Рисование в диалоге с трехлетним ребенком. Олень
развитие речи ЛизаЛизе 3года 1мес.
Были на выходных у Лизы в гостях, чуть-чуть порисовали вместе с ней. Аудио диалога можно послушать тут https://yadi.sk/d/OTCfs7Ohvp3VBw
- Про кого будет следующая история?
- п'а… алЕня
- про оленя?
- да
- давай ) Жил-был олень. Вот такой был этот олень
- доб'ый такой, весё'ый
- да, добрый и веселый. А все олени говорили: « ты не такой олень как мы! Потому, что у тебя нет…» Чего?
- 'агОв
- рогов.
Ты поможешь ему? У него появятся рога?
- дЯ
- Можем еще тут такие веточки добавить. Такие у него будут большие рога, да? Ты сделала такие палочки, а я ему богатые рога сделала, да?
- дЯ
- и где он жил ?
- в нО'ке (тут я несколько раз переспрашиваю. Не потому что не поняла )) Хочу получше расслышать, как у Лизы звучит пропускаемый пока звук «р», предвестник этого звука.)
- Олени живут в норках? )
- дЯ!
- это был какой-то необычный олень, который жил в норке.
Такая у него будет вокруг норка
А где эта норка находилась?
- в 'есУ!
- а! В лесу.
а что в лесу может расти?
- т'АвкАаа!
- травка. А в этом лесу была травка?
- дЯ
- Покажи какая она была
- зиЁненькая (рисует линии снизу вверх)
- ага. И одну сверху вниз?
-….
- ты нарисовала снизу вверх, а одну нарисуй сверху вниз (показываю направление, но Лизе пока удобнее рисовать от земли к небу. Возможно, потому что трава растет именно в этом направлении))
Уу, какая высокая трава выросла!
Однажды он подумал, что его норка не в безопасности. Вот если бы тут росла высОООкая трава, она бы защищала вход в его норку. Он посадил новые семена… Какие семена? Знаешь, как сажаются семена?
- дЯ
- вот так смотри. Он так сажал семена перед своей норкой (рисую точки). Дальше ты добавишь семена возле норки?
(Лиза рисует точки далеко от норки) - мне первое, что приходит в голову сказать, что семена дорогие))) Хотелось соответствовать тексту «возле норки». Если бы она продолжила рисовать везде, я пошла бы за ней.
Так ребенок тоже может менять историю. А может проявить произвольность и идти за историей.
Сажаем перед норкой, да? Сажай там, где я не сажала (новое условие, которое ставит перед ребенком текст взрослого.
С одной стороны простая задача- ставь точки, с другой стороны- усложнение - следи, за равномерностью распределения «там где я не сажала»)
- Однажды олень лег спать. Когда он лег спать?
- нОтью (Понимаю я Лизу с первого раза, а переспрашиваю только, чтобы еще раз послушать это нежненькое «ночью». )
- Ночью он лег спать. Появилась луна на небе Олень понял, что уже ночь, что можно ложиться спать. И что он сделал со своими глазками?
- зак'Ыл
- закрыл свои глазки. Вот такие они стали его глазки. Закрытые
- дЯ
- а ночью начала расти волшебная трава
олень спал, а трава?.. Что было с травой?
- она вЫ'асла
- она росла. Олень спал, а трава опять?
- вЫ'асла
- росла даааальше… Олень спал, а трава росла.. И делала его норку какой? … Безопасной
- дЯ, безяпАснай
- утром, когда олень проснулся он понял, что никто никогда в жизни не догадается, что это его норка. Все будут думать, что это просто высокая трава. И больше с тех пор олень ничего не боялся! Он знал, что он теперь…?
- безяпАсный!
- в безопасности! ))
А утром… Что случилось с этой луной утром? Когда олень проснулся. Вот у него опять открылись глазки. Такие опять стали большие глазки. Что случилось с луной утром? … Луна спряталась куда-то и на небе появилось…?
- сОньце
- такое солнышко! И у него было много много… чего?
- 'учЕй
- лучей. Покажи, какие лучики были у солнца (Лиза рисует их преимущественно в одну сторону, я предлагаю ей другие направления. Не надо было мне здесь спешить. Стоило подождать, пока она сама придет к какому-то решению)
Все Лиза? Эта история закончилась?
- дЯ!
- Что говорим тогда?
-…
- говорим: «тут и сказочке…?»
- канЕць, а кто с'Уся' - ма'адець!
----------------------
Два момента, которые создают в "рисовальных диалогах" у ребенка ощущение самостоятельности:- он активно развивает ту историю, которую рисуем, отвечая на вопросы взрослого
- он добавляет линий и точек в меру своих возможностей (задача взрослого вовремя придумывать, что очень-очень простого можно попросить ребенка добавлять в картину. )
Когда мы рисуем так с полуторагодовалыми-двухлетними детьми, получается, что ребенок учится одновременно и говорить, и рисовать. А если рисовать так ребенку понравится, то очень вероятно, что он вырастет рисующем человеком, даже если мама рисовать не умеет (проверено на Кате со Степой).
С Лизой задачи развития речи здесь не ставили: она говорит уже сильно лучше, чем я рисую)).
И именно поэтому с такими рисовальными диалогами лучше надолго не затягивать. Чем старше ребенок становится, тем больше разрыв между тем, что он понимает и может нарисовать сам. В 2-3 года кривая трава и «лохматое» солнышко, скорее всего, никого сильно не расстроят. Малыш будет каждый раз с удовольствием присоединяться к рисованию в диалоге. Рука будет становиться увереннее. Будет расти количество образов, которое ребенок может изобразить. От точек и неуверенных линий он перейдет к задачам, требующим большей точности.
А ребенок постарше без опыта рисования, к сожалению легко отказывается от идеи рисовать. Увидев первый неудовлетворительный результат, легко бросает мелок или передает его взрослому со словами «я не умею».
------------------
+ Чем младше малыш, тем больше вероятность, что мама может нарисовать то, что он просит. С ростом произносительных возможностей ребенка изобразительные задачи для мамы усложняются ))
----------------
Мы рисовали этого оленя с Лизой два раза. Первый раз- я записала аудио, а потом поняла, что не сделала ни одного фото...
Вот что интересного заметила: в повторе у меня была возможность отдать Лизе задачу - сделать рога богаче. На рисунке видно интересное несовпадение того, что ребенок видит, с тем, что он может. Вся ветвистость у Лизы кустится в одной точке.