Уборка с ребёнком
Всем привет! Поддерживаете ли вы идею того, чтобы детей с раннего возраста приучать к помощи по дому? Одни родители выступают за то, чтобы дети сами изъявляли желание помогать, если же они его не проявляют, то и не стоит привлекать ребёнка. Другие имеют противоположную точку зрения, считая, что чадо должно выходить во взрослую жизнь с багажом хотя бы каких-то знаний о практичной жизни. Я отношу себя ко второму типу.
Хочу, чтобы мои девочки и коня на скаку остановили, и в горящую избу вошли. В жизни всякое бывает и лучше быть готовым ко всему.
Когда Маша была малышкой лет 5, я уже поручала ей небольшие задания. Из серии: собрать игрушки или протереть пыль. Но это не означает, что я просто кинула фразу и ушла по своим делам. Я приучала дочь постепенно. Сначала мы обозначили с малышкой ящик, в котором лежат ее игрушки. После достали их вместе и также убрали их обратно. После дочь занималась этим самостоятельно без моей просьбы.
Я очень большое внимание уделяю дочерям в плане самодисциплины. Если я прошу их что-то сделать, главное условие сделать это сразу. Чтобы мы не задерживали друг друга. Но опять же, это не означает, что если дочь делает уроки, я прошу ее пойти и помыть посуду немедля. Не стоит забывать про принцип расстановки приоритетов.
Конечно, игрушки это детский лепет и переходить с возрастом к более серьезным обязанностям становится сложнее. Примерно в 7-8 лет, я начала приучать дочь к мытью посуды. Сначала я просила дочь мыть посуду за собой. Тут уже были сложности, потому что Маша забывала о мытьё или, как говорится, забивала. Поэтому первое время приходилось на это указывать до того момента, пока ребёнок не стал заявлять: мам, я знаю. К тому же, я специально мыла посуду после дочери, чтобы проверить смыла ли она всю пену.
Обязанность мыть посуду за собой вскоре расширилась и я уже наказывала дочери всю посуду, которая находится в раковине. Хочу уточнить, что у нас дома работает правило, согласно которому посуда моется сразу после какого-либо процесса. Готовка ли это или обед не имеет значения. Поэтому посуда в раковине не похода на скандинавские горы. После мыть посуды нужно протереть ща собой раковины и переложить посуду из сушилки в шкаф. К этому дочь я приучала также поэтапно. Но, честно говоря, дочь до сих пор пренебрегает некоторыми моментами.
Важно понимать, что нагрузка должна быть по силам ребёнка и он не должен от неё уставать. Будет уставать, следовательно отлынивать, что может повести за собой конфликты. Я сразу обозначила детям, что моя просьба это не приказ и если они не хотят что-то делать это нормально. Но они должны аргументировать причину отказа. Сразу понятно, когда ребёнок просто не хочет помогать вам, а когда он, действительно, устал или ему нездоровится.
Таким образом, поддерживать дом в чистоте становится куда проще и дети приучаются к труду. Они учатся уважать чужой труд, потому что знают ему цену. Я не могу себе представить, что моя дочь пройдёт в дом в обуви, потому что она понимает, что проще потратить 2 минуты на обувание, чем час на мытьё пола. Тем самым она заботится и обо мне в том числе. Также я стараюсь поощрять малышек, когда мы выполняем генеральную уборку или когда подружки позвали их гулять, а они остались дома и помогли мне. Это не обязательно какие-либо подарки, это может быть какое-нибудь любимое блюдо и т.п.
Как вы договариваетесь со своими детьми? Какой распорядок у вас дома?