Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. 1
Войти Регистрация
Алиса — 7 лет 6 месяцев
Анатолий — 3 года 3 месяца
Москва Россия

Колористика. Творческие процессы в организме-3.

7 апреля 2015, 11:46   •   Творчество


Примерно с 2,5 лет мы практикуем не просто смешивание цветов, а подбор цвета. Я нахожу какую-нибудь книгу или репродукцию, где преобладает один основной цвет, и мы стараемся нарисовать цветовую карту этой картины.

Я постоянно обращаю Алисино внимание на то, что в зависимости от освещения предметы меняют свои цвета. Зеленые деревья можно нарисовать синим, и мы будем знать, что они зеленые. Снег можно нарисовать розовым, но мы все равно узнаем в нем белый снег. Обращаю на это внимание, естественно, не только на иллюстрациях, но и во время прогулки, показывая на живой природе все особенности изменения цвета и света.
Алиса увлеклась этой идеей и совершенно самостоятельно начала рисовать картины. Например, закат:

Рисование красками у Алисы всегда разное. Я придерживаюсь мнения, что ребенку не надо давать все цвета разом, а знакомство лучше начать с одного интенсивного цвета. Изучить его, порисовать им, прочувствовать его. Затем на следующем занятии добавить второй, и посмотреть, как они смешиваются. Лучше всего сначала наблюдать за каплями краски в воде, а затем уже смешивать на бумаге или в палитре. Постепенно можно изучить все цвета и работать сразу с несколькими. Так ребенок сам придет к пониманию, что с чем можно смешивать, как добиться нужного цвета, а не будет разводить на листе грязь, пытаясь охватить все разом.

Когда я предлагаю Алисе порисовать одним цветом, то уже стараюсь предложить какой-нибудь сложный цвет. Часто я наблюдаю, как она не знает, что делать с цветом, что им нарисовать. Тогда она набирает краску на кисть и начинает водить по листу. Пятно рождает в ее голове образы, и очень скоро ее может озарить. Да это же грозовая туча!


Сейчас мы берем уже много цветов сразу, я подкрашиваю воду в несколько цветов, а потом мы их смешиваем в разных вариациях и пропорциях и смотрим, что получается. Я заодно учу ребенка работать с пипеткой. Можно сказать, что у нас занятие по Монтессори.



Очень хорошее упражнение - дать ребенку смоченный губкой или в ванночке лист бумаги и просить капать на него акварельной краской. Она будет жить на листе сама по себе, расплываясь пятнами и смешиваясь.


Кстати, смешивать можно не только краски. Подкрашенную пену для бритья или пластилин, например. В этом случае вы задействуете еще и тактильное восприятие.

Очень важно познакомить ребенка с цветом во всех его проявлениях, посмотреть на один и тот же цвет при ярком свете и в потемках, на улице и под лампочкой, обсудить это, обратить на это внимание. Можно рассматривать цвет относительно поверхности, на которую он нанесен. На мокрой бумаге расплывается, на сухой - оставляет четкие линии, в воде растворяется и блестит мокрыми боками, в ковёр салфетку впитывается, а по стенам молоку растекается.

Мне нравится, как Алиса рисует что-то общее, закрашивая весь лист. Она переносит на бумагу закат, море или зеленую поляну. Мы добавляем в них оттенки, я рассказываю, что море у поверхности светлее, потому что туда еще проникает солнечный свет, а внизу, у самого дна, темнее, и она учится рисовать градации - плавные переходы цвета.

Очень важно увести ребенка от шаблонного рисования, не учить преждевременно, как правильно нарисовать коня, ворону или солнышко. Важно дать прочувствовать краски, сделать их чем-то привычным, знакомым и понятным, и не требовать от ребенка шедевров, однажды он принесет вам их сам. Только понимая, как работать с одной или двумя красками, ребенок научится самовыражаться на бумаге.

.............................................................................................................................................................
Еще о цвете у меня можно почитать здесь:

Комментировать

Комментарии

Армения, Ереван

Лиза, доброе утро! только начала вас читать, зависаю второй день! Вроде и идеи все знакомые, но очень захватывает)) Тоже учу деток с рождения английскому. Про книги теперь- а что за книга, из которой вторая иллюстрация зимняя? Не могу узнать

Ответить
Верка 8 ноября 2015, 12:38
Россия, Москва

Это Серебряное копытце

Ответить
Россия, Саратов

Лиза, а могли бы вы написать свои мысли о САМОСТОЯТЕЛЬНОМ детском творчестве?

Ответить
Россия, Махачкала
вот Алиса правильно держит кисточку, карандаш, а своего сына я никак не научу, он все равно деожит как бы в кулаке... три года ему
Ответить
Россия, Грозный
Лиза, консультация нужна)) икеевской канцелярией не пользовались раньше (у нас она не продается) а туту купила краски. в тюбиках как у вас. но они густые и ложатся не совсем равномерно, они как гелиевые какие-то.они такие и есть или вы их разбавляете?
Ответить
Россия, Москва
Икеевская гуашь немного маслянистая, не совсем как обычная гуашь, все-таки. На офисную бумагу она действительно ложится неравномерно из-за того, что бумага тонкая. Если взять бумагу чуть плотнее, будет лучше. Обычно я немного разбавляю, совсем чуть-чуть. 
Ответить
Россия, Грозный
спасибо)
Ответить

извините что вклиниваюсь... вы наверное пальчиковые купили краски — они такие по консистенции.. 

гуашь же любая в т.ч. икеевская не гелевая конечно)




Ответить
Россия, Москва
Там пальчиковые появились?
Ответить

нет. девушка же не пишет что в икее купила) купила просто в магазе в тюбиках — а обычно так продаются пальчиковые)




Ответить
Россия, Москва
Лиза, скажите, пожалуйста, как называется или где покупали контейнер с делениями с первой фото? Я сколько вижу они все не цельные, то есть перекрытия просто вставляются и не плотно прижимаются.
Ответить
Россия, Москва

В каком-то магазине для скрапбукинга, точно и не вспомню. Но можно еще поискать в строительных, в ОБИ, например. Там бывают похожие. И в Икее бывают.

Ответить
Россия, Москва
спасибо :)
Ответить
Россия, Казань

Спасибо!!!! Мои мальчики очень любят краски! Возьмем на заметку.  Алиса уминца! Старший сын раньше просто любил смешивать цвета, и конечный результат в виде рисунка его не интересовал. Я не настаивала. Тоже считаю что не нужно навязывать стереотипы. А сейчас ему 6 лет. Отношение к рисованию изменилось. Чувствую когда его посещает вдохновение и даю краски. Теперь у него есть цель и он пытается ее достигнуть, вернее, изобразить. Подбирает цвета. Обязательно просит палитру, мольберт и тряпочку для кистей. 

Ответить
Россия, Иваново
супер!! очень понравился пост, спасибо!!
Ответить
Россия, Москва

Лиза, спасибо за идею и вдохновение!

Ответить
Россия, Мытищи
Я сама совершенно не разбираюсь ни в фотографии, ни в живописи и цветовосприятие (как и вообще художественный вкус, если можно так сказать) у меня практически отсутствуют. Подобрать одежду/интерьер/аксессуары для меня ад кромешный. Я двигаюсь вместе с сыном крохотными шажками. Я выдаю ему материалы, краски, а он учит меня что с ними надо делать и как их воспринимать. Такие посты, как ваш, задают нам направление, куда двигаться дальше. Спасибо.
Ответить

мне самой очень интересно читать о действии красок. Жаль, в обычных школах на уроках рисования такому не учат.

Ответить