Иногда я пишу комменты, которые перетекают в пост:) О раннем развитии и воспитании.
БЧасто думаю об этом..
Если с ребенком заниматься, то они способны изучить чтение и письмо к 4 годам. Независимо от применяемой методики. Домана методика жесткая и не совсем по мне. Но в ней есть полезное зерно;) Но это не доман придумал - карточки! По ним весь мир ин.яз учит, так всю жизнь учили и без домана. И я так учила английский.
А еще часто сталкиваюсь с ситуациями, когда мамочка с семи месяцевучит животных и в 1,3 наконец то выучивают все 20 карточек. Другая мамочка учит с 1,2 и за месяц преодолевает с ребенком теже 20 карточек с оленями и зубрами;)

Тоже самое с горшком. Подруга говорит, что приучает дочку с 8 месяцев, я приучать с 1,5 лет начала. И ее и моя пошли в садик и писаются без аварий только сейчас в 2и 3.
Со стихами. Я учу с ней стишки с 1,5 лет. Для развития речи надо было... Для словарного запаса. Объем знаний к 2,3 г несколько стихов маршака и чуковского, за три недели до этого мой племянник "начитал" и выучил все теже стихи;))))
С языками. Вам необходимо учить сразу 2 языка. Они будут у вас"работать"- реклама, газеты, соседи, родственники. Нам учить надо русский. И точка. И только с 3-4 лет, когда ребенок понимает, что есть другой народ, культура, язык плавно вводить знания о них. Но это имхо! Сейчас в меня полетят тапки;). .. Но я знаю много настоящих семей билингвиков, которые со своими детьми говорят дома на одном языке, а на втором языке даже по телефону выходят говорить в другую комнату. И только когда у ребенка начинается социальная жизнь, они вводят второй язык. А знаю мамочек и семьи, которые хотят чтобы ребенок знал много языков и с пеленок нагружают его. В результате имея заметные отставания в речевом развитии или психологическую нестабильность;)
А на самом деле считаю, что ничто так не работает как МОТИВАЦИЯ. При чем в любом возрасте. Все что ты сейчас "впердолишь" своими силами в ребенка, если он не замотивирован на "сохранение энергии", то растеряется это быстро, уже к школе. Или в школе быстро придет момент "неинтереса", а вот что с этим делать никто не знает;) ни Глен Доман, ни Мария Монтессори;)
Поэтому изучая все материалы о раннем развитии, точки зрения "за" и "против", я могу сказать, что все это имеет успех однозначно. Но! Если это не "программа" ребенка, если это не его интерес, если "мечта" ребенка никак не связана с чтением или письмом, то пойдут все мамские труды в пустую. Все теперь знают как научить ребенка читать, писать, считать... Но никто не знает как научить ребенка искать информацию, делать выводы, ставить под сомнение, представлять-допускать-анализировать ситуацию. Посмотри в ленте "от трех до четырех" на ситуацию обучения по другому: ведь по сути мамочки сводят умственную деятельность к 5-6 простым алгоритмам: запомнить, заучить, выполнить действия из 3-4 шагов (причем в разных областях деятельности - рисование, лепка, танцы) . А в ленте от 5 до 10 лет встречаются вопросы: "не хочет читать", "не может самостоятельно принять решение", "часто истерит", "опять кризис", "не могу договориться", "опять истерит". Не знаю есть ли связь между ранним развитием и внеплановыми кризисами;) Но думаю, что пробелы в воспитании детей все-таки есть, но хорошо что есть ББ и мамочки об этом задумываются.
Я не хочу маленького гения, я хочу стабильную личность с четким пониманием "нужно-важно-можно-хочу". Я хочу чтобы у ребенка был интерес к обучению, мотивация на успех, стремление к иследованию. А уж что он будет исследовать - вопрос десятый! Я хочу чтобы он задавал вопрос и НИКОГДА не оставлял его без ответа! Я хочу чтобы он знал что мама его любит любым: и умным, и бестолковым, но его "знание" - это его заслуга и мама им будет гордится. Я хочу чтобы "ДОСТИЖЕНИЕ" стало для него привычкой. А достигнуть что-то, можно только преодолевая трудности. Поэтому сейчас много думаю над тем, какой дидактический материал подготовить в соответствии с развитием его мозга, какие занятия поставить в приоритете, не больше. До всего остального Яна должна дойти сама. Чем больше материалов и занятий, чем больше времени я уделю ребенку во время занятий - тем лучше. Но опять же если она хочет, а не потому что мне надо! А мне надо, поэтому моя работа - сделать эти занятия комфортными, чтобы она к ним возвращалась и "питалась" ими. Все! Я хочу чтобы мой ребенок не как мартышка изучил всех американских президентов, а чтобы понял, что если ему понадобятся в жизни знания о этих самых президентах он СМОЖЕТ их найти и будет знать где!
Я хочу чтобы он воспринимал людей, этот мир, книги как источник опыта и знаний, был любопытен и доброжелателен, и чтобы.... Сейчас я скажу самую страшную фразу, которая всегда меня направляет в воспитании моего собственного ребенка... Она цинична и жестока, как и сама жизнь, и я готова к тапкам, но... А ВДРУГ ВОЙНА? Я хочу, подготовить своих детей к тому, что если они остануться одни, без меня, без папы, без карточек Домана, они смогли все преодолеть, продолжать жить и стать счастливыми. Жизнь долгая и непредсказуемая, и мне никто не гарантирует, что я буду рядом с ребенком вечно. И я хочу чтобы в голове моих детей остались не только животные африки, но и простые ценности, которые обеспечат им стойкость характера, спокойствие в разных жизненых ситуациях,способность преодолевать тудности самостоятельно, независимость от чужого мнения, комплексов.
Какую я вижу связь? Вижу. Я вижу, что в погоне за ранним развитием мамочки создают некую "доминанту" в воспитании детей и не обращают внимание на не менее важные стороны жизни ребенка:
- не рассматривают себя как личности ("я вся в ребенке", "воспитание детей - это моя работа"),
- не ставят в приоритет отношения в семье ("наш папа-мудак", "я смогу его воспитать без отца", "папа много работает и не имеет возможности общаться с ребенком, мы все время одни"),
- корректируют понятия ребенка об обществе ("в эту школу не пойдем - там хачики", "этот мальчик слишком активный - ему не место в группе", "эта девочка жадная - не надо с ней играть и делиться своими игрушками").
да и много чего... Поэтому я четко разделила понятия "раннего развития" и "раннего обучения". У меня так - хочешь знать, уметь, делать? Знай! Умей! Делай! Я тебе помогу. Если хочешь. А ты хочешь? Я не говорю, что это лучше всего. И что это правильно.
Моя подруга мама троих девочек в приоритете воспитания ставит способность девочек стать хорошими женами:) Так и говорит, я прежде всего, воспитываю хороших жен:) Мне не совсем близко такая точка зрения, но думаю ее трем зятьям оочень повезет:) И это имеет место быть.
Так что, сторонники раннего обучения чтению, письму, прошу, не осуждайте меня, попробуйте переубедить, но не ругайте! Давайте дискутировать, но не лезть в бутылку. Кстати, способность рассуждать и слышать чужие мнения - это еще одно свойство в моем ребенке, которое меня очень порадует:)
НЕ знаю для чего я это пишу, эти самые сторонники меня все равно не поймут:(, как ни странно, поддержка "противников" мне тоже не очень нужна... Мил, наверное для тебя! Потому что ты спросила, а я решила ответить. Может для себя, я давно хотела высказаться на эту тему. Может для своих детей, этот дневник все равно 100% для них.
И последнее. Бонус для тех, кто дочитал до конца)
Многие мамы мечтают о прекрасном будущем для своего малыша. Видят его блистательным хирургом, второй Майей Плесецкой, Президентом. Это нормально! Лично знала такую маму, которая решила что ее ребенок будет доктором и куклы у них были исключительно с укольчиками, а биологию и латынь собирались учить с трех лет. Но мне кажется страшным, когда ребенок следует четко составленному мамой плану с пеленок до подросткового возраста. Дальше как правило обоих накрывает "кризис жанра" и стоп! Все- неврозы, истерики, непонимание..
Я тоже мечтаю. Мечтаю и в деталях представляю будущее своих детей. Но в моей голове лишь одна картинка, которую я визуализирую... вот она:
Через лет 20.Воскресенье. Девять утра. Мы с мужем сидим в тихом кафе, большой стол у окна. По очереди подходят дети. Сначала Яна. Красивая, успешная, аккуратно причесанная, в достойной одежде. Потом приходит Илья. Подтянутый, здоровый, может немного "помятый" после вечеринки, или потому что ему лень постирать рубашку. Он всегда опаздывает, как папа. Мы с Янкой их глумим на эту тему;) Они уже не живут с нами. Они живут самостоятельной и нормальной жизнью молодых людей - у них есть увлечения, проблемы, работа или учеба. У них есть друзья. У них есть вопросы, которые есть с кем обсудить. Но каждое воскресенье они откладывают ВСЕ и по традиции, приходят к нам на встречу в кафе. Может не в кафе, а к нам домой...Может не одни. Может с другом или подругой. Может со своим девушкой или парнем. Мы кушаем вкусную еду, обсуждаем их проблемы и успехи за неделю. Возвращаемся к старому, говорим о планах на будущее. Смеемся. Шутим друг над другом. Спорим, кто будет оплачивать счет. Улыбаемся официанту, который видит нас в этом тихом кафе не первый раз и уже не просит карту постоянного клиента. Он рад, что есть мы:) Потому что в воскресенье утром, мы единственные, кто приходит сюда, и будоражит камерную обстановку громкими разговорами обо всем...
Мне не важно кем они будут - врачами, строителями, уборщиками территорий. Важно, чтобы за свою работу им не было стыдно перед родителями и людьми, чтобы у них от родителей не было бы никаких секретов и тайн! Важно чтобы они ждали этих встреч не меньше нашего. Важно, чтобы мы были вместе!
Вот такая вот единственная мечта:)