Поэтапное составление плана развития (часть 2)
Что же, продолжаем наше путешествие по созданию сбалансированного плана развития для наших деток =))
В этот раз я прописываю сферу развития своего ребенка в возрасте от 1.6 до 1.9. Правда, я все равно "закинула удочки" подальше и подсмотрела сферы до 2х лет. Однако, больше всего я ориентируюсь до возраста 1.9.
Сферы развития я разделила на 14 основных пунктов, каждый из которых я расписала более подробно (если вы создаете что-то похожее, не забывайте ориентироваться на нормы и зоны ближайшего развития вашего ребенка, ну и ваши "хотелки" никто не отменял) Рассмотрим их:
1. Физическое развитие - хождение по бруску, прыжки с невысокого трамплина, прыжки на месте, с места, на одной ноге, взбираться на турник, ходьба оп неустойчивой поверхности, спуск по ступенькам, перешагивание/перелезание через препятствия, подвижные игры на улице (горки, бег, снежки, лепка из снега и т.п. согласно зимней погоде), освоить коньки, зарядка дома (ввести в систему), целиться и сбивать мячом башни, ловить мяч, развитие органов дыхания, массаж ножек, игры босиком на ортопедическом коврике (продумать), катание на самокате/беговеле, стараться включать физические упражнения в занятия по Шичиде;
2. Моторика (мелкая и крупная) - шнуровка на тонкой палочке (нанизывать, придумывать, различать), игра с мозаикой (втыкать/вытаскивать - просто так и по простым шаблонам), лепка пластилином (совершенствование колбасок, шариков + начать лепить элементарные фигуры), кинетический песок, сенсорные коробки (сортировка, пересыпание с использованием стаканов, ложек, половников, пальцев), стройка башенок (по высоте/цвету), стройка пирамидок из кубиков, прицепки, проводилки (пальцами, карандашами), овладение ножницами, игры с пинцетом, застежки (пуговицы, молнии, крючки), откручивание/закручивание крышек, сгибание листа бумаги, игры с водой (переливание, размешивание), аппликации, рисование (круги, вертикальные линии)
3. Развитие речи - чтение, аудио-сказки, обучающие видеозаписи Детской академии, с сайта Л.Даниловой, мультфильмы (пересмотреть ассортимент), рассказывать больше коротких стишков для легкого запоминания, задавать больше вопросов при рассматривании и чтении книг, сделать акцент на повторение слов за мамой, артикуляционная гимнастика (пересмотреть подачу), логоритмика;
4. Эстетическое развитие - интересно описывают значение и задачи эстетического воспитания
4.1 Музыка - знакомство с нотами, отработка на музыкальных инструментах, отработка ритма, музыка по Железновым, звуки природы, классика (пересмотреть подборку), современная музыка (расширить), детская музыка;
4.2 Творчество - рисование, аппликации, лепка (почитать дополнительную литературу - маме);
4.3 Танцы
4.4 Живопись/искусство
5. Когнитивное развитие
5.1 Память - продолжаем занятия по Шичиде
5.2 Мышление - перед любыми действиями рассказывать последовательность, больше историй на воображение
5.3 Логика - сортеры, пазлы, сортировка по цвету/величине/форме/весу/длине, домино, лото, знакомство со счетом, распознавание двух передвижений (птица, рыба - птица летит, рыба плывет);
6. Эмоциональное развитие - понимание и распознание эмоций, обучение управлением/выражением эмоций. На эту тему рекомендую почитать
7. Развитие правого полушария - занятия по Шичиде;
8. Сенсорное развитие:
8.1 Зрение - игры с цветами, подборка\сортировка\завершение рисунка, гимнастика для глаз, мандалы, теневое лото, танграм;
8.2 Слух - знакомство с новыми музыкальными инструментами и их звучанием, уровень шума, игра "покажи, что звучит";
8.3 Осязание - сенсорные коробки, тактильное лото, чувство температуры;
8.4 Обоняние - игры с ароматными баночками
8.5 Вкус
9. Навыки самообслуживания - мытье рук, вытирание полотенцем, купание с мочалкой, чистка зубов с пастой, частичное раздевание/одевание, застелить/расстелить постель, складывание одежды, уборка игрушек
10. Я-концепция - ролевые игры (продумать, дополнить), привлечение к домашнему театру;
11. Социализация - привлечение к домашним делам: отнести/принести, подмести, протереть, помыть (почитать еще раз у Монтессори), игры с детьми (попросить, предложить, пригласить в игру), учить вежливости, уважению, аккуратности, взаимопомощи и т.п. (см. личностные качества), поощрять инициативу
12. Пространственное ориентирование - изучение и повторение в играх.Может кому пригодится
13. Мир вокруг нас- расширение кругозора (люди, звери, птицы, рыбы, природа и природные явления, художники и т.п.)
14. Иностранный язык - книги, презентации, музыка, игры
В некоторых пунктах, в скобках, я указывала задания для себя самой, полагаю из контекста можно понять =)
После этого глобального текста, я отмечу в какое время чаще всего я играю/занимаюсь с ребенком (согласно хронометражу), определю для себя в какое время мне удобнее всего готовиться к занятиям, отмечу в какие часы мне удобнее будет заниматься домашними делами, прогулкой с ребенком, ездить в университет (здесь я, конечно не выбираю, но отметить должна, чтобы оставить время на подготовку) и т.д..
И далее, после того, как я все проверила по глобальному плану, я составляю план на месяц. Это не детальное прописывание того, что мы будем делать, а скорее обобщенное. Ведь есть какие-то семейные праздники (дни рождения, новый год...), обязательные походы куда-то (магазин, бабушки, друзья, доктора, секции), запланированные встречи/мероприятия и т.п. Поэтому в большом календаре просто отмечается конкретная дата с указанием времени, что этот день/время будет занят. Если нужен пример, дайте мне знать, т.к. я не планировала это прописывать здесь.
В следующий раз/пост я пропишу план на неделю, где попытаюсь соблюсти баланс по всем сферам развития, чтобы не перегрузить ребенка (без детализации по играм). А потом я уже буду придумывать занятия/игры для конкретной сферы.
Спасибо, что дочитали. =)
Пишите, если вопросы!