КТО ТАКИЕ ШАЛУНЫ?
шалуны, детиНельзя было бы строить настоящую педагогику, не будь детских шалостей, не будь озорников. Они дают пищу для того, чтобы педагогическая мысль двигалась дальше, и чтобы воспитатели были постоянно озабочены необходимостью думать творчески, проявлять новаторство, педагогическое дерзание. Какая скука для педагога заниматься с детьми, имеющими сознательность и поведение умудренных жизнью взрослых! Я сперва подстрекал бы таких детей к шалостям, к неугомонности, а затем приступал бы к поискам педагогики личности.
В конце концов зачем мы, родители и учителя, восстаем против детских шалостей? Почему взрослые склонны видеть в них что-то вроде преступления? Мне кажется, потому, что мы еще не знаем, что такое шалость и кто такие эти шалуны. С каким интересом прочел бы я книги о психологии шалунов и о шалостях! Но где они? Шалость детей нарушает наше спокойствие, создает проблемы в воспитании, которые нам порой не под силу разрешить педагогическими путями.
Шалуны - сообразительные, остроумные дети, умеющие применять свои способности в любых неожиданных условиях и вызывать у взрослых чувство необходимости переоценки ситуаций и отношений.
Шалуны - жизнерадостные дети: они помогают другим быть резвыми, подвижными. Шалуны - дети с сильными тенденциями к саморазвитию, самодвижению. Шалуны - дети с юмором, которые видят смешное в серьезном, умеют загонять безалаберных в непривычные для них тупики и любят потешаться над ними. Они дарят хорошее настроение и смех не только себе, но и другим, чувствующим юмор.
Шалуны - общительные дети, ибо каждую свою шалость они творят в общении со всеми, кто только заслуживает быть участником их шалостей. Шалуны - деятельные мечтатели, стремящиеся к самостоятельному познанию и преобразованию действительности. Шалуны - мысль педагога, объект педагогики.
Шалость - ценное качество ребенка, только надо управлять им. Я давно установил для себя, что суть детской дисциплины заключается не в подавлении шалостей, а в преобразовании их. Не надо требовать от детей того, чего мы не смогли внушить им с помощью нашего воспитания. Дети - активные существа, деятельные мечтатели, стремящиеся к преобразованию. И если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность.
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их, как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным воспитателем.
Автор: Шалва Александрович Амонашвили, книга "Педагогическая симфония"