении с музыкальными/«говорящими» книгами и т.д.). Наблюдатель- здесь не совсем правильное слово. Точнее нужно сказать - смотритель. Потому что у неговорящего еще ребенка не запущены полностью процессы мышления, и чтобы процесс смотрения превратился в наблюдение, тоже нужна некоторая помощь взрослого. Итак активность-пассивность - это второй важный момент.
Третье, в развивающем центре очень много новых стимулов, которые удивляют и привлекают ребенка. Если правильно действовать в данный момент, с удивлением конкретного ребенка (чего не может сделать воспитатель в условиях группы) проявленные эмоции могут помочь появлению новых слов. Но воспитатель не работает с отдельным ребенком, с его словарным запасом. У него настрой на группу. В результате мы получаем, что ребенок восхищен, планка его запросов на удивление, поднялась, а результата в виде новых слов нет ((
Более того, теперь фокус внимания смещен с мамы на воспитателя и дома, чтобы удивить/восхитить ребенка уже не достаточно простых междометий Ах! Ох! и Ура!!!!), нужно как минимум научиться на голове ходить и огнем дышать…
Это мои собственные попытки понять, почему развивающие центры до 2х лет сдерживают говорение. Есть еще несколько дополнительных предположений. Но и без них длинно получилось. Оставлю их на потом. На практике из обратной связи от мам итог всегда укладывается в одно предложение: «ничего не хочет говорить… только смотрит на меня и улыбается/смеется. Воспитателя слушает, а меня -нет.»
При этом я понимаю, что некоторым мамам действительно нужна помощь, чтобы научиться общаться и играть с ребенком. И в группы раннего развития они идут именно за этим: пообщаться с педагогами, посмотреть на других мам.
В этом случае может быть полезна игра воспитателя, игропедагога индивидуально с ребенком? Игра, за которой мама понаблюдает и сможет дома повторять и придумывать своё новое. Но только, если это действительно игра, причем игра с выстраиванием диалога, а не натаскивание на «покажи букву, собери круги, повтори стихи руками…».