Тренировка психических функций у детей.
Маша поступила в технический лицей при университете. Умничка, победительница многих олимпиад.
В 15 лет мама скачивает за нее учебники в интернете.
Алену в 1.5 годика отдали в ясли. Со времен адаптация прошла, ребенок социализирован. В три года-диагноз СДВГ.
Митя живет в неблагополучной семье. Формировался соответственно возрасту, сообразительным парнем. В 4 года- логоневроз.
Дети попадают к врачам, логопедам, психологам. В самом лучшем варианте к нескольким специалистам одновременно. Но чаще помощь замыкается на ком-то одном, ибо каждая лчгушка хвалит только свое болото. И мало кто лечит, к примеру, логоневроз(заикание) у логопеда, невролога и психолога (психотераревта) одновременно.
И уж совсем мало кто говорит родителям, что любое отклонение- это реакция детской психики, на которую он имел полное право. И реакция эта разумна и оправданна.
Это бы могло бы снять с ребенка роль жертвы и раздражителя, а с родителей тревожное ожидание немедленного исцеления и исправления. Как будто это поломка.
Маша, котрая умница, поступившая в лицей. Формировалась в семье, где мама не работала и не имела образования. Ребенок, имея интеллектуальные возможности, стал получать усердно блестящее образование. Вся психическая деятельность и ресурсы ушли на это. Соответствующая возрасту автономность личности не сформировалась естественным путем, тк не было условий и мотивации. И чем старше Маша, тем труднее будет восполнить это. Родители Маши всё такжк не в курсе дисгармоничности формирования ее личности.
Алена с СДВГ. Мама, имея теплые отношения с дочерью, должна была работать по исходу 1.5 лет декрета. Психический ресурс ребенка направляется на то, чтобы уметь прожить без мамы с утра до вечера.
Оправданно и запрос удовлетворен.
Ребенок социализирован, но мамы естественно не хватает. И сформировать умение осозновать и выражать это ребенок не имел возможности. Ему в этом плане все также немного 1.5.
Причем дефицитна именно функция осознания потребности. Ребенок чувствует дискомфорт. Но не умеет, его обозначить и разрешить. Отсюда незрелость внешней реакции.
Первично научить ребенка выявлять потребность. Формировать варианты удовлетворения. Очень может быть полезен метод активного слушания. Юлия Михайловна Гиппенрейтер подробно его описывалав "общаться с ребенком. Как?"
Затем по тихоньку можно тренировать внимание, усидчивость- всё, что видно на поверхности.
Митя с логоневрозом. Говорил с года. Но в 5 не знает счет до 10 и недавно выучил цвета. С 4х заикается.Кончился ресурс детской психики. Который, к сожалению, был полностью направлен на преодаление последствий хронической психической травмы.
Митю лечит невролог, рекоммендован логопед. Его бабушка очень ждет, что к школе заикание пройдет.
В Айкидо используется сила самого противника. И уважение к сопернику. Если уважать право ребенка на декомпенсацию, то это как минимум расслабит и родителей, и всех специалистов. Расширит поле зрения.
Мой сын тоже дисгорманичен. Развивался хорошо, сформирована привязанность, активный и сообразительный. Но трудно адаптируется к саду.
Если б всё, что я пишу сейчас, пришло мне в голову двумя годами ранее этого бы не было скорее всего.
Я бы его тренировала. Маленькими порциями стресса в этом направлении. В два года оставляла бы по немногу и регулярно с отцом. Потом в группе неполного пребывания. Конечно, подобрав педагога.
Вариант родить второго ребенка тоже хорош:)
Сейчас приходится делать всё это на ходу и на бегу.
"Поревет-привыкнет" как метод сепарации от родителй- нанесение психической травмы ребенку. В ясельном возрасте уйдет в подсознание. У человека возможно будут проблемы с формированием длительной привязанности, а в чем проблема не вспомнит. В дошкольном возрасте- травма уйдет в долговременную память. И как и когда среагирует психика одному Богу известно.
При любом раскладе, наверно, важно помнить....что это просто жизнь.... И в ней маловероятен плавный и верный ход развития, воспитания и всего прочего, уж в такое время живем. И если ребенок в чем-то преуспел, а где-то отстал, если стоит какой-либо диагноз....злость и обида на это-плохой советчик. Просто можно помочь ребенку выровняться на свой возраст....плавно и без резких рывков.
Берегите, любите и защищайте детей!
Пы.Сы. Адаптол снят с детской практики.