Про воображение и игру
Наметилась наша дальнейшая деятельность, похоже. На данный момент мы имеем ребенка, который хорошо отзывается на имя, выполняет достаточно сложные просьбы в большинстве случаев, у которого запас слов (пассивный) достаточный на всех языках, на которых с ним говорят. Хорошее раздельное внимание, разделение эмоций, нет сомнений, что это есть. Быстро схватывает какие-то академические знания, нет проблем научить его формам или цветам, но это далеко не главное для меня.
Он только начинает говорить, и я все думала, в чем затык у меня в голове, почему я чувствую, что все равно все не так, что он не готов к полноценному языковому общению, диалогу. Потом постепенно начало сходиться в голове. Мы продвинулись с ребенком на следующий этап, конечно. Ведь 7 мес назад ребенок не понимал, что ему говорят, вел себя часто как глухой, ничего нам не показывал, мало делился. Но сейчас все это есть, а вот что хромает - это игровые навыки. И способность к "синтезу" речи, что ли. Натренировать говорить "дай арбуз" можно, а вот то, чтобы ребенок в своей голове смог синтезировать речь, нету у нас этого.
Приходящий сегодня психолог пояснила все, навела у меня в голове порядок немного. Сын все еще любит играть в игрушки "причина - эффект". То-есть, вставишь пазл -он засвистит. Нажмешь - машинка поедет и т.п. Также он помешан на скутере и велобеге и очень искусен в этом. Любит катать коляску. Любит играть в мячик. Но нет в нем этого, что вот сел и что-то СОЗДАЛ по собственному желанию. Нет у него такого воображения. Созидания нет. Ему веселиться, корчить рожи, скакать на голове. все это он хочет и хочет делать сообща, он вообще производит впечатление очень социального ребенка, общительного.
Но как сказала психолог, для того чтобы развиваться на следующую ступень, в том числе и в языке, ребенок должен научиться "делать что-то в своих мыслях", а не только руками. Сын может поиграть и покормить кукол, или причесать кукле волосы, искупать ее. Он понимает предназначение вещей, и казалось бы играет по-назначению. Но если я рядом и "руковожу" процессом. Говорю - покорми куклу, или "кукла хочет спать" и т п Но оставь его одного напротив этих игрушек, он не станет играть нормально, сочинять что-то в своей голове. Если я буду с ним играть, то большей частью "имитационно", он будет это делать.
В общем, когда думаешь, что все хорошо...и можно вздохнуть. Не тут то было. Сказали нам, что пора прекращать бесконечное веселье, которое я использовала для налаживания контакта с ребенком. Контакт налажен, но надо помочь ребенку сосредоточиться на чем-то созидательном, дать работать его мыслям, а не мышцам. Чтобы он получал удовольствие от процесса, а не следующего за этим эффекта. Сказали, что даже класть монетки из одной коробки в другую с сосредоточением на этой деятельности - это уже определенное лекарство от гипера, который у нас сейчас есть. Сказали использовать простейшие материалы вместо навороченных игрушек. Чтобы простая коробка была кроватью, например. Чтобы кусочек туалетной бумаги был одеялом. Чтобы в игре проигрывались каждодневные рутины ребенка. Разыгрывать простые истории. В общем, такая плей терапия получается