Финишная прямая
консультации мои«Яна, я все хочу у Вас спросить и не получается..
А как долго Вы ведете деток? Когда Вы с мамами понимаете,что все финиш? Я читала ваши записи на бебиблоге и поняла,что полгода-это много и Вы укладываетесь в другой промежуток.
Просто,как понять,что все,мы на финишной прямой?»
Это цитата из письма Светланы после нашей с ней второй консультации (2 февраля).
Про начало работы с ней писала здесь.
Четыре месяца прошло с нашего первого разговора по Скайпу. Я к тому времени много уже поняла из того, что мешает запуску речи Даниила. Мы преодолели отсутствие указательного жеста, который пугал их невролога и саму Светлану, но окончательно пазл еще не складывался.
Время от времени мне казалось, что Светлана слушает, что я говорю, читает мои письма, но занимается с сыном чем-то другим… Новые слова у ребенка появлялись, но не поймалась у мамы волна, когда все делается в удовольствие, а маленький человек ловит эту энергию и получает удовольствие от говорения. Тогда, в конце января за неделю до второй консультации, я предложила «мотивационный эксперимент»- писать мне КАЖДЫЙ ДЕНЬ чем занимались из ранее нами проговоренного/описанного, и, кажется с этого момента все начало меняться. (обычно я оставляю количество писем на усмотрение мам, они пишут по мере накопления вопросов и наблюдений.)
Из мелких нюансов в письмах стало понятно, почему Свете сложно включаться в эмоциональные игры, откуда желание отдать сына в развивающую студию + я начала убеждаться, что есть необычные моменты в сенсорном развитии мальчика.
На второй консультации мы еще раз проговорили важность телесного контакта с ребенком, развивающего проприоцептивную чувствительность. Добавили игр на развитие этого мышечно-суставного чувства (хотя я говорила об этом и в первом нашем разговоре, и в первых письмах напоминала, но тогда Светлана, кажется, объясняла, что Даня слишком тяжелый, чтобы носить на руках и т.д.
Поэтому во втором разговоре и дальнейших письмах, когда стало понятно, что ряд вопросов, связанных не только с речью мальчика, показывает на особенности обработки сенсорной информации я уже «требовала» и напоминала об обязательных телесных играх. В очередной раз напомнила про занятия «Мягкой школы» кот-е им могут быть полезны, но по ряду причин посещение СМШ у них откладывалось, не знаю, дошли ли до нее хотя бы сейчас.)
3 февраля. Мой ответ на вопрос Светы
Про финишную прямую расскажу ещё, скорее напишу пост. Спасибо за вопрос, важный и интересный.
С вами (мамой и Даней), я вижу, нам пока далеко до финиша. Чтобы ускорить продвижение попросила каждый день писать, что делаете. Это не только для меня информация насколько разнообразны ваши "занятия", но и Вам напоминание ни на день не останавливаться. Даже в выходные. Я насколько поняла, выходные…..
Про «далеко до финиша», это я писала, предполагая, что скорость нашего продвижения останется прежней, если мотивационный эксперимент не сработает.
Но он дал свои результаты) + эффект от второй консультации. И вот уже через 10 дней после начала ежедневных отчетов Светлана стала присылать новые слова списками. Но самое важно не это, появилась радость в ее словах, похоже начало ловиться удовольствие от процесса))
из письма 7 февраля
из письма 27 февраля
и еще один фрагмент от 27 февраля
из письма от 3го марта
из письма 15 марта
отрывки из письма 20 марта
Интересно посчитать примерно на каком кол-ве слов у них стали появляться предложения. Но пока на это нет сил, потому что для этого придется подробно перечитать 112 наших писем ). Пока допустим, что в активном словаре Дани до предложений появилось 80 слов -закономерность о которой писала здесь.
А теперь ответ про финишную прямую. В самых простых случаях, когда отсутствие речи у малыша связано только с недостаточной эмоциональностью мамы и некоторыми нюансами взаимодействия, мы действительно работаем в течение 2х месяцев. Первая консультация, потом через месяц вторая. Тогда первые результаты получаются уже в течение первого месяца.
Но бывают случаи, когда кроме особенностей общения мамы с ребенком есть объективные причины у самого ребенка, мешающие ему заговорить. + процесс растягивается если мама не мотивирована (т.е. она очень хочет новых результатов, но действует по привычке старыми способами. Прежде, чем я пойму это, уходит дополнительное время. + Дополнительное время на то, что я в письмах повторю еще раз важные моменты о которых мы говорили, но кот-е не выполняются) +++ всякие форсмажоры, когда ребенка кладут в больницу, или туда попадает мама, или папа-глава семьи ломает руку и у мамы совсем не остается свободного времени на переписку со мной((.
Плюс когда все так растягивается во времени я начинаю медленно отвечать на письма. Потому что забываю подробности и чтобы ответить, мне иногда нужно перечитать десяток писем, анкету с которой мы начинали и переслушать фрагмент консультации...
Поэтому финальных черт две:
- либо 2 месяца, если все хорошо сложится,
- либо второй вариант- 5-6 месяцев. Но количество таких "забегов на длинные дистанции" я постараюсь сокращать, потому что они очень много отнимают сил, к сожалению((
До конца весны 2017 точно не набираю новых клиентов. Если летом мои дети будут заняты бабушкой, и появится свободное время, тогда, возможно с одной-двумя мамами поработаем в июле-августе.
+ допишу к условиям нашего договора: "ребенок не должен до окончания нашей работы иметь опыта посещения развивающих занятий в центрах и студиях". Мне казалось ранее это само собой разумеющимся до достижения возраста 2х лет. Но нет, оказывается, и в полтора дети уже посещают "развивашки" и в 1г7мес... Это уводит фокус внимания ребенка от мамы и приходится делать невозможное, чтобы потом это внимание ей вернуть. Один из ресурсов быстрого достижения "финальной прямой" я вижу в этом.
Светлана, спасибо за взаимодействие на протяжении этих пяти месяцев. Я открыла для себя много важных нюансов. Надеюсь, что и вам с Даней была полезна ))
P.S. Попробуйте еще самостоятельно почитать книги про сенсорную интеграцию. Мне кажется, они подскажут направления в которых можно дополнительно действовать:
Джин Айрес "Ребенок и сенсорная интеграция"
Улла Кислинг "Сенсорная интеграция в диалоге"
+ как мы договаривались, Вам будет доступна моя консультация про "Рисование в диалоге". Надеюсь, что способы рисования про которые я там рассказываю помогут
дополнительно развивать речь Дани, улучшать артикуляцию, удлинять слова и предложения и самое главное - это еще один способ быть с ребенком вместе, вести с ним диалог. Удачи!