"Интеллектуальный инсульт" и размышления на тему
Книги«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы - пустота, обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити».
Антуан де Сент-Экзюпери, «Цитадель»
Книгу я прочитала чуть ли не 2 месяца назад, но все еще хожу ее перевариваю и обдумываю. Очень рекомендую к прочтению. Книга представляет анализ, исследование имеющихся данных о воздействии нынешней информационной среды на человека.

Говоря о взаимодействии детей и различных гаджетов, иногда можно услышать мнение вроде: «Наши дети умнее нас, они, еще не научившись читать, ловко обращаются со смартфоном и пультом от телевизора».
Авторы спешат разрушить миф: «дети ориентируются в кнопках на компьютере, потому что, во-первых, они имеют дело с примитивным устройством, очень простым в обращении; а во-вторых, компьютер (телевизор, телефон и т. д.) занимает 90% их времени. Разумеется, такое времяпрепровождение не делает их умнее.»
До сих пор продолжаются баталии о том, как строить отношения детей со смартфоном или планшетом. Американская ассоциация педиатров (и Джон Медина тоже) не рекомендовала знакомить с экранами до 2 лет. В то же время последнии исследования, опубликованные журналом Newsweek в 2015 году говорят о том, что ничего криминального в так называемом screen time нет, лишь бы было в меру, и к тому же можно проводить время вместе с ребенком, показывая что-то на планшете, например.
Однако в то же время, я еще не встречала исследований, говорящих о том, что раннее знакомство с гаджетами способствует развитию интеллекта.
Что касается развития речи и обучения языкам, данные скорее говорят об обратном - мультфильмы не способствуют развитию речи, а могут ее даже тормозить.
Показателен и эксперимент, описанный Линн Мюррей в ее книге по психологии, когда детей разделили на группы, одной из которых китайскую речь давали просто прослушать (радио, тв), а с другой группой разговорил носитель языка. В итоге, фонемы, характерные для китайского языка, смогли различить лишь дети из последней группы.
И, возвращаясь к Интеллектуальному инсульту, хочу поделиться еще одним абзацем, который показался мне весьма показательным:
«Как смотрят на воспитание своих потомков те, кто создает технологическое будущее нашей планеты?
Дети сотрудников Кремниевой долины учатся без планшетов и ноутбуков. Технический директор eBay отправил своих детей в школу без компьютеров. Так же поступили сотрудники и других гигантов долины: Google, Apple, Yahoo, Hewlett-Packard. Называется эта школа Waldorf of the Peninsula. Она имеет очень простой старомодный вид: доски с цветными мелками, книжные полки с энциклопедиями, деревянные парты с тетрадями и карандашами. Для обучения в ней используют привычные, не связанные с новейшими технологиями инструменты: ручки, карандаши, швейные иглы, иногда даже глину и др. И ни одного компьютера. Ни одного экрана. Их использование запрещено в классах и не поощряется дома. Приверженцы обучения без IT уверены, что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность.
Люди с клиповым мышлением не могут проводить глубокий логический анализ и не могут решать достаточно сложные задачи. И здесь я бы хотела обратить внимание на то, что сейчас происходит интересное расслоение. Очень небольшой процент состоятельных и профессионально продвинутых людей обучает своих детей преимущественно без компьютера, требует, чтобы они занимались классической музыкой и подходящими видами спорта. То есть, по сути, дают им образование по старому принципу, который способствует формированию последовательного, а не клипового мышления. Яркий пример: основатель компании Apple Стив Джобс всегда ограничивал количество современных устройств, которые дети используют дома… Те, кто пошел по линии клипового мышления, элитой уже никогда не станут.»