Открываю
работатадам.... барабанная дробь...
Самоконтроль можно воспитать.
Когда моему Ване исполнилось 2,5 я серьезно призадумалась о развивашках. До 3-х я рассматриваю развивающие занятия вне дома и семьи как баловство и трату денег вследствие неуверенности родителей.
И, поскольку психфак в багаже и собственные глаза и уши дали мне стойкое предубеждение к "новомодным" монтессори и прочим кубиками Зайцева, круг возможностей у меня оказался сужен. Вернее сказать, я ничего не нашла. Просто ничего. Все клубы, центры и прочие развивашки предлагают стандартный набор: организованную по-Монтессори среду, карточки Домана, занятия ИЗО, хореография (что уже хорошо, но не совсем то, что мне нужно) и английский с пеленок. Все это может и возможно назвать методиками раннего развития, но вот если копнуть глубже, идти к основе, то выясняется не очень-то приятная картина. А, поскольку речь идет о самом важном - моем ребенке, то миндальничать я не буду и назову вещи своими именами. Эти все методики нам не нужны. Мария Монтессори разработала свою систему для детей с ограниченными возможностями, так же как и Доман и Зайцев. Вы это знали? Это отличные методики для тех, кому они нужны. Они помогают таким деткам догнать и перегнать тех, кто развивается стандартно. Но вот для этих стандартных эти методик могут стать тормозом в развитии, дать никому не нужные перекосы. Нам это нужно? Нет, нам это не нужно.
А что нам нужно? Всего лишь два требования к занятиям, на которые я с удовольствием и без внутреннего протеста поведу своего ребенка. Два, но очень точно очерченных требования - занятия в группе (социализация, куда ж без неё)) и отличная методика. Методика разработанная для обычных деток, тех деток, которым врачи в поликлинике пишут "осмотрен, здоров", проверенная временем и опытом, направленная на воспитание умения самостоятельно принимать решения, контролировать себя, развитие абстрактного мышления, совершенствования речи и невербальных представлений. А это, вспоминая любимый психфак, наше замечательное произвольное внимание. Где же найти такую методику?
Выхода из замкнутого круга детских центров предлагающих всевозможные методики раннего развития, на самом деле просто копирующие друг друга и тиражирующие стандартный набор, я так и не увидела. Как вдруг в Доме книги моя рука потянулась к книге "Воспитательный шок", из которой я узнала об "Инструментах мышления", методике разработанной на основе открытий Льва Выготского (тут у любого психолога дыхание прервется), исследованной на практике и, соответственно, с доказанной эффективностью. Методике направленной на воспитание самоконтроля. Это то, что я искала, дыхание таки у меня действительно прервалось, сердце остановилось, а потом застучало и дальше пошло.
Я набрала в поисковик эту гениальную вещь и ...
Ничего. Ничего, кроме единственного описания самой методики в информациях какого-то центра в Москве и множество текстов на английском. Москва далеко, а вести ребенка надо. Решение было принято как-то само собой. Раз нет, а надо, значит надо сделать. Точка.
Я посвятила определенное время подготовке, поиску специалистов, методичек, инвентаря и с радостью объявляю первый в Санкт-Петербурге набор в группы "Инструменты мышления".
Методика "Инструменты мышления" это методика развития которая действительно работает.
Основным блоком в программе является тренировка способности ребенка удержать собственный интерес. Как это достигается можно узнать из описания методики и, несомненно, я буду не раз подробно рассказывать об этом с иллюстрациями. Но если коротко, то все основано на произвольности и моменте игры. Довольно известна ситуация, описанная в российском исследовании 1950 г - когда детей попросили стоять неподвижно как можно дольше, их в среднем хватило на 2 минуты. Но когда другую группу детей попросили разыграть часовых - они простояли неподвижно в среднем 11 минут. Это и есть эффект игры в обучении.
Подробнее из публикации "Воспитательный шок" П. Бронсон, Э. Мерримен изд. Эксмо 2013:
"Инструменты мышления" разработали в 90-е годы доктор Елена Бодрова и Дебора Леонг. В 1997 г они провели тестирование программы в школах г Денвер... в 2001 г доктора Эллен Фред и Эми Хорнбек исследовали эффективность программы в дошкольных учреждениях Нью-Джерси...в конце первого года показатели детей, посещавших программу "Инструменты мышления", были заметно выше по 7 из 8 параметров, включая словарный запас и IQ.
"У маленьких детей есть преимущество: они не знают, что в чем-то несовершенны - объясняет доктор Бодрова. - Когда вы просите ребенка изобразить на доске нечто написанное учителем, он мог бы подумать: я не могу писать так же хорошо" и отказаться. Но дайте блокнот ребенку, который изображает официанта. Джонни заказывал сырную пиццу, вы - сосиску. Они не знают, смогут ли это написать, - они просто знают, что должны сделать что-то, чтобы запомнить заказы. И в конце концов они напишут больше, чем если бы вы попросили их написать рассказ".