Счет на абаке и ментальная арифметика
Меня часто спрашивают, как я отношусь к модному нынче увлечению - счёту на абаке.
Стоит ли на это тратить время и силы?
И если да, то с какого возраста начинать.
А если нет, то почему?
Вопрос не такой простой и однозначный, как кажется.
Мне лично эта система не нравится, и не кажется полезной и развивающей.
Дети запоминают наизусть некие волшебные способы вычислений, но, увы, зачастую запоминают механически, без понимания.
Для того, чтобы сложить, делаем так.
А для того, чтобы вычесть, делаем эдак.
И потом повторяем стопятьсот раз, пока не выучим наизусть.
Быстрее, быстрее, быстрее!
Есть дети, которым это подходит. Быстрые дети, которых не напрягает гонка, соревновательность и т.п.
Но есть и другие дети, медлительные, тревожные.
И для них эта система "быстрей-быстрей" явно не полезна.
Такие дети очень часто нервно реагируют на то, что кто-то считает быстрее, пишет красивее и тп.
Пожалуй, главное, что меня напрягает, так это подмена понятий.
Ментальная арифметика и умение быстро считать приравнивается к знанию математики.
Я ничего не имею против устного счёта, но я хочу, чтобы дети считали с пониманием, что они делают.
Я очень люблю самые разные наглядные счётные материалы.
Абак или счёты - один из таких материалов. Но он не единственный!
Иногда дети, выученные счёту на абаке, не могут сходу понять, сколько пальцев на 2 руках я загнула, если видно им 7 моих пальцев.
Форма задачи непривычная - и вгоняет их в ступор...
Вторая серьёзная вещь, о которой многие забывают: арифметика - это не самая главная часть математики!
Важнее думать - не торопиться, рассуждать аккуратно, искать и проверять разные варианты, понимать, что правильных ответов может быть несколько...
Проблема в сложных и олимпиадных задачах зачастую не в том, чтобы вычислить правильно, а в том, чтобы понять - что с чем складывать,
и вообще уметь самому разобраться "эта задача на складывание или на отнимание"?
Дети могут отлично складывать в уме 38 + 47, но при этом не понимают, какой длины ряд из 10 каштанов, если между каждыми соседними деревьями по три метра.
А с другой стороны, если родители отдали ребёнка на ментальную арифметику, потому что им важно, чтобы он был везде первым, и после этого они готовы с ним каждый день сидеть и заниматься, то, может быть, это и неплохо?
На мой вкус, куда полезнее было бы в "Турбосчёт" поиграть, но тут уж на вкус и цвет.
И если родители занимаются с ребёнком чем-то регулярно, то это уже плюс.
А какое у вас отношение к этой новомодной системе?