Обычно, когда мы имеем дело с агрессией, мы задаём вопрос: «Что мне делать, когда ребёнок: дерётся, закатывает истерику, бьётся головой об пол?» Что мне делать, когда ...? Но агрессия - это проблема, которую надо понять изнутри, чтобы разобраться, что же с ней делать снаружи.
Агрессия – это порыв атаковать. Что побуждает нас атаковать? Ещё в 1939 году в работе «Фрустрация и агрессия» Дж.Доллард и другие (Dollard and others) показали, что агрессия является следствием раздражения (фрустрации).
Мы испытываем раздражение, когда что-то идёт не так, не работает. Это раздражение побуждает нас атаковать. Фрустрация – это базовая эмоция. Часто мы не знаем, почему мы раздражены и что мы вообще раздражены.
Когда ваш 5-летний ребёнок голоден, он не подходит и не просит кушать, он начинает капризничать, задираться. Он раздражён оттого что голоден, но считает что его раздражает то, что надо уходить с детской площадки.
Когда мы видим ребёнка в приступе агрессии, мы обычно путаем агрессию с гневом. И мы начинаем расследование. Почему ты ударил свою сестру? Почему ты кричишь в магазине? Почему ты швыряешься игрушками? Мы пытаемся взывать к разуму ребёнка.
Но раздражённость – это не гнев. Гнев задействует кору больших полушарий, потому что приходится выносить решение «я злой из-за того, что...». Гнев предполагает сознательное отношение. Порыв в гневе – поквитаться, отомстить. Порыв в раздражённости – атаковать. Гнева не бывает без фрустрации, но фрустрация – это более примитивная эмоция, существующая у всех млекопитающих.
Когда мы видим раздражённого, расстроенного ребёнка, наш порыв – помочь ему. Другое дело, когда мы видим маленького агрессивного эгоиста, грубого, жестокого, требовательного. Так что наша первоочередная задача – увидеть в агрессии фрустрацию.
Для ребёнка основной источник фрустрации – страх сепарации, страх потери близости с теми, к кому ребёнок привязан, но ребёнок, сталкиваясь с сепарацией не знает этого. Уменьшайте сепарацию и количество агрессивных выходок резко уменьшится.
.
источник - http://olgapisaryk.livejournal.com/93594.html
спасибо за интересную статью) Но у меня есть к вам вопрос про нашу с ыном ситуацию,если вам не сложно....
ему 1 год и 7 месяцев.Иногда бывает такое,что он проявляет агрессию, если ему что-то запретили, забрали, не дали.... Агресия проявляется в крике, хотении ударить и сжымании зубов....))) В такой ситуации я стаю на своём и отчётливо ему произношу,что нельзя и почему это нельзя. Он начинает плакать....
Правильно ли я делаю и что кщё можно предпринять?????Заранее спасибо)
не могу посоветовать ничего из своего опыта, мой сын помладше и агрессии пока нет, возмущения по поводу запретов есть конечно, и громкие, но как-то кратковременные.
а что до теории, то то, что ваш сын начинает плакать - это хорошо, это слезы тщетности, он понимает, что ваше решение окончательно, и остается только смириться. просто будьте рядом, позвольте ему поплакать, а потом предложите что-то другое. ну, я так думаю.
вообще в теории привязанности все настолько естественно, что можно не читать никких книг и делать все так - как написано, чисто на интуиции и родительской любви, как раньше жили люди без книжек. а нам приходится читать, т.к. общество ставит условия, при которых естественное родительство труднореализуемо...