НЭН или как я воевала с детским сном
«Если ты не можешь изменить ситуацию - измени к ней отношение» - сказал, наверное, кто-то из великих. А я в своё время перехватила эту фразу из книг Вадима Зеланда.
Как и все житейские мудрости она одновременно очень проста в понимании и крайне сложна в применении.
Для того чтобы использовать этот подход на практике я, как и любой другой человек, должна сначала смачно стукнуться лбом о грабли своих представлений. И лишь затем изменить угол зрения.
Так случилось и в этот раз.
Дальше последует длинная история о том, как я заработала невроз укладывая ребёнка спать и как я от него избавилась. Начать придётся издалека.
Когда моему сыну было 2,5 мес. Я обратилась за консультацией к специалисту по сну. Причиной обращения стал резко ухудшившийся ночной сон. Вместо того чтобы спать, как раньше, 5-6 часов подряд не просыпаясь, сын стал пробуждаться раз в 40-60 минут с криками и громким плачем.
Я получила следующие рекомендации (они касались в основном дневного сна, улучшение которого должно было привести к улучшению ночного):
• Ввести «режим» дня
• Ввести ритуал
• Склеивать 2 фазы сна длиной 40-45 минут между собой всеми возможными способами (не буду их тут описывать. Кому интересно - все найдётся через Гугл). Если не научить ребёнка склеивать сейчас, то есть риск что впоследствии он всегда будет спать не более 45 минут подряд. Сон менее 1 часа считается не восстанавливающим. Сон длиною 30 минут говорит о перевозбуждении.
• Ни в коем случае не давать малышу бодрствовать более 2 часов подряд.
• Следить за тем, чтобы ребёнок набирал суточную норму сна. Табличка прилагалась.
• Следить за признаками усталости (ПУ) и укладывать спать во время «окна в сон». Если ПУ не находятся, то смотреть на часы и таблички с нормами бодрствования.
Идею о том, что ребёнок в таком возрасте не должен спать у груди (а должен спать в своей кроватке) я почерпнула самостоятельно.
Чей-то верный маркетинговый ход убедил меня, что сон у груди - это «негативная ассоциация». И я поверила. К счастью моему и моего малыша - ненадолго.
Дама-консультант эту тему мягко обходила. Она была образованным человеком и понимала, что такой маленький человечек ещё очень зависим от маминой груди и присутствия рядом, но в своей речи часто подчеркивала, что при возможности надо позволить ему засыпать самому.
И вот, нарубив окрошку из чужих идей и представлений о детском сне, приправив ее собственным упрямством и целеустремленностью, я принялась за дело. Дело продлилось 6 недель.
Вот как это было:
У моего сына есть секретная кнопка на спине. Каждый раз когда перед сном я опускаю его с рук на кровать - кнопка нажимается и запускает сирену из диких криков и воплей. Кнопке все равно кладу ли я малыша на ровную поверхность сонным, почти заснувшим, совсем заснувшим или ещё относительно бодреньким. Она всегда одинаково хладнокровно выполняет своё дело.
Заметив такую особенность, я даже не пыталась укладывать ребёнка спать из положения лёжа. Сон с грудью в мои планы, конечно, тоже не входил. Обучение самостоятельному засыпанию в таком возрастеили оставление плачущего малыша одного в спальне я считаю абсолютным безумием. Поэтому мне оставалось только усыплять сына на руках, ждать полного погружения в глубокий сон и перекладывать.
Но добил меня не методукладывания, отнюдь.
По неведомым мне причинам усыпляться и закрывать глазки малыш не очень-то торопился. В начале подготовка к укладыванию и укладывание в сумме занимали у меня около 20-30 минут, со временем счёт пошёл на часы.
«Склеенные» 1,5 часовые сны постепенно стали 1-часовыми, потом 45-минутными, потом 30- и даже 10-.
Теперь вернёмся к идеям консультанта по сну, разберём их на моем личном опыте и заодно узнаем откуда взялся невроз:
• Режим (ритм) дня. Вообще идею о режиме дня для детей и взрослых я поддерживаю обеими руками. Привнести цикличность в ритм дня своего ребёнка мне не составило большого труда. Я стала кормить его только после пробуждения, бодрствование поделила на разные этапы. Веселились и играли мы ближе к пробуждению, а успокаивались и ходили на ручках ближе ко сну. Перед сном начинался ритуал.
Правда здесь заключается в том, что никаких качественных положительных изменений «режим» дня в таком возрасте нам не принёс. Зато добавил мне конкретный повод для переживаний, если соблюдать его не удавалось.
• Ритуал. Ритуал как способ выработать у ребёнка условный рефлекс - тоже идея сама по себе интересная. Консультант обещала, что ритуал начнёт работать недели через 2. Наш не начал работать никогда. Идею ритуала подала она же - проигрывать простую мелодию или петь колыбельную.
У нас играла колыбельная из музыкальной шкатулки. Лёгкая, незамысловатая, при включении которой сынок начинал широко улыбаться. Так она ему нравилась. Только вот после того как я брала его на руки и заносила в спальню - улыбка сменялась слезами и истерикой. Он понимал, что сейчас его будут укладывать.
За 6 недель он так и не сообразил, что мелодия и переход в спальню были пунктами одной программы. Поэтому ритуал для малыша такого возраста я считаю полной бессмыслицей.
• Следующие 3 пункта надо объединить в одну проблему, потому что именно подсчитывая часы сна и бодрствования я начала сходить с ума.
Я никак не могла свести дебет с кредитом. Наш сон вечно уходил в минус. Если первый утренний сон выдавался коротким, то я волновалась, что за день мы не наберём норму или что малыш не сможет хорошо поспать второй сон, так как первый был «не восстанавливающий».
Склеивать сны мне толком не удавалось (точнее первую неделю выходило неплохо, а затем все хуже и хуже). Убедить младенца, что ему нельзя бодрствовать более 2 часов подряд я тоже не смогла. Иногда он уже даже не бодрствовал, а орал как резаный, покрываясь липкой испариной, а я меж тем продолжала его старательно укладывать и, одновременно глядя на часы, думала - ну все, нам всем П***ц.
Чего именно я боялась? Я боялась гиперусталости. Мне казалось, что если сейчас я не сделаю все так, как положено, то мой ребёнок устанет настолько сильно, что полностью утратит способность засыпать и восстанавливаться. Так мы потеряем сначала дневной сон, потом ночной, а потом меня. Потому что сны ребёнка - это исключительно моя забота. Папа у нас почти все время на заработках очень далеко от дома.
• С ПУ у меня не сложилось с самого начала. Я очень долго не могла их разглядеть. Потом нашла что-то, что чисто теоретически ими могло быть: например, необычные движения рук и краснеющие веки. Иногда он даже зевал. Но, к моему ужасу и негодованию, зевки далеко не всегда означали открытие «окна в сон». Никакой стабильности и закономерности не выявлялось. Сегодня малыш имея все ПУ налицо отказывался засыпать вообще. Завтра, когда, казалось бы, время уже давно упущено и грядёт истерика - человек вырубался за 5 минут. А я, как уже не трудно догадаться - нервничала.
Каждый раз когда бодрствование начинало поворачивать на сон - я принималась впадать в панику. Смотреть на часы, смотреть на дитя, разглядывать его, прислушиваться и торговаться с собой - а может пора? А может ещё нет? Блин, вроде пора. И шла в направлении спальни как на Голгофу. Сынок - ровно с таким же настроем. И так несколько раз в день. 6 недель подряд. Без помощи и поддержки извне.
Я не могу сказать что ситуация была плоха все 1,5 месяца. Сначала, как раз-таки наоборот, все показатели (кроме ночного сна) скакнули вверх, потом какое-то время ходили по синусоиде, а на протяжении последних двух недель резко пошли вниз. Ребёнок просто отказывался нормально засыпать, кричал при виде спальни и извивался в моих руках. Мое сердце билось вдребезги.
В последний день наших бедствований я поняла, что больше так продолжаться не может. Уложила любимое (кричащее) чадо на кровать, легла рядом, включила белый шум и постаралась успокоить грудью. К моему удивлению он достаточно быстро утихомирился и уснул глубоким сном часа на 2 (груди изо рта не выпуская, естественно).
Хочу добавить, что на протяжении всех 1,5 месяцев во время таких вот «крутых пике» грудь предлагалась регулярно, и также регулярно выплёвывалась. В этот раз я просто продолжила стоять на своём. До победы.
Вероятно, во время наших злоключений я начала неосознанно отправлять в пространство сигнал SOS. На него откликнулась наша соратница по bb - перинатальный психолог и консультант по сну Юля (Jullietta). И тут же позвала на консультацию. А я согласилась.
К моменту нашей встречи с Юлей атмосфера в нашем доме уже немного разрядилась. После того как малыш стал спать у груди, проблема болезненных и долгих укладываний начала угасать, а время бодрствования (мамы в том числе), наоборот, удлинилось.
Опираясь на свой профессиональный и материнский опыт Юля заложила последний кирпич уверенности в фундамент моего нового настроя, сказав одну простую фразу - НЭН (нет, это нормально!).
Нормально, что малыш-грудничок спит у груди (у нас ведь полное ГВ даже без соски). Нормально, что я не вижу ПУ. Нормально, что мне приходится лежать с ребёнком вместо того, чтобы стоять у плиты. Нормально, что ритуал не сработал. Да вообще - все у нас нормально!
Ещё Юля отмела идею с табличными нормами сна и бодрствования и подсказала где поискать более реальные данные. Я поискала, почитала, успокоилась окончательно и позволила себе жить без секундомера в руке.
В общем, я наконец изменила отношение к ситуации и согласилась с тем, от чего так старательно бежала все это время: мой ребёнок ещё очень маленький, абсолютно от меня зависимый и пока он не подрос и не отпочковался - мне нужно быть по отношению к нему гибкой, слышать и чувствовать его потребности и стараться максимально быстро и качественно их удовлетворить. А мой комфорт, хоть и очень важный, все же будет иметь второстепенное значение. До поры до времени, конечно.
Постепенно за ненадобностью невроз вокруг снов сошёл на нет. Мы получили гарантированный дневной сон (c грудью) с быстрым и безболезненным укладыванием. Малыш спит столько сколько ему надо, я лежу рядом создавая надёжный тыл, а заодно читаю книжки (наконец-то у меня есть на это время!!!).
Вишенкой на этом сказочном торте стало улучшение ночного сна. Видимо, мой человек поверил в то, что теперь мама рядом всегда, и сопит спокойно всю ночь у меня под боком.
Все сказанное выше - мой личный опыт. Он повествует о том, как я приняла для себя идеи более естественного родительства и почему они подходят именно моей семье. Описывая свою историю, я не ставила целью оскорбить или превознести чей-то профессиональный или родительский подход. Каждый выбирает для себя.