Как сказать ребёнку «нет».
Привет, девчонки! Хочу затронуть довольно неоднозначную тему отказа. Как же отказать ребёнку мягко, чтобы он не сделал что-нибудь на зло или вовсе не закрылся в себе? Понятное дело, что у каждого свой секрет успеха и свой подход. Я расскажу про свой.
Когда Машенька была ещё совсем крошкой, что-то около трёх лет ей было, случилась типичная ситуация «мама, хочу игрушку». Дело было не в деньгах и не в количестве игрушек дома, а в том, что игрушка, на мой взгляд была не по возрасту. То есть это была барби с одеждой, обувью и аксессуарами. Конечно, меня смутило большое количество мелких деталей и я задала вопрос, как ты будешь с ней играть и почему именно ее. На что ребёнок ответил: я буду ее одевать! Страх проглоченной детали у меня был и поэтому соглашаться не такой риск я не хотела и предложила Машеньке альтернативу в качестве большой куклы с одеждой. С нами этот номер не сработал. Но в целом вариант рабочий, так как ребёнок мог просто не принять во внимания какую-либо вещь, а если вы ещё и разрекламируете ее, то шансы того, что ребёнок выберет то, что вы предлагаете довольно высок.
У меня было несколько вариантов выхода из положения и один из них придумать, что вещь не продаётся или у меня нет возможности, но я выбрала следущий. Я предупредила малышку, что маленькие вещи запросто теряются и вообще это не самая безопасная игрушка, но выбор остался тем же, тогда я купила ее. Просто потому, что я дала ей возможность испытать горький опыт или научиться организовывать порядок своих вещей, тогда это зависело от исхода. Придя домой, Маша села играть в новую куклу, а я села чуть поодаль, чтобы следить за ней. Спустя время мы пошли кушать, а после я попросила дочь убрать за собой. Когда я уложила малышку, заметила, что она потеряла одну сережку и туфельку на ковре, тогда я убрала их к себе с целью не говорить о находке. На следущий день Маша с вновь села за игрушку и заметила пропажу туфельки, естественно пошли слёзы. На неделе я специально повела Машу в магазин игрушек, чтобы посмотреть ее выбор, когда я предложила ей новую барби, она отказалась и выбрала ту игрушку, которую я предлагала ей в прошлый раз. Вывод таков, я дала ребёнку возможность ошибиться и понять почему стоило прислушаться ко мне, а также подкрепила уважение ребёнка к себе. Конечно, работает совокупность факторов, мой ребёнок не был избалован и не начал просить купить новые туфли и т.п. Но надо давать ребёнку ошибаться в любом случае, все понимают, что не смогут оберегать чадо всегда.
Не отказывайте ребёнку на отрез, например: нет, даже не думай! Это чаще всего приобретает обратный эффект. Старайтесь аргументировать свою позицию. К примеру, моя старшая дочь Лера однажды сказала мне, что хочет проколоть язык. Я, честно сказать, человек немного консервативных взглядов не очень поддерживаю данное движение, да и она ещё совсем ребёнок, всего 11! Но я понимала, что если сейчас скажу ей нет на отрез, она может проколоть его у подружки с помощью видео из интернета. Тогда я сказала ребёнку, что не могу сейчас разрешить проколоть ей язык в силу ее возраста и обдуманности поступка. Объяснила, что она ещё кучу раз изменит своё решение, а также рассказала минусы данной процедуры и даже посмотрела с ней видео на этот счёт. Хочу подчеркнуть, рассказала, а не навязала, это очень важно. Важно показать, что вы не отговариваете, а обсуждаете с ребёнком тему вопроса. Эффект сработал и Лера отказалась от навязчивой идеи. Но чтобы она не расстраивалась, я предложила ей проколоть ушки. Что куда более приемлемо и красивее. Так мы пришли к компромиссу, на уступки пошли две стороны.
Заключу пост ещё одной небольшой историей. Иногда отказ должен быть жесткий, потому что иначе уже никак, все уже доходит до ручки. Однажды я приехала с Машей к моей маме в гости. Мы с мамой сидели на кухне и вот допили чай, решили перейти в комнату. Маша сидела на стульчике и вот тянет ко мне ручки, чтобы я донесла ее до комнаты. На что моя мама смотрит на меня с удивлением и даже небольшим смятением и спрашивает: Машеньке почти год, а она все ещё не ходит? Я отвечаю, что мы с ней передвигаемся на руках, но она уже ходит, хотя ещё совсем несмело. Тогда моя мама говорит: ну пусть ползёт! И выводит меня из кухни, Маша начинает вопить во весь голос. Хотя повторюсь, ребёнок умел передвигаться самостоятельно. Просто я настолько приучила Машу к рукам, что она уже «каталась» на мне. И вот дочь кричит на всю квартиру, просто ревет и воет, у меня уже на глазах слезы, сижу прошу маму забрать ее, а она мне ещё жестко так говорит: сиди. Время уже под ночь, плачь продолжается около часа, голова болит, нервы на исходе и тут слышим плачь прекратился в проеме ползёт Машуля, с красным от слез лицом, встаёт и идёт ко мне. После этого не было слез по поводу того, что я не взяла ее на руки. Маша стала ходить сама, а порой и вовсе отказывалась от помощи. Поступок был жестокий отчасти, но с малышом, который уже симулирует, это действенный способ отказа. Конечно, злоупотреблять таким не стоит. Это был единственный случай на моей, так сказать, практике.
Поделитесь своим опытом и советами))