Обозначение времени в детской речи
консультации моиС самого утра на улице шел дождь», так начиналось видео, где мама с которой мы работали, читала дочке книгу. Девочке на тот момент был 1г9мес, активный словарный запас не больше двух десятков слов. Мы рассматривали все возможности, где ребенок может получить новые слова, и очередь дошла до того, что и как они с мамой читают.
Про ощущение времени, что нет сейчас смысла говорить ребенку «с утра» или «не с утра», с «самого» или «не самого» я тогда писала маме Веры (черным текст книги, красным - мои примечания):

Мы поговорили о том, что текст такой книги еще слишком сложен для неговорящего ребенка. Очень много абстрактных слов, много вообще текста. Здорово, что девочка сидит, слушает, но неудивительно, что спешит переворачивать страницы и еще менее удивительно, что после такого чтения не добавляется новых слов, которые она способна произносить.

Я тогда предлагала из всего текста этой страницы сосредоточиться на слове «дождь» и оно появилось через 1мес 1 неделю. Не только из книги конечно же, дополнительно мы придумывали игры, чтобы привлечь внимание к этому слову, сделать его понятным ребенку, насколько это в силах взрослых )

А вот почему вспомнила про это сегодня. Нашла у себя старую запись разговора со Степой (на листке записано 26 сент 2016г, значит Степе здесь 4г 8 мес). Он давно, много и правильно говорит, но видно, что слова из категории «время», осваиваются позже остальных. На них нельзя показать пальцем и нелегко сделать понятными. ..

26 сентября 2016г. Степан складывает песочные игрушки в пакет.
- не будешь играть?
- буду
- а зачем складываешь?
- я палЯнте буду иглЯть
- во ЧТО?
- палЯньте
- во что будешь играть??!
- паляньте
- это что за игра такая?
- это не иглЯ. ПалЯньте, значит «не сейчас"
Должно пройти время , ребенок набирается речевого опыта, параллельно развивается его мышление и наступит момент, когда есть смысл читать ребенку «С самого утра на улице шел дождь». А чуть позже он придет и к пониманию слова «пораньше». Невролог и логопед Ефимовы в своей книге «Без часов в голове» пишут, что сейчас очень много детей даже в школе еще путающихся в словах, обозначающих время. Потому что поздно начинают говорить и к пониманию таких сложных абстрактных категорий, которые описывают течение времени, приходят с опозданием.
Хотим читать книги рано? Адаптируем! текст под речевые возможности ребенка, укорачиваем, упрощаем текст. Не надеемся, что он «все понимает» и «впитывает как губка».
Еще заметки, как Степан осваивал время и тут.
Уже 10 месяцев у него свой "календарь", где каждый день переставляет новую дату, день недели и месяц-сезон, когда надо (купили в 5лет 5мес). Удивляюсь, как не забывает про это ежедневное дело). Хорошо ориентируется в днях недели, всегда может сказать какой сегодня день и объяснить почему: "сегодня у меня футбол, а у Кати вчера были танцы, значит среда", как то так ) Ничего специально для этого не делали, тетрадей не проходили, упражнений не делали.
