Все хотят иметь свой бизнес. Все хотят работать на себя. Сейчас это очень модно.
И когда в голову приходит какая-либо идея, начинаешь писать бизнес-план, и... понимаешь, что уже не остановишься. Даже если кто-то будет убеждать тебя, что все это неприбыльно, даже если он тебе это докажет... ты уже на этом пути.
Сейчас хочет открыть магазин одна подруга. Я вижу, что она уже "там", и обратного пути уже нет :) Ведь бизнес - это как ребенок, это не хомячка завести. Если он у тебя появился - назад пути уже нет. И ты никогда не станешь прежним.
Сегодня я вспомнила, с чего все начиналось. С каким вдохновением я бралась за новое дело, как сделала сайт магазина за 2 месяца до его открытия и наполнила каталог двумя сотнями наименований с картинками и описанием... И даже когда были трудности, я ни перед чем не останавливалась на пути к собственному бизнесу.
Мы открылись 4 декабря 2010 года. Наш магазин развивающих игрушек был особенным и специализированным. Всё было структурировано по возрастам и направлениям развития.
Мы старались выбирать продавцов с педагогическим образованием. Чтобы это был не продавец, а педагог дошкольного образования, который больше разбирается в развитии детей, нежели в продажах. То есть такой "консультант".
И мы взяли хорошую девочку, по образованию воспитателя детского сада, которая продолжала учиться на педагога-психолога.
Мы всегда думаем, что наши сотрудники также болеют за наше дело, как и мы сами. Мы сильно ошибаемся! Она была замечательная, мы до сих пор в контакте общаемся иногда.
Но когда продавца не устраивает зарплата - ты никогда об этом не узнаешь раньше, чем он захочет уйти.
В общем, мы едва покрывали свои затраты. Но, тем не менее, благодаря глобальной распродаже на 1 мая 30%, к закрытию точки в "Людмиле" мы вышли в 0. За полгода.
И сразу же вложились в "Орион". За аренду нужно было заплатить, как сейчас помню, 20 тысяч за половину мая и еще 30 за июнь (предоплата сразу за следующий месяц). То есть все эти полгода мы крутились просто зазря. Но бросать было конечно жалко, поэтому единственное место, которое мы нашли (куда нас взяли) было в Орионе, и мы расширились.
Всё это время с января по май у нас работала продавщица с соседнего отдела, она к нам перешла. Она была конечно не ахти. Поэтому когда мы предложили ей оплату исходя из выручки - она сразу срулила.
Она к нам перешла "по накатанной", а искать кого-то еще не было возможности/времени, не было других вариантов кроме нее.
В орионе проходимость была около 20 человек в день в среднем. Мы старались повышать конверсию как могли. Так как В. срулила, мы стали работать сами. В апреле мой муж вышел на свою работу, поэтому больше было некому - мне пришлось срочно взять отпуск, чтобы работать в магазине.
К июню мы нашли студентку, которой 1 июня исполнилось 18 лет. Она была неплохая, вся такая массовик-затейник, нам ее отправила моя мама из колледжа.
Но она не смогла долго работать, потому что с родителями потом поехала в отпуск. Некоторое время, когда могла, работала моя мама. Потом к нам попала какая-то вялая дама с ребенком 10 месяцев, которая могла работать только полдня. Но у нас с мамой была уже путевка в турцию, а муж работал на своей работе. И магазин работал только с 11 до 16, кажется.
Арендодателям это не нравилось, и когда мы приехали, они сказали - у вас как раз заканчивается договор, но мы можем дать вам уголок в коридоре, 6 метров. А мы как раз заказали новый стеллаж (который делали 3 месяца!!) и много-много товара, потому что нам не удавалось сразу заполнить всю нашу площадь, ведь она утроилась.
Путем переговоров и нытья нам удалось взять у них аналогичное нашему помещение по площади, и даже более удачное по планировке. Конечно, сбить цену не удалось, ведь "не нравится - до свидания".
После всей этой чехарды с продавцами, на новом месте мы нашли девочку тоже педагога-психолога, которую всё это очень интересовало.
Но она сказала что деньги для нее не так принципиально, у нее молодой муж и она не хочет работать с утра до вечера, а хочет печь дома пироги и все такое, поэтому она привела подругу.
Вот они и стали делить рабочие дни пополам. Е. была очень активная, все время что-то новое внедряла, структурировала товар, в общем, на месте не сидела. Правда, вторая подруга была не очень обязательная - пару раз была замечена за прогулами.Приходим утром в магазин - а ее нет.
В конце, в итоге, мы решили предложить магазин Е. Она как раз хотела открыть "когда-нибудь" свой бизнес, а тут готовый магазин, да еще и фирменный.
Е. согласилась, они переговорили с мужем и мы стали готовиться к передаче. Она зарегистрировала ИП. До 10 декабря нужно было уже платить аренду за январь и это было уже на ее плечах. Но тут они подумали еще раз и отказались. Сказали, что хотят купить квартиру лучше, и будут копить.
И сделка сорвалась, а мы уже настроились, как же мы хорошо заживем без этого головняка! Тем более, в январе предстояло затишье, то есть мы бы гарантированно пошли в минус, а предстоял первый платеж по ипотеке.
...3 января Е. открыла свой магазин в "Городке".
Просто я перед продажей уже ввела ее в курс дела, с поставщиками, и она решила видимо что все это не так и сложно, и вроде бы как можно самой попробовать, чтобы не тратить так много денег.
Получается что она вроде как нас "кинула", но я на нее не сержусь - просто видимо им было не потянуть наш уровень. Мы тоже начинали с 10 кв.м. и только через время смогли вырасти в хороший приличный магазин.
А, мы еще хотели открыть вторую точку, вели переговоры. Но не получилось из-за того, что там уже были развивающие игрушки. И их руководство - это единственные нормальные и адекватные люди, единственные не обнаглевшие арендодатели, которых мы встретили.
Они не дали нам место, чтобы не сделать плохо своим арендаторам (развивающим игрушкам).
В общем, когда сделка с Е. сорвалась, я уже твердо решила, что с января мы закроемся. Магазин тратил много моих нервов, а я была беременна. Еще он очень мешал мне с моим новым IT-бизнесом, я не могла полностью туда погрузиться. Ну и ипотека, конечно же - с её наличием лучше отказаться от дополнительных рисков.
Я написала формальное письмо руководству ориона, коммерческое предложение выкупить наш магазин. Они ничего на него не ответили. И тогда я просто отпустила ситуацию. Решила "будь что будет".
В 20-х числах декабря мне позвонила А. из города Н. Она хотела открыть такой же магазин в своем городе и спрашивала, нравится ли нам с ними работать. Я рассказала обо всех подводных камнях и об особенностях работы. Но знала, что она уже все равно не остановится.
Она упомянула, что хочет закупить товар где-то на 300 тысяч (и молодец, потому что до этого другие люди хотели почему-то уложиться в 70). И я поняла, что это оно.
Я предложила ей купить наш товар, оборудование и все что у нас осталось.
На этот раз я уже никому-никому не говорила о предстоящей сделке. Они хотели приехать посмотреть на магазин, но не успели до нового года.
31 декабря 2011 года, пока я возилась с салатами, парни разбирали магазин. С 8 утра и до 8 вечера.
Они привезли все игрушки и загрузили их в нашу кладовку. В ней не осталось живого места. открываешь дверь - и там стена игрушек перед тобой.
А. с мужем приехали 5 января. И весь мой день рождения мы носили игрушки и обсуждали нюансы использования 1С, которая стояла у нас на нетбуке. Ах да, до этого я достала все игрушки из кладовки и провела полную инвентаризацию.
Я так боялась сорвать сделку, что не стала переносить ее из-за своего дня рождения.
В общем, мы отдали им все. И тумбочку продавца, и таблички с направлениями развития, и круглый стеллаж, и нетбук с штрих-сканером и заполненной базой товаров.
Оставили только кое-что для будущего малыша.
Сейчас я ни о чем не жалею. Это был незаменимый опыт, не будь которого - я не открыла бы сейчас другой, более серьезный бизнес.