Пятничные вопросы, часть 1
рецептура пятничные ответыВ этот раз у пятничных затяжные роды, будем выдавать частями:
Что делать если ребенок бурно реагирует на оценку? Придраться к педагогу нельзя, оценка поставлена справедливо, но ребенок с этим не согласен.
Знакомьтесь, это дитя объектного отношения к ребенку (см. исследования вашего покорного тут ) Признаки выращенного родителями в ребенке перфекционизма. Да, он конечно имеет под собой и врожденные предпосылки. Но обратить внимание на то как мы воспринимаем свое чадо все же стоит. Настоятельно, так сказать, советую. Признаки объектного отношения - это "моя копия", "молодец", "хороший мальчик/девочка". Признаки субъектного - "ты меня очень радуешь", "люблю тебя". Подробнее см. исследования, там больше информации.
А что делать? Когда ребенок не умеет проигрывать, не соглашается, вплоть до отказа ходить и заниматься этим дальше когда сталкивается с первой неудачей. Пытается "замыть" плохую оценку и прочее и прочее. Объяснять формулу "быть умным и хорошо учиться это разные вещи" конечно можно, но поймет он ее скорее всего когда будет поздно и перфекционизм прочно укоренится в сознании, классу этак к седьмому. Скорее надо обратиться к сопутствующим объектному отношению порокам и искоренять их. А именно - недолюбовь, когда ребенок пытается при помощи оценки выпросить внимание и воспитание "кнутом", когда за успехи не то что по головке не погладят, а просто не заметят, ведь так и должно быть. Мой ребенок самый-самый и другой вариант не рассматривается.
Главная опасность перфекционизма, при всех его неоспоримых плюсах работающих в современном обществе на успех, заключается в диком дискомфорте от постоянного (подчеркиваю, постоянного) давления низкой самооценки. Противоречие с успехом в современном обществе? Никакого. Просто это такой тип людей, внешне они успешны и стремление к лучшему, игра в гипертима, несогласие проиграть и неприятие альтернативы быть первым во всем обеспечивает им именно перфекционизм. Но внутреннего ощущения счастья такие люди не испытывают, живут меньше и прочая и прочая.
Если мы не хотим такой судьбы нашим детям, то надо браться за хвост перфекциониста, засевшего как чужой в тельце и тащить не жалея.
Как? Играть конечно. Осваивать другую роль надев маску пока прочно не прирастет. Для начала выработать привычку проговаривать "не оценочные" похвалы. И почаще, почаще. Играть, потом прирастет.
Далее проводим все же через осознанку причину воспитания в чаде перфекциониста и честно отвечаем на вопрос "зачем?". Чтобы за меня, чтобы после меня, чтобы был лучше, чтобы стал успешен. Чего боится родитель, способный отказать ребенку в душевном комфорте во имя плюсов перфекционизма? И от этой печки танцуем дальше. Попутно не забывая подлечивать раненую самооценку ребенка. Адекватная формируется лишь тогда, когда ребенок сам оценивает свои действия, но это тема другого вопроса. А с бурной реакцией на оценку все ясно - убираем объектное отношение и наслаждаемся жизнью.