Тезисы из лекции курса системы ранней помощи детям
Основные этапы развития детейКак вы уже знаете, сейчас нахожусь на повышении квалификации по системе ранней помощи детям, и обещала с вами делиться полезными тезисами.
Две предыдущих статьи по основным этапам развития детей до года вы можете прочитать в моем дневнике.
Важно иметь двойной фокус внимания на ребенке-как на объекте, так и как на субъекте.
Важно учитывать психоэмоциональное состояние значимых взрослых ( прежде всего родителей).
Чувства и переживания ребенка, зачастую, выносятся из скорби.
Ряд симптомов, которые описываются, как посттравматические:
1. навязчивые, доминирующие особенности поведения;
2. регрессивные тенденции в поведении-возврату к привычкам и стереотипам поведения, свойственным для более раннего возраста;
3. вспышки раздражения, неконтролируемые приступы агрессии;
4. гиперактивность, неусидчивость;
5. склонность к немотивированному испугу, появление страхов " на пустом месте";
6. повторяющиеся ночные страхи и\или кошмарные сновидения;
7. беспокойный сон (ребенок много вертится и мечется в постели);
8. недержание мочи во время сна;
9. неспособность сконцентрироваться во время учебы, рассеянность, забывчивость;
10. измененный "воинственный" напор или, напротив, чрезмерная застенчивость, страх и желание спрятаться от всех "чужих";
11. навязчивость, потребность постоянно цепляться за чей-то подол;
12. боли в животе, головные боли и другие недомогания неясной природы