Начинаем заниматься!
Подготовка к школеВ сентябре сыну исполняется 5 лет, школа все неумолимее приближается, поэтому у меня возникла потребность в некой систематизации наших занятий, пособий, умений, чтобы посмотреть, что уже сделано, а где есть пробелы. Ну, и, наверно, стОит начать вести дневник занятий, чтобы отслеживать какие-то тенденции и особенности. Лето, конечно, на дворе, но мама-контролер хочет, чтобы ребенок был как следует готов к поступлению в школу, причем, в хорошую школу, так что пора, пора.
Итак.

В первую очередь начну с пособий, по которым мы сейчас занимаемся.
1. Куцина, Созонова: Грамматика для дошкольников. 4-6 лет. Методическое пособие - неплохие в целом картинки, которые помогают в усвоении грамматики русского языка - согласование с притяжательными местоимениями, с прилагательными, повторение цветов заодно, употребление падежей и т.д. Картинки простые и понятные
2. Куцина, Созонова: Лексика, грамматика, связная речь. Методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи - в основном, лексика, но тем мало, хотя, например, времена года и задания к ним представлены неплохо. Есть неоднозначные картинки, по которым не всегда ясно, о чем речь. Есть рассказы, которые можно пересказывать и к которым есть вопросы, на которые можно отвечать.
Оба этих пособия продаются в картонной папке, я для удобства их прошила на работе, заниматься стало удобнее
3. Ольга Новиковская: Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет - взяли по наводке логопеда (она давала оттуда упражнения). Отличное пособие, хоть и с черно-белыми картинками. Отличные задания на грамматику.
4. Узорова, Нефедова: 1000 упражнений для подготовки к школе - хорошая идея, но ужасное воплощение: маленькая неудобная книга, внутри которой невозможно работать, сделана так, что просто закрывается. Лексические темы представлены широко, но наполнение в них неполное, картинки черно-белые и невнятные. Если и брать оттуда лексические темы, то картинки делать к ним самим. Зато есть графические диктанты и математика. Брали по совету логопеда как раз из-за лексических тем.
5. Руссо, Шове: Познаём мир. 3-4 года. ФГОС ДО и Франс Коттен: Познаём мир. 2-3 года - это, что называется, "повторение - мать учения". Ничего "вау", зато раскраски, вспоминание пройденного и напоминание маме о некоторых пробелах (например, вопрос, "Назови сказки про медведей" поставил меня в тупик - ну, не читала я русских и других сказок про медведей ребенку).
6. Володина, Егупова, Пятак: Годовой курс развивающих занятий (для одаренных детей 4-5 лет) - большая тяжелая книга, но неинтересная, увы. Берем ее только как альтернативу, когда надоедают другие, ничего выдающегося, ребенку заниматься по ней не нравится.
Что еще лежит и ждет своего часа (выбор был сделан по рейтингу Лабиринта и цене).
1. Шорина Е. Рабочая тетрадь для развития внимательности и речи
2. Анциферова О. Рабочая тетрадь для развития навыков устного рассказа
3. Тумановская, Ткаченко: Пишем графические диктанты
4. Шове, Руссо: Знакомимся с математикой. 3-4 года. ФГОС ДО (с математикой провал полный, ибо мама - гуманитарий, а папе некогда)
Планирую к заказу:
1. Ольга Новиковская: Логопедическая грамматика для детей. Пособие для занятий с детьми 6-8 лет (по совету логопеда)
2. Различные пособия по математике для дошкольников от Константина Шевелева - вычитала здесь им оду за толковость и относительную дёшевость.
3. Наталья Теремкова: Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР - 4 альбома, там много лексических тем.
Подробнее:
Думаю, по пособиям это все, нам хватит до школы. Букварь Жуковой у нас также есть, так что его покупать нам не надо.
Теперь о проблемах и пробелах.
Опытным путем доказано, что:
1) Ребенок считает от 1 до 10, но не умеет это делать в обратном порядке, о цифрах далее я скромно умолчу;
2) Не умеет и не хочет учиться писать цифры - вообще не знаю, как к этому подступиться, возможно, помогут пособия;
3) Не проявляет интереса к самостоятельному чтению, а учить буквам насильно я не хочу, хочу дождаться сентября и поговорить об этом с нейропсихологом, к которому будем ходить, вообще о многом с ней хочу поговорить;
4) Имеет очень много пробелов в лексических темах, знания есть, но либо поверхностны, либо очень закопаны.
Теперь о его сильных сторонах. Она, пожалуй, одна и главная - память, шикарнейшая память. Быстро запоминает, правда, по большей части то, что хочется, но пересказывает текст, который ему прочитали, с первого раза и легко отвечает на вопросы. Быстро учит стихи. Логопед говорит, что ставку надо делать именно на это, но как "обойти систему" и научить его тому, что он не хочет, я пока не придумала.
И да, он все еще проверяет границы, это просто ужас какой-то. Почти 5 лет, а я все еще в этом аду извечных истерик, если что-то не по его. Удается договориться в процентах 60 всех случаев. И та же учеба у нас чаще всего тоже по договоренности - перед мультиками, вечерним душем и книгой на ночь. О книгах тоже буду писать отдельно.