Мелкая моторика (утащила из вк)
0-3 МЕСЯЦА
Мелкая моторика будет развиваться естественным путем вне зависимости от того, станете вы целенаправленно ее тренировать или нет. Огромная разница будет заключаться в том, насколько окажутся развиты мышцы пальчиков. Если вы начнете заниматься с крохой с рождения, то первый захват предмета пальчиками произойдет уже в 1,5-2 месяца, а не в 3 и позже, как обычно. Перекладывать предметы из руки в руку малыш также научится раньше и будет делать это более ловко.
Буквально с рождения можно делать массаж ладошки, тыльной стороны ручки и каждого пальчика. Сопровождать занятие лучше всего детскими стишками и веселыми потешками. Меняйте тембр голоса, скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело и выразительно. Главное, чтобы это вызывало эмоциональный отклик у малыша. Помните, что лучшая игрушка для него сейчас - это вы сами!
Упражнения
- перебирайте пальчики крохи, подносите каждый из них к губам и целуйте;
- производите каждым пальчиком круговые движения, сначала в одну сторону, затем в другую;
- вкладывайте в детские ладошки маленькие (диаметром 3-4 см) шарики из различного материала - это хорошо развивает тактильные ощущения. Малыш должен их захватывать и стараться удержать;
- с 1,5 месяцев начинайте тренировать хватательный рефлекс. Подставьте свои указательные пальцы малышу к ладошкам и дождитесь, пока он ухватится за них. Затем аккуратно потяните малыша на себя, слегка приподнимая и отрывая головку от поверхности. Не забывайте страховать кроху: пальчики еще совсем слабы и могут в любой момент разжаться!
4-5 МЕСЯЦЕВ
В этом возрасте вы заметите, что кроха может схватить одной рукой вторую руку (или свою ножку) и долгое время ее разглядывать. Примерно в то же самое время он начинает тянуться к предметам и активно хватать их, а к концу пятого месяца - брать предмет двумя руками. Самое время готовиться к первым словам. Рано? Совсем нет! Ведь именно в крохотных пальчиках находятся участки, напрямую связанные с центрами речи - пора активно стимулировать их.
Упражнения
- возьмите маленький шарик или мячик, вложите в ладошки малыша и, держа руки ребенка в своих руках, зажмите и покрутите его (шарик можно заменить грецким орехом);
- играйте в «мягкие» кулачки (сожмите ладонь крохи в слабый кулак, в который вы легко можете просунуть свой указательный палец) и «крепкие», которые не разожмешь;
- делайте «причесывание» - упражнение, укрепляющее мышцы плечевого пояса, ладоней, пальцев. Руки малыша по очереди поднимайте вверх и плавно двигайте ими вдоль головы вперед и назад;
- продолжайте делать массаж: нежно разминайте каждый пальчик, каждую фалангу. Завершать массаж перед сном можно следующим упражнением: возьмите ручку крохи в свою и с мизинца по порядку начинайте загибать пальчики, приговаривая:
«Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот крепко-крепко спит -
И тебе он спать велит!».
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С 6 МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА:
6-7 МЕСЯЦЕВ
Действия обоих рук ребенка координируются. Например, он может одной рукой брать игрушечную кошку, а другой - гладить ее. Он уже уверенно перекладывает предмет из руки в руку, и ему очень нравится бросать его. Для шестимесячных малышей из подручных средств можно самостоятельно сделать интересные и полезные игрушки для развития мелкой моторики. Дайте крохе ваши старые бусы (только убедитесь, что нитка достаточно крепка) - его маленькие пальчики будут ловко перебирать бусины на нитке.
Упражнения
* Возьмите журнал и покажите, как можно рвать, мять и комкать бумагу. Малыша можно надолго завлечь этой игрой, особенно если она необычно шуршит.
* Еще один способ развлечься с помощью бумаги и параллельно укрепить мышцы пальчиков - завернуть в нее любимую погремушку. Возьмите несколько салфеток, заверните в них погремушку округлой формы или просто небольшой шарик. Сделайте это так, чтобы малыш видел все ваши действия. Потом предложите ему найти предмет. Если сразу не получится, помогите крохе и обязательно похвалите и порадуйтесь, когда он найдет спрятанную игрушку. Также можно использовать для этой игры яркие шелестящие обертки от конфет.
* Добавьте к совместным играм пирамидки небольших размеров. Сначала малыш будет только снимать колечки, но очень скоро научится и нанизывать их. Учите кроху откручивать и закручивать крышечки на бутылках, а также переворачивать твердые страницы детских книжек.
8-10 МЕСЯЦЕВ
В этом возрасте с ребенком уже можно играть в игры русского народного творчества - такие как «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза рогатая». Они имеют большое значение для развития мелкой моторики: во-первых, в действие вовлекаются абсолютно все пальчики, а во-вторых, хорошо тренируется память, и кроха очень быстро запоминает слова и движения, если заниматься с ним понемногу каждый день.
Упражнения
* С восьми месяцев можно использовать для занятий соленое тесто или мягкую пластилиновую массу. Научите малыша отщипывать маленькие кусочки от большого куска, надавливать на них и размазывать по твердой поверхности. Это помогает развивать гибкость и подвижность пальчиков.
* Очень хороши в этом возрасте резиновые игрушки-пищалки, которые помогают укрепить мышцы пальцев. Практикуйте следующее упражнение: проговаривайте стишок, а ребенок должен в такт слогам сжимать и разжимать зажатую в руке игрушку-утенка.
«Ты, утенок, не пищи, Лучше маму поищи» (игру можно продолжить, заменив утенка котенком, козленком и т.п.).
10-12 МЕСЯЦЕВ
Ребенок охотно повторяет действия взрослых: нажимает кнопки на телефоне и подносит его к уху, берет ручку и пробует черкать. Он начинает требовать самостоятельно держать ложку, бутылочку - разрешите ему это, пусть даже потом придется немного прибраться! Годовалый малыш уже неплохо управляет своими движениями: спокойно удерживает игрушки в руках (как в ладошках, так и пальцами), вертит их, бросает, сталкивает, он открывает и разбирает коробки, засовывает один предмет в другой. Но для того чтобы движения рук становились более совершенными и уверенными, необходимо продолжать тренировать мелкую моторику и дальше.
Упражнения
- предлагайте малышу разбирать и собирать пирамидку;
- практикуйте навык открывания-закрывания коробок и банок. Желательно, чтобы крышки были разных размеров, тогда ребенку будет легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся или закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы найдете у себя на кухне;
- покажите малышу как прицеплять на веревку или тонкий ремень нетугие прищепки;
- играйте в настольный «футбол». Фантики от конфет сверните в шарики. Разделите поверхность стола на две части и сложите из карандашей импровизированные ворота. Разделите «мячики» поровну и предложите крохе посоревноваться - кто пальцами забьет больше мячей в противоположные ворота;
- учите кроху держать за ручку чашку (подойдут легкие и безопасные пластмассовые), затем ложку, а потом - и карандаш. Предлагайте порисовать «каракули»;
- к годику малыш проявляет интерес к рисованию. Используйте пальчиковые краски! Не стоит переживать из-за грязной одежды. Все легко смывается и отстирывается с помощью воды и мыла, зато кроха от такой игры будет в восторге;
- полуторагодовалому малышу можно давать задания посложнее: шнурование и застегивание пуговиц. Игрушки для этого можно сделать самостоятельно или приобрести в специализированных магазинах. Например, очень хорошее пособие для развития мелкой моторики - это шнурок, на который нанизываются различные предметы. С его помощью кроха не только тренирует мелкую моторику, но также изучает форму и цвета предметов.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
Пальчиковые игры - простой и веселый, но очень эффективный способ развития мелкой моторики. Это инсценировка стишков, историй, сказок при помощи пальцев. В ходе таких игр ребенок, повторяя движения взрослых, активизирует моторику собственных рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять движениями и концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность познакомить кроху с понятиями «вправо» и «влево», «вверх» и «вниз».
НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ КРОХУ ЗАНИМАТЬСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ НАСИЛЬНО. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАЖНЕНИЙ БУДЕТ СНИЖАТЬСЯ ОДНОВРЕМЕННО С ПОТЕРЕЙ ИНТЕРЕСА К НИМ. РЕКОМЕНДУЕМОЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ - ОТ 3 ДО 5 МИНУТ.
Любое стихотворение, сказка или песенка, которые вы знаете наизусть, подойдут для пальчиковой гимнастики! Ваш главный инструмент - это движения пальцев. Чтобы заинтересовать кроху, используйте различные предметы, игрушки, изменения тембра голоса, музыкальное сопровождение. Для занятий выберите подходящее время, например, после еды, когда малыш сыт и настроен на спокойные игры. Эмоционально, четко и медленно проговаривайте слова, при этом обязательно хорошо должно быть видно ваше лицо. Дети хорошо «считывают речь» с лица взрослого и копируют действия. Если кроха не может самостоятельно выполнять нужные движения, используйте прием «мягкого физического манипулирования» - возьмите его руки в свои и вместе делайте движения, которые необходимы. Одобряйте любое достижение вашего малыша!
ПЯТЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ МАЛЫША
1. «Грабли»
Положите руки на стол ладонями вниз, пальцы чуть-чуть согните. Приговаривая: «Листья падают в саду, я граблями их сгребу» - проводите пальцами по поверхности стола, как будто работаете граблями.
2. «Жук»
Пальцы сожмите в кулак, указательный и мизинец - вытяните и разведите в сторону. Шевелите пальцами, проговаривая стишки: «Жук летит, жук жужжит и усами шевелит!».
3. «Гармошка»
Руки лежат на столе, пальцы сомкнуты. Читайте потешку, сопровождая слова действиями
«Посмотри, моя ладошка - как веселая гармошка!
Пальчики я раздвигаю, (пальцы раздвигаются)
А потом я поиграю.
Раз-два-три, раз-два-три, (пальцы стучат по столу)
Я играю - посмотри!
А потом опять сдвигаю
И сначала начинаю (пальцы сдвигаются)».
4. «Очки»
Большие пальцы обеих рук соедините вместе с остальными так, чтобы они образовали колечки. Поднесите их к глазам, приговаривая:
«Бабушка очки надела
И внучонка разглядела».
5. «Лыжи»
Две пробки от пластиковых бутылок положите на стол резьбой вверх. Это будут «лыжи». Поставьте на них указательный и средний пальцы правой руки. Делайте «шаг» вперед на каждое слово:
«Мы едем на лыжах,
Мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
Холодной зимы!».