Гонзалес 16
ПедагогикаВ поискax проблем

"Инвентаризация Эйберга (Eyberg Behavioral Child Inventory, EGBI) - анкета, цель которой выявить проблемы поведения у детей. Родители должны оценить своих детей по 36 пунктам, в духе "Он плохо ведет себя за столом", "Он все время плачет", "Он не слушается, пока не пригрозишь наказанием"...
Отец или мать должны дать оценку, как часто ребенок делает эти чудовищные вещи (никогда или почти никогда, иногда, всегда или почти всегда) и указать, считают ли они такое поведение ребенка проблемой. Если родители называют 13 или более пунктов, у ребенка "нарушенное поведение".
Так было выявлено, что в северной Испании 17% детей от 2 до 13 лет имеют проблемы, поэтому считается важным использовать эту анкету во время посещения педиатра. Теоретически "нарушенное поведение" - психиатрическое заболевание, которое должно лечиться профессионалами, но встает вопрос, откуда взять столько специалистов для "душевнобольных "детей.
Возможно, хитрый читатель уже заметил много проблем, которые скрывает за собой подобная "диагностика".
Во-первых, врач имеет дело не с нейтральным наблюдателем, а с родителями, которые являются участниками конфликтов и не могут быть беспристрастными. Анкета показывает не действительное поведение детей, а мнение их родителей о вышеупомянутом поведении. Сказать "Господа, у вашего ребенка нарушенное поведение" не то же самое, что сказать "Господа, вы слишком плохого мнения о своем ребенке".
Во-вторых, анкета приписывает все проблемы ребенку. Это ребенок много кричит, не слушается, плачет. Как будто нет родителей, которые слишком часто повышают голос на ребенка, обижают его, бьют и тем самым доводят до слез, нагружают его чрезмерными требованиями и приказаниями, которых невозможно слушаться! Такие родители встречаются, но с помощью этой анкеты их нельзя выявить. Как странно!
К примеру, нормальным ответом нормальных родителей на предложение "Он не слушается, пока не пригрозишь наказанием" было бы: "Я не знаю, мы никогда не угрожали нашему ребенку!". Наше законодательство расценивает угрозу как наказуемое действие. Если муж говорит: "Моя жена не слушается меня, я пригрозил ей наказанием", мы все согласились бы, что это у него проблемы с поведением. Но если отец или мать говорят такое о сыне, то это он "проблемный".
В-третьих, многие (я считаю, почти все) пункты анкеты более чем сомнительны:
- Он слишком долго одевается.
Что значит долго? Серьезная анкета точно указала бы: "Ему нужно более 12 минут, чтобы надеть белье, рубашку и штаны". Иначе речь идет о субъективных критериях родителей. В любом случае, многие взрослые отмечают этот пункт.
- Он все время плачет.
У 13-летних это редко встречается. Но разве не плачут все дети в возрасте от 2 до 5 лет?
- Он не хочет есть то, что ему дают.
В ресторанах многие люди оставляют еду на тарелках, и, кажется, никого это не беспокоит. Если ребенок не ест то, что ему дают, могут быть три причины: ему слишком много положили на тарелку (т.е., он не голоден), ему не нравится еда (я не ем то, что мне не нравится, а вы?), или он болен и у него нет аппетита.
- Он все время требует внимания.
Маленьким детям постоянно нужно внимание, поэтому нормально и естественно, что они его требуют.
- Он сердится, когда не получает желаемого.
Надо же, в точности, как я! Возможно, и у меня проблемы, а я и не знал.
А вы не сердитесь, когда не получаете того, чего хотите? "Как я счастлив! Я сегодня завалил экзамен, моя невеста ушла от меня, я проиграл в боулинг и мне пришел штраф за неправильную парковку. Давно я так не развлекался". Если это признак душевной болезни - злиться, не получив желаемого, нам всем пора в психиатрическую клинику.
- Ему тяжело сидеть спокойно.
Каждый, у кого есть дети, знает, что это нормально. Если ваш ребенок все время сидит тихо, cxодите-ка лучше к врачу.
- Он спорит с родителями о правилах в доме.
Однако же, разве мы не живем в эпоху демократии? Спорить о правилах это право, которое называется содействием. Чтобы завтра стать хорошим гражданином и дискутировать с правительством о правилах, неплохо сначала потренироваться в семье.
- Он перебивает взрослых.
Невежливо перебивать людей во время разговора, но это неизбежно, если участники ток-шоу по радио и телевидению хотят иметь успех. Как часто мы, родители, перебиваем детей, как часто мы теряем терпение во время его захлебывающегося рассказа, как часто мы лишаем его слова и говорим вещи вроде: "Не болтай чепухи!", "Я сказал нет, значит, нет!", "Это не обсуждается"? Дети учатся на примерaх.
- Он делает в постель.
Ночные мочеиспускания это не нарушения поведения, но нормальная фаза роста ребенка. Уже давно доказано, что делать ночью в постель не показатель психического заболевания.
- Он обижает братьев и сестер, других детей, ссорится с ними.
Соперничество братьев и сестер абсолютно нормально, и иногда лучшее, что могут сделать родители - занять нейтральную позицию.
- Он не умеет вести себя за столом.
Неужели кто-то из родителей всерьез считает, что класть локти на стол или болтать ложкой в супе причина для визита к психологу?
- Ему трудно закончить начатое.
В том-то и дело! Поэтому большинство готических соборов до сих пор недостроено.
Удивительным и вызывающим беспокойство представляется то, как большинство родителей оценивают проблемы своих детей. Так, 6% уверяют, что их ребенок "всегда или почти всегда отказывается делать то, что от него требуют", следующие 52% говорят, что это проиcxодит периодически, но 29% не видят в этом проблемы. Это знaчит, большая часть родителей считает проблемой, что ребенок только "иногда" отказывается делать требуемое. Точно так же только 5% детей "всегда" "обижают других", но 13% родителей видят в этом проблему, только у 6 % "всегда или почти всегда истерические припадки", но 21 % родителей считают это проблемой и т.д. Только в двух областях - "Ему тяжело сидеть спокойно" и "Он делает в постель" - все наоборот: некоторыe родители уверяют, что ребенок делает это всегда или почти всегда, но не видят в этом проблемы (и тем самым показывают, что их критерии лучше, чем у автора анкеты).
Возможно, постоянное повторение негативных оценок детей приводит к тому, что мы постепенно начинаем считать своих детей плохими?"
К. Гонзалес, "Расти в любви"

"Инвентаризация Эйберга (Eyberg Behavioral Child Inventory, EGBI) - анкета, цель которой выявить проблемы поведения у детей. Родители должны оценить своих детей по 36 пунктам, в духе "Он плохо ведет себя за столом", "Он все время плачет", "Он не слушается, пока не пригрозишь наказанием"...
Отец или мать должны дать оценку, как часто ребенок делает эти чудовищные вещи (никогда или почти никогда, иногда, всегда или почти всегда) и указать, считают ли они такое поведение ребенка проблемой. Если родители называют 13 или более пунктов, у ребенка "нарушенное поведение".
Так было выявлено, что в северной Испании 17% детей от 2 до 13 лет имеют проблемы, поэтому считается важным использовать эту анкету во время посещения педиатра. Теоретически "нарушенное поведение" - психиатрическое заболевание, которое должно лечиться профессионалами, но встает вопрос, откуда взять столько специалистов для "душевнобольных "детей.
Возможно, хитрый читатель уже заметил много проблем, которые скрывает за собой подобная "диагностика".
Во-первых, врач имеет дело не с нейтральным наблюдателем, а с родителями, которые являются участниками конфликтов и не могут быть беспристрастными. Анкета показывает не действительное поведение детей, а мнение их родителей о вышеупомянутом поведении. Сказать "Господа, у вашего ребенка нарушенное поведение" не то же самое, что сказать "Господа, вы слишком плохого мнения о своем ребенке".
Во-вторых, анкета приписывает все проблемы ребенку. Это ребенок много кричит, не слушается, плачет. Как будто нет родителей, которые слишком часто повышают голос на ребенка, обижают его, бьют и тем самым доводят до слез, нагружают его чрезмерными требованиями и приказаниями, которых невозможно слушаться! Такие родители встречаются, но с помощью этой анкеты их нельзя выявить. Как странно!
К примеру, нормальным ответом нормальных родителей на предложение "Он не слушается, пока не пригрозишь наказанием" было бы: "Я не знаю, мы никогда не угрожали нашему ребенку!". Наше законодательство расценивает угрозу как наказуемое действие. Если муж говорит: "Моя жена не слушается меня, я пригрозил ей наказанием", мы все согласились бы, что это у него проблемы с поведением. Но если отец или мать говорят такое о сыне, то это он "проблемный".
В-третьих, многие (я считаю, почти все) пункты анкеты более чем сомнительны:
- Он слишком долго одевается.
Что значит долго? Серьезная анкета точно указала бы: "Ему нужно более 12 минут, чтобы надеть белье, рубашку и штаны". Иначе речь идет о субъективных критериях родителей. В любом случае, многие взрослые отмечают этот пункт.
- Он все время плачет.
У 13-летних это редко встречается. Но разве не плачут все дети в возрасте от 2 до 5 лет?
- Он не хочет есть то, что ему дают.
В ресторанах многие люди оставляют еду на тарелках, и, кажется, никого это не беспокоит. Если ребенок не ест то, что ему дают, могут быть три причины: ему слишком много положили на тарелку (т.е., он не голоден), ему не нравится еда (я не ем то, что мне не нравится, а вы?), или он болен и у него нет аппетита.
- Он все время требует внимания.
Маленьким детям постоянно нужно внимание, поэтому нормально и естественно, что они его требуют.
- Он сердится, когда не получает желаемого.
Надо же, в точности, как я! Возможно, и у меня проблемы, а я и не знал.
А вы не сердитесь, когда не получаете того, чего хотите? "Как я счастлив! Я сегодня завалил экзамен, моя невеста ушла от меня, я проиграл в боулинг и мне пришел штраф за неправильную парковку. Давно я так не развлекался". Если это признак душевной болезни - злиться, не получив желаемого, нам всем пора в психиатрическую клинику.
- Ему тяжело сидеть спокойно.
Каждый, у кого есть дети, знает, что это нормально. Если ваш ребенок все время сидит тихо, cxодите-ка лучше к врачу.
- Он спорит с родителями о правилах в доме.
Однако же, разве мы не живем в эпоху демократии? Спорить о правилах это право, которое называется содействием. Чтобы завтра стать хорошим гражданином и дискутировать с правительством о правилах, неплохо сначала потренироваться в семье.
- Он перебивает взрослых.
Невежливо перебивать людей во время разговора, но это неизбежно, если участники ток-шоу по радио и телевидению хотят иметь успех. Как часто мы, родители, перебиваем детей, как часто мы теряем терпение во время его захлебывающегося рассказа, как часто мы лишаем его слова и говорим вещи вроде: "Не болтай чепухи!", "Я сказал нет, значит, нет!", "Это не обсуждается"? Дети учатся на примерaх.
- Он делает в постель.
Ночные мочеиспускания это не нарушения поведения, но нормальная фаза роста ребенка. Уже давно доказано, что делать ночью в постель не показатель психического заболевания.
- Он обижает братьев и сестер, других детей, ссорится с ними.
Соперничество братьев и сестер абсолютно нормально, и иногда лучшее, что могут сделать родители - занять нейтральную позицию.
- Он не умеет вести себя за столом.
Неужели кто-то из родителей всерьез считает, что класть локти на стол или болтать ложкой в супе причина для визита к психологу?
- Ему трудно закончить начатое.
В том-то и дело! Поэтому большинство готических соборов до сих пор недостроено.
Удивительным и вызывающим беспокойство представляется то, как большинство родителей оценивают проблемы своих детей. Так, 6% уверяют, что их ребенок "всегда или почти всегда отказывается делать то, что от него требуют", следующие 52% говорят, что это проиcxодит периодически, но 29% не видят в этом проблемы. Это знaчит, большая часть родителей считает проблемой, что ребенок только "иногда" отказывается делать требуемое. Точно так же только 5% детей "всегда" "обижают других", но 13% родителей видят в этом проблему, только у 6 % "всегда или почти всегда истерические припадки", но 21 % родителей считают это проблемой и т.д. Только в двух областях - "Ему тяжело сидеть спокойно" и "Он делает в постель" - все наоборот: некоторыe родители уверяют, что ребенок делает это всегда или почти всегда, но не видят в этом проблемы (и тем самым показывают, что их критерии лучше, чем у автора анкеты).
Возможно, постоянное повторение негативных оценок детей приводит к тому, что мы постепенно начинаем считать своих детей плохими?"
К. Гонзалес, "Расти в любви"