Домашняя логопедия. Мое видение.
Этот пост ни в коем случае не претендует на истину, это всего лишь мое видение всего того, что называется страшным словом ЛОГОПЕДИЯ.
Может быть несколько надуманная, но все же проблема, заставила меня немного больше узнать об этой науке.
Последние полгода мне не давало покоя то, КАК дочка говорит. Найти логопеда который мог взяться за нее я не смогла (проблем кроме меня никто не видел), по-этому решила попробовать сама.
Все мои "изыскания" в этой области под катом + кое-какие материалы и книги на скачку.

Начну с того, что я изначально путала два понятия логопедия и развитие речи.
Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения,
выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Разви́тие ре́чи — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Вот как-то так сложилось, что одно понятие я подменяла другим, пока до меня не дошло главное: с развитием речи у нас все ок! А вот что касается произношения, то тут все гораздо хуже. "Каша во рту", многие звуки вообще не произносятся или подменяются другими, особенно мне не давали покоя буквы Х и Л. Мне казалось, что понимать своего ребенка могу только я, все остальные просят меня перевести, что она говорит. А говорит она НУ ОЧЕНЬ много всего, практически не закрывая рот!
Я уже не помню, как меня осенило, что книжки по развитию речи и прочие всевозможные альбомы на эту тему, нам не подходят. А этого добра я успела накупить и накачать с просторов инета очень много!
Как-то мне в руки попалась книга Л. Протоповича "Уроки домашнего логопеда. Мама учит говорить" (ссылка активна для скачивания). Я о ней уже писала как то. Собственно говоря, это не какая-то супер книга, не жемчужина среди книг о логопедии, просто перечитав ее два раза, у меня мозги встали на место и я поняла, как надо действовать дальше.
Итак, первый вывод: логопедия и развитие речи это несколько разные понятия.
Развитием речи мы занимаемся , когда читаем книги, проводим тематические занятия, ходим в театр, в музеи, на выставки и прочее, прочее, прочее. А исправлять фефекты речи :) это сложная работа над произношением, о чем рассказ ниже.
Обязательно нужно определиться, а есть ли они, эти самые дефекты? И возможно ли их исправлять самостоятельно? Логопедические проблемы бывают настолько серьезны, что занятия с мамой могут не просто не помочь, а даже навредить!
Что имею я? Девочка трех лет, не в меру болтливая и развитая, когда торопится или волнуется проглатывает половину букв в словах, не выговаривает добрую половину алфавита. Логопеды проблем не видят, говорят все исправится в свой срок. Но мне же неймется! Эта (что б её!!) буква Х , которая то превращается в С, то в Ф просто не давала мне покоя. Тут уж либо я исправлю это, либо доведу ребенка до неврастении своими постоянными замечаниями.
Итак, вывод второй: нужно определить есть ли проблема, насколько она серьезна, сможем ли исправить ее самостоятельно или все же нужно идти к специалистам.
Как же определить, какие есть дефекты речи? Этим вопросом я занялась после того, как решила, что проблема есть и я хочу ее исправить.
Речь формируется у ребенка постепенно вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных степеней развития. Что же должен уметь произносить ребенок в определенном возрасте? Скажем, должен ли ребенок говорить предложениями в год? Или должен ли он хорошо произносить букву Р в 2 года, а букву Ш в 3 года? Может эти вопросы покажутся кому-то глупыми, но тем не менее.
Лично я, до рождения ребенка думала, что дети в год уже должны разговаривать предложениями:))) Моя близкая приятельница , мама 2-х летнего Тимоши каждый раз сокрушается, что ее малыш так хорошо говорит, а вот букву Р не может выговаривать.....
Я хочу сказать, что для того, что бы определиться с проблемами и способом их решения, нужно ЗНАТЬ возрастные нормы развития речи у детей, что бы предположим в два года не требовать от ребенка четкого произношения Р или Ш.
Что бы ответить на этот вопрос, нужно всего лишь погуглить и гугл выдаст вам массу информации на интересующий вопрос.
С небольшими расхождениями, возрастные нормы выглядят так:
1-2 г. - дети довольно четко начинают произносить такие гласные звуки, как "а, у, и, о", но звуки "ы, э" заменяют звуком "и"; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам "г, д, с, з" («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки "л, рь, р".
2-3 г. - правильно произносятся звуки "п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь". Физиологические недостатки - свистящие, шипящие, "р, рь, л". Возможны замены на более простые или пропуск этих звуков.
3-4 г. - звуки "с, з, ц" заменяются на "ть, сь, зь, т". Шипящие звуки могут пропускаться, либо заменяться на свистящие звуки. Звуки "л, р" либо пропускаются, либо заменяются на "ль, й".
4-5 л. - практически все звуки речи произносятся правильно. Исключения: звуки "ч, ц", которые могут пропускаться или заменяться на "ть, с, щ". Могут отсутствовать звуки "р, л" или заменяться на "й, рь, ль".
5-6 л. - дети полностью овладевают правильным произношением.
Что я сделала дальше:
Я распечатала себе эти нормы. Затем взяла большую тетрадь и просто написала в ней все буквы алфавита по порядку, оставляя себе место на комментарии. Далее, согласно нормам на 2 -3 года и 3 - 4 года, вычеркнула красным карандашом все те буквы и образуемые ими звуки, которые ребенок в этом возрасте не должен уметь произносить: это и шипящие, и буквы Р и Л, и другие, согласно таблице.
После всех этих "вычеркиваний" оказалось, что проблем у нас не так уж и много!
Ну и затем , в течении двух недель, я следила за речью Насти и под каждой оставшейся буквой писала комментарии.
Например:
Ы - почти всегда заменяется на И ( соот. возр. норме).
Х - всегда заменяется на Ф, реже на С, НИКОГДА не произносится правильно, по просьбе может отдельно произнести букву, в словах не может (не соот. возр. норме).
Я не торопилась, просто слушала, что и как она говорит, потом вечером или при наличии свободной минутки днем, делала пометки в тетради. Через две недели у меня скопился хороший материал. Из которого , кстати, стало понятно, что у нас почти все соот. возр. норме :). Кроме буквы Х! И плюс ко всему, то что в принципе можно и подработать. Та же буква Ы , например. Кроме того, мне хотелось обратить внимание на слова, где твердые звуки заменяются на мягкие, а также пропуск и замена букв и слогов в простых словах (сложные пока не трогаем).
Итак , вывод третий: четко определяем дефекты, над которыми будем работать.
Ну и приступаем к работе.
Если ваш ребенок довольно четко произносит все звуки, даже те которые не должен произносить по возрасту, НО проглатывает слоги или некоторые буквы, "омягчает" согласные, торопится и прочее, то здесь все намного проще!
Многие специалисты советуют ПЕТЬ :)! Любые песенки. Разучивать и петь. Это помогает также в работе с гласными буквами. Так мы работаем над буквой Ы.
Также хорошо помогают ЧИСТОГОВОРКИ вот такого плана,( брала у Натальи и Ладушки) я бы сказала разномастные чистоговорки. Такие чистоговорки можно разучивать и читать, если нет четких проблем с конкретными звуками. Ну и конечно же можно и нужно учить стихи (не обязательно логопедические) и читать их с чувством, с толком, с расстановкой! Со временем, речь будет улучшаться даже без каких либо специальных занятий.
Для самых маленьких не забываем о потешках, пальчиковых играх и сенсорных забавах, постановке речевого дыхания. Я не буду на этом останавливаться подробно, так как часть из этого нам уже не по возрасту.
Что же касается меня и Насти, то нам нужно "поставить", как говорят логопеды несколько звуков. И начала, конечно же с буквы Х. Но и тут не все так просто! Оказывается, буквы/звуки по сложности произношения делятся на группы. И для того, что бы продолжить подготовку к работе, нужно знать следующее:
Чаще всего наблюдается нарушение произношения следующих групп звуков:
согласные свистящие - с, сь, з, зь, ц
согласные шипящие - ш, ж, ч, щ
сонорные - л, ль, р, рь, й
заднеязычные - к,кь, г, гь, х, хь.
Далее в книге Протоповича, а именно ее я сейчас цитирую, написано много сложных слов и предложений, прочитав которые несколько раз я делаю следующий вывод:
определив, в какую группу входит трудный в нашем случае звук, не бросаемся сразу работать над его исправлением! Сначала начинаем работу с базового звука в группе!
То есть, на нашем примере, наши сложные звуки это Х и Хь. Значит работу мы начинаем со звука К, так именно он является базовым в данной группе. В группе свистящих базовм является звук С. Начиная с базового постепенно подходим к сложным звукам. И так во всех группах.
Теперь о том, как же собственно работать. Тут конечно, если следовать всем рекомендациям из книг по логопедии сам черт может свернуть ногу. НО, мне во первых, не хотелось делать из наших занятий нечто сложное, масштабное, трудное и долгое. Мне хотелось что бы наше занятие можно было провести за 5- 15 мин, что бы оно не требовало длительной подготовки, и было хоть капельку интересно ребенку!
По всем правилам коррекция звуков происходит в 4 этапа:
подготовительный
постановка звука
автоматизация звука
дифференциация звука
На подготовительном этапе нужно проводить самые различные игры и занятия с использованием карточек, игрушек, пальчиковых игр и так далее. Я этот этап опустила, то есть просто посчитала, что это мы и так делали и делаем это каждый день.
С постановкой звука оказалось все гораздо сложнее. Я честно читала несколько раз главу по постановке звуков, про всю эту артикуляционную дребедень, про отработку положения языка, гортани, неба и прочих органов..... И поняла, что лезу в дебри. Я не смогу все сделать правильно и боюсь, что своими неумелыми действиями могу навредить ребенку, нежели помочь.
По этому первый и второй этапы я заменила на артикуляционную гимнастику , которую мы проводим по книжкам о маленьком язычке.
1. Бу-бу-бу. В. Н. Костыгина. СКАЧАТЬ
2. Тру -ля-ля. В. Н. Костыгина.СКАЧАТЬ.
3. Мой логопедический альбом. Мальцева, Костыгина. СКАЧАТЬ. ( в этом альбоме на стр. 10 - 11 есть сказка о маленьком язычке, а также все упражнения к нему на стр. 9-8).
Перед началом занятий мы читаем эти сказки и делаем гимнастику для языка и других органов :) Никаких специальных упражнений по постановке конкретного звука я не стала делать, так как банально боюсь сделать что - то неверно!
Читать про язычок Настя просто обожает. Она легко повторяет все упражнения, и сама того не подозревая, готовит речевой аппарат к следующему этапу: автоматизации звука. Автоматизация звука - самый длительный процесс. По идее, сначала мы должны научиться правильно произносить требуемый звук просто отдельно вне слова. А затем довести до автоматизма его произношение в словах, словосочетаниях и предложениях. Так как постановку как таковую я не делаю, то после гимнастики для языка , мы всего лишь пытаемся правильно произнести требуемый звук (начинали мы со звука К), а затем начинаем работу над ним.
Тут можно для начала выписать на листок несколько слов с требуемой буквой. Еще лучше, если вы подберете картинки с этими словами. И попросите малыша либо повторять за вами словами, либо смотреть на картинку и говорить, что на ней нарисовано. Слова должны быть разными, звук должен быть и в конце, и в начале, и в середине.
На это занятие Настя соглашается неохотно. Проводим его быстро. Зато мы любим рисовать, раскрашивать и обводить! Следующие упражнения по автоматизации - это работа с прописями и раскрасками.
Вот наши любимые прописи. Их же используем и для раскрашивания.
1. Говорящий карандашик. СКАЧАТЬ. На все группы звуков отдельная пропись. На каждый звук несколько страничек. Рисуем, обводим, повторяем слова. За одно занятие - одна страничка.
Далее, мы разучиваем чистоговорки. Их я готовлю отдельно для каждого звука. Так как мы только только дошли до страшного звука Х, Хь , то у меня готовы чистоговорки на группу заднеязычных звуков.
Так же в помощь при работе по автоматизации подойдут вот такие чистоговорки. В папке просто громадное количество небольших стишков на все все звуки.
Что можно делать еще? Можно играть в логопедическое лото или домино. Однако ничего полезного и хорошего я пока не нашла. Пытаюсь придумать сама, но пока не хватает времени.
Четвертый этап по дифференциации звуков мы опускаем, так как ну ничегошеньки не получается, возможно пока. Смысл и практическая польза этой самой дифференциации непонятны прежде всего мне самой, но я над этим работаю.
На все занятие у нас уходит минут 15 - 20. Учитывая то, что мы минут 5 - 7 читаем сказку про язычек. Минут 10 рисуем в прописях и минут 5 - 7 читаем и повторяем чистоговорки, учимся правильно произносить слова со сложным звуком.
На сегодняшний день, после 3 недель занятий Настя научилась говорить букву Х! Но в словах еще не всегда получается.
Если кому то этот огромный пост хоть чем - нибудь поможет, я буду очень рада!