Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. 1
Войти Регистрация
Алиса — 7 лет 11 месяцев
Анатолий — 3 года 8 месяцев
Москва Россия

Шичида: детали. Послеобразы.

7 июля 2016, 17:07   •   Метод Шичиды

Есть одна штука, о которой я не рассказывала вам раньше. И почему-то многочисленные консультирующие эксперты по методу Шичиды, продающие программы и устраивающие вебинары, тоже молчат. Видимо ждут, когда я переведу им очередную часть книги. Я об упражнении, которое Шичида именует Afterimage или по-нашему Послеобраз. Долгое время оно вызывало у меня вопросы, но постепенно все начало вставать на свои места. Находя информацию то там, то тут (ведь Шичида не первый и не единственный, кто занимался изучением возможностей мозга), пазл стал собираться в понятную мне модель.


Сразу скажу, что в данной статье описаны упражнения для детей от 4 лет и старше, чтобы те, кто только начинает изучать метод, не забивали себе голову лишней информацией, которой итак с избытком)

Начну издалека.

Один из первых разработчиков НЛП, Роберт Дилтс проанализировал различные компоненты мыслительной деятельности великих феноменальных людей: Аристотеля, Леонардо да Винчи, Фрейд, Моцарт, Эйнштейн, Моцарт, и другие, и выявил, что им присущи:

- Развитая способность к визуализации, то есть умение мыслить с помощью образов, представлять перед глазами живую картинку, как статичную, так и подвижную.

- Синестезия: когда раздражение одного органа чувств вызывает стойкие ощущения, свойственные другому. Например, видеть цвет звука, слышать запах и т.д.

Именно эти свойства в большей степени и определяют творческий потенциал личности, который может послужить хорошей основой для развития памяти. Но верно и обратное: через тренировку памяти можно увеличивать творческий потенциал.

(Подробнее в книгах Артура Думчева "Помнить всё" и Роберта Дилтса "Стратегии гениев")

Все это я рассказываю для того, чтобы было понятно, для чего нам необходимы упражнения, о которых пойдет речь дальше.

Думаю, каждый из вас может закрыть глаза и представить перед собой какой-нибудь предмет. Он будет не очень четкий, не все детали можно будет рассмотреть, изображение будет как бы пытаться постоянно ускользнуть от вашего взгляда. У людей с хорошо развитыми художественными навыками, предмет будет более четким и постоянным, но вот зафиксировать его как яблоко на столе - и хоть рисуй с него картину, - такое смогут проделать единицы.

Вообще, способность доставать из памяти любой предмет, который вы когда-либо видели, будь это страница из книги, где видна каждая буква, которую можно снова без труда прочитать, или это альбом фотографий, который вы листаете в голове страница за страницей, - это всё вовсе не фантастика. О таких людях вы можете прочитать где угодно: от новостей, до научных трудов. Таких людей мало, их способности уникальны, но это вовсе не значит, что любой другой человек не способен развить в себе что-то подобное или хотя бы приблизиться к этому на пару шагов. Гениев единицы, но это не значит, что всем остальным нужно выдать в руки метлу и отправить на задний двор, хотя есть и те, кто предлагает поступить именно так.

Ну так вот.

Развить эти способности можно весьма интересным способом. Начнем с того, что попробуем, не отрывая взгляда, 30 секунд смотреть на красную точку на картинке ниже. А потом переведем взгляд на что-то белое. Например, на стены своей квартиры или лист бумаги.


Получилось? Теперь хоть закрывай глаза, хоть дергай из стороны в сторону, все равно образ как прилипший висит у вас перед глазами.

Но не стоит бояться, это не навсегда, пройдет время и образ великого русского писателя исчезнет. А если быть точнее, его отпечаток на раздражителях вашего глаза перестанет подавать сигналы в мозг, и зрение станет таким же, как было. Но если повторить трюк много раз, то может так получиться, особенно если этого очень захотеть, что ваш мозг устанет от Пушкина, и захочет заменить его на кого-нибудь более симпатичного, пусть и менее гениального. И тогда получается, что уже мозг решает, кому висеть перед глазами, а кому нет. И если достичь в этом деле высот, можно очень хорошо экономить на журналах, просто пролистывая их в магазине, а потом листая в своей памяти, лежа дома на диване. Это, конечно, высший пилотаж, но мы сейчас разберемся, как это работает и как приблизиться к этому хотя бы на полшажочка.

Так вот, в Японии Пушкин популярен настолько, что Шичида решил заменить его на синюю точку на оранжевом фоне. Почему именно синяя точка на оранжевом фоне, а не мальчик на красном коне, я не знаю. Но думаю, что история с БЕЖЕВО-золотого и СИНЕ-черного платья, разделившая галактику на два лагеря, поможет натолкнуть вас на правильный ответ.

В общем, по мнению Шичиды, эти цвета оптимальны для подобного занятия. Мое же предположение в том, что цвета выбраны по аналогии с цветами пламени. Хотя способов тренировать визуализацию образов можно придумать сколько угодно.

А теперь по делу.

То, что остается перед глазами после длительного просмотра портрета Александра Сергеевича или любых других портретов, пейзажей и прочего - и есть послеобраз.

Развитие способностей видеть и трансформировать послеобраз приближает человека к открытию в себе феномена фотопамяти.

В методике Шичиды есть упражнения для тренировки послеобразов и визуализаций.

Программа по освоению включает в себя несколько пунктов:

1. Оранжевая карточка

2. Изображение с точкой

3. Стереограммы

4. Тренировка взгляда


Я расскажу о каждом пункте подробнее.

1. "Оранжевая карточка".

Такое упражнение обычно предлагают детям с 4 лет. Но для начала вы вполне можете попробовать все упражнения на себе.

Изготовить оранжевую карточку очень просто из цветного картона. Достаточно отрезать оранжевый картон размером примерно 15*20 см и в центр поместить синюю точку диаметром 2 см.


Что нужно сделать, чтобы работать с оранжевой карточкой?

- Закрыть глаза и расслабиться.

- Очень-очень медленно и глубоко дышать. В идеале и вдох и выдох должны стремиться к 8 секундам, но считать не обязательно. Сделать вдох-выдох три раза.

- Вернуться к нормальному дыханию.

- Разместить карту в 30 см от глаз и смотреть не отрываясь 30 секунд.

- Закрыть глаза и увидеть послеобраз. Если сразу не получилось, можно попробовать поморгать.

Этапы работы с оранжевой карточкой.

В фотопамяти послеобразы играют важную роль. Потому что фотопамять - это способность удерживать перед глазами изображение даже если его давно уже нет, рассматривать его снова и снова, видеть детали. Но у профессора Шичиды послеобразы - это не только возможность овладения фотопамятью и внутренней фокусировки взгляда, это еще и отличный способ визуализации, концентрации внимания, развития способности скорочтения, настройки.

Когда вы только начинаете работать с оранжевой карточкой, вы видите перед глазами инвертированное изображение. То есть синяя точка будет казаться оранжевой, а оранжевое поле синим.
Со временем этот эффект должен трансформироваться. Вы научитесь видеть синее - синим, а оранжевое оранжевым или увидите только синюю точку.
Следующим сложным шагом будет то, что нужно научиться видеть синюю точку на любом желаемом фоне.

Есть еще и заключительный этап работы с оранжевой карточкой, но я пока не буду об этом писать, так как это сложная тема отдельного поста, и нам с вами до этого еще далеко, только запутаю вас.


2. Изображение с точкой

Изображение с точкой - это картинка, в центре которой расположена белая точка. Смотреть на нее надо так же, как и на оранжевую карточку, в итоге надо увидеть послеобраз. Сначала вы будете видеть инвертированный образ, но после тренировок вы сможете увидеть это же самое изображение. Когда вы овладеете этим методом, это будет еще один большой шаг на пути к раскрытию фотопамяти. Картинка с Пушкиным в начале - как раз отлично иллюстрирует это задание. Изготавливать такие карточки можно самостоятельно: просто размещать в центр изображения на белом фоне белую точку. Так делают в Хегуру.


Можете попробовать сами. Я выложила на пробу 8 таких карточек вот здесь. Их можно печатать по 2 на листе А4. А вообще их совершенно не трудно сделать самим даже на основе уже имеющихся и распечатанных карточек - просто приклейте в центр небольшой белый кружок - и готово.

3. Стереограммы


У всех в детстве, наверняка, были стереограммы. Если вдруг в школе стереограммы обошли вас стороной, то расскажу. Это увлекательнейшее занятие, при котором надо расслабиться и смотреть на изображение как бы "сквозь", рассеянным взглядом. Можно чуть подвигать изображение ближе-дальше от глаз. В какой-то момент, скрытый в картинке объект нахлынет на вас словно волной, проявляясь из картинки. Стереограммы так же очень полезны для деконцентрации взгляда, они снимают усталость с глаз, улучшают координацию глазных мышц. И, кстати, полезны они не только детям, но и взрослым.

Купить такие стереограммы не проблема. Хорошие сборники стереограмм сейчас представлены в Озоне. Например, у нас вот такой сборник: Магический глаз, хотя даже в 4,5 года мы до него еще не доросли, а только делаем первые попытки.


4. Тренировка взгляда

Тренировка взгляда - это движение глаз по заданной траектории. Вариантов слежения может быть несколько. Можно показывать ребенку руками какой-то предмет, передвигать его в пространстве и просить следить за ним глазами без поворотов головы. Старшим детям подойдут карточки со стрелками вроде таких, где взглядом надо проследить от начала и до конца траектории. Такие карточки можно быстро нарисовать самому черным маркером на листе офисной бумаги.


Вот, в общем-то и все.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

А теперь не по делу, а просто поболтать))

Многие наверняка слышали про обучение скорочтению с помощью зеленой точки. Этот метод использует большинство школ скорочтения для взрослых, обучая вначале концентрироваться на зеленой точке в центре страницы, а затем переходить к чтению по диагонали, когда усваиваются не отдельные слова, а фразы целиком. Профессор Шичида много лет изучал автогенные тренировки. Некоторые из трудов пришлось прочитать и мне, чтобы ответить на свои внутренние вопросы и развеять сомнения.

Помимо зеленой/синей (не важно) точки, для тренировки скорочтения есть масса упражнений, такие, как чтение или письмо задом наперед, скоростной визуальный поиск, корректурные пробы, деконцентрация, упражнения на расширение угла зрения, на компановку оттенков, чтение текста с пропущенными буквами и так далее. Все эти упражнения очень полезны не только в комплексе обучения скорочтению, но и просто так, для общего развития. Ко всему этому мы с вами еще придем и выстроим свои занятия, когда наши дети станут еще чуть постарше.

Комментировать

Комментарии

Lena 12 сентября 2018, 15:17
Израиль, Хайфа

Лиза, большое спасибо Вам за пост. Меня очень интересует продолжение об оранжевой карточке. То, чем Вы решили нас не путать. Спасибо!

Ответить
AVasilkA 28 августа 2018, 22:06
Россия, Москва

Лиза, благодарю за ваш пост, касательно данного вопроса, это действительно здорово, что вы делитесь этим. Я как раз в процессе чтения и изучения его методов, что-то ясно и понятно, что-то пока в процессе . Еще раз вам спасибо.

Ответить
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Россия, Москва

Я увидела ромб продолговатые в цветах на стереограмме а вы? Я правильно увидела?

Ответить
Россия, Москва

Помню,когда читала про развитие интуиции или предвидения (что по сути одно и тоже) для взрослых, было такое упражнение : поставить перед собой горящую свечу,посмотреть на нее,потом закрыть глаза и постараться увидеть в цвете и в движении пламя,как она горит, как воск убывает (в цветет и движении увидеть намного сложнее,чем представить просто свечу). А потом уйти в другую комнату или быть здесь же но не смотреть на свечу.Потом закрыть глаза и постараться увидеть на каком этапе сейчас ее воск.Открыть глаза сравнить результат.
Уверена,что свое тело человек использует на совсем маленький процент от возможного. При желании и тренировках можно развить и ясновидение,и левитацию и передвижение предметов силой мысли.А если эти принципы действия объяснять детям,то им потом намного проще будет принимать мир не в дуальности а во всем многообразии его вариантов.А если при этом еще идет вложение в детей принципов добра и зла и привается любовь к нашей планете, то появляется больше шансов на то, что если повторится трагедия Содома и Гоморры , спасенных останется гораздо больше ,чем одна пара...

Лиза, Вам прям вот низкий поклон за то,что вы делаете и делитесь этим безвозмездно.

Ответить
Германия, Карлсруэ

Стереограммы, по идее должны быть выпуклыми, как бы на себя. Но люди видят по разному у меня картинка всегда проваленая внутрь,т.е. как бы с 3Д дыркой в виде рисунка. Мне очень нравится, их рассматривать, когда уже нашёл ту точку видимости 3Д, чувствуешь, как глаза конкретно расслабляются и в этой позиции, я могу ещё смотреть в разные углы рисунка , досконально рассматривать чуть ли не каждый пиксель 3Д.

Но вот интересно, а что значит с физической точки зрения, почему люди делятся на 2 лагеря, кто видит выпуклыми изображения, а кто во внутрь, как я.


Ответить
Россия, Москва

Ничего себе, я даже не знала, что можно увидеть вогнутую. По идее же когда ее создают, то моделируют объемную фигуру в 3d, а потом обтягивают текстурой. Так что это какой-то феномен))

Ответить
Германия, Карлсруэ

Может это связано с нарушением зрения?! У меня близорукость.

Ответить
Nurka 8 сентября 2016, 14:28
Россия, Мытищи

У меня нет близорукости, но я тоже вижу вогнутую. С детства так. Мне кажется, что это от способа рассматривания. Когда я смотрю на стереограмму, то как бы свожу глаза в кучу и потом смотрю сквозь лист.А обычно просто советуют расслабить зрение и посмотреть насквозь. Может от этого? Кстати, в моем детстве была книжка с диснеевскими стереограммами.Думаю,что детям будет интересно смотреть на такие.

Ответить
США, Финикс

А астегматизма у вас нет?

Ответить
Германия, Карлсруэ

я не знала, что это такое, после прочтения вики, выяснилось что возможно на фоне близорукости.

Ответить
США, Финикс

У окулиста можно проверить.

Ответить
Карина 9 июля 2016, 22:19
Россия, Санкт-Петербург

Я тоже во внутрь вижу :)) Думала, что так и должно быть, а оказывается нет... Всегда мечтала увидеть выпуклую картинку, но не получается.

Ответить
Россия, Челябинск

Лиза, спасибо Вам большое! Конечно сейчас мне с трудом верится, что мой ребенок будет сидеть и смотреть.

И еще вопрос, стереограммы можно заменить чем-либо, или это принципиальный метод? Насколько я знаю, одним глазом их никогда не увидеть.

Ответить
Россия, Москва

Вспомнилось, что в школе после прочтения книги абсолютно любого объема я могла мысленно представить страницу, район расположения текста, сам абзац и почти зачитать его вслух, если меня спрашивали про конкретный эпизод. Очень удобно))

Ответить
Анна 10 июля 2016, 13:18
Украина, Запорожье

И я так)) Поэтому до сих пор не люблю читать электронные книги. Возвращаясь к определенному понравившемуся эпизоду книги, я вспоминаю, где я ее читала, как сидела, какой был свет, чем пахло, какие на ощупь страницы, что я ощущала. И это меня как будто снова переносит к моменту первого прочтения. Особенно приятно и немного грустно так читать книги из юности.

Ответить
Россия, Москва

вот-вот-вот! И я поэтому люблю обычный бумажные книги!

Ответить
Мутабор 8 июля 2016, 20:08
Россия, Москва

У меня в колледже и школе было нечто похожее. Я на экзамене даже так ответила учителю, что в книге ответ на правой странице снизу. Но правда, что там написано точно процитировать не смогла)

Ответить
Александра 8 июля 2016, 09:33
Россия, Москва

Всегда удивлялась, что у меня послеобразы не инвертированны, а, оказывается, это нормально)) Спасибо за интересную статью) Стереограммы можно осилить и другим способом:. Если не получается "рассеянный взгляд" (а это трудно понять просто со слов взрослого), можно предложить соединить две детали картинки в одну. Представить, что они двигаются друг к другу и "двигать". Мы так дочку научили :)

Ответить
Россия, Челябинск

То есть сдвигать глаза к переносице и смотреть на картину?

Ответить
Александра 8 июля 2016, 14:07
Россия, Москва

Примерно да. Хотя, когда мне папа объяснял в свое время, я всегда слишком сильно сдвигала глаза и изображение все равно не получалось :( Важно именно соединить детальки вместе :)

Ответить
Мутабор 8 июля 2016, 20:09
Россия, Москва

я так и не научилась
ничего там не вижу)

Ответить
Россия, Петропавловск-Камчатский

Лиза, а как конкретно работать с ребенком над такими упражнениями? Как часто, как долго, поочередность упражнений.... Заранее благодарю за ответ.
Ответить