Морская тематическая неделька
Наши занятияВо время отпуска я оказалась вне моей обычной повседневной жизни, и это позволило на некоторые вещи посмотреть под другим углом и переосмыслить их. Сама идея тематических неделек совсем не плоха, но конечно во всем нужна мера. Как-то раз я уже писала, что мне нравятся широкие темы с простором для творчества и фантазии, а не "Неделя кошек", когда каждый день читаются книги только о кошках и все вокруг постоянно мяукает. Мне бы от такой узкой темы захотелось бы в конце недели сбежать и больше никогда в жизни о кошках не говорить) И еще один минус, который тоже легко преодолевается, это слишком обильная подача информации. Для меня суть тематической недельки - заинтересовать ребенка, дать какие-то азы знаний, который он мог бы потом сам расширять задавая вопросы или что-то познавая на собственном опыте, а не дать ему исчерпывающую информацию по конкретному предмету, так что самому думать было бы не зачем. И да, идея недельки должна органично вписываться в повседневную жизнь и не заполонять ее чересчур занятиями.
Так что вернувшись из отпуска неудивительно, что темой я выбрала моря и другие водоемы и их обитателей. Каждый день мы делали что-то интересное, связанное с этой тематикой, но в общем занятие занимало не много времени.
1. Первым делом мы с Варей посмотрели фотографии с моря и из аквариума, обсудили оттенки цвета воды в море и что у рыб есть глаза, плавники и хвост)
2. Вот такие книги мы читали в течении недели.
В раскрытом виде энциклопедия "Животные" (в My-shop) . Крайний справа - альбом многоразовых наклеек. (в My-shop)
Книга Азбукварика "Кто живет в воде" (на Wildberries) меня расстроила. Я конечно была готова к тому, что эти говорящие книги недолговечны (прошлая у нас разговаривала всего 2 месяца, но Варя на нее наступала), а эта всего 3 дня работала! И это при том, что эту книжку только один раз уронили, и все. Но иллюстрации все-таки хорошие и именно эта книга про рыб Варе понравилась больше всего. Теперь она у нас как виммельбух используется)
Чуть позже до нас доехала энциклопедия Disney "Морские обитатели". (в Риде, в My-shop) Иллюстрации хорошие только на обложке. Внутри они местами нечеткие, местами мелкие, местами поза рыбы такая странная, что вообще непонятно где у нее что, картинок довольно мало. В общем на Варин возраст книга не подходит. Для детей постарше она наверное была бы интереснее, в ней настоящие фотографии, занимательный текст, интересные факты и ответы на детские "почему?". Книга довольно тонкая. Я пока что читаю ее для себя.
3. В течении недели мы слушали природные звуки моря, шум прибоя, крики чаек, дельфинов и китов.
4. Я составила презентацию по принципу Шичидовского чтения по Вариной любимой потешке на тему рыб. Потешка такая:
"На реке камыши,
Расплясались там ерши.
Круг - постраше,
Круг - помладше,
Круг - совсем малыши".
Каждое слово я проиллюстрировала соответствующей картинкой перед текстом. Скачать можно тут.
5. У нас было 2 игры на сенсорику и моторику. Первая - с привезенными с моря мелкими ракушками. Варя собирала рассыпанные ракушки в глиняный стаканчик (ее любимое занятие, никуда от этого не деться). Потом выковыривала ракушки из пластилина, но сама их туда вдавливать категорически отказалась. Еще с помощью ракушек мы считали и изучали количества.
А вторая игра была с сенсорной коробочкой (в нашем случае - тарелочкой), представляющей собой море (зеленый гидрогель), берег (галька, привезенная с моря) и морских обитателей: осьминога, акулу и дельфина (которых я слепила из пластилина).
6. Было и две неудачных затеи. Я пробовала сделать для Вари море в ванной с добавлением соли в воду и запуском рыбок (ортопед настаивает, что такие ванны феноменально полезны для детей). Варя наотрез отказалась купаться в ванне, что в общем-то было ожидаемо, т.к. у нее вообще натянутые отношения с мытьем.
И еще была мысль поехать в Океанариум, но почитав отзывы какая там давка, я решила ну его)
7. А в субботний вечер мы с Варей рисовали море. Для такой большой картины нужно много места, - решила я, и устроила Варе мольберт на полу. Я рассчитывала, что Варя сразу начнет писать шедевр, примерно как Аэлита Андре. Но она отнеслась к рисованию довольно настороженно и сразу же потребовала кисти. Не барское это дело рисовать руками) В первый раз выбирать краски я доверила Варе, поэтому не удивляйтесь цвету моря. Варя видит его именно так.
Кстати, я прочла недавно книги двух известных авторов о детском творчестве. И вот суть обеих книг (причем весьма объемных) была в следующем - не мешайте детям творить! Задача родителей дать материал и не вмешиваться. Когда ребенок уже исследовал материал сам, то можно попробовать показать приемы работы с ним, но ни в коем случае не рисовать что-то конкретное ( а тем более из раза в раз одно и то же), чтобы не препятствовать детской фантазии и не забивать ее нашими взрослыми шаблонами. Поэтому если море красное, то значит так и должно быть. Может Варя закат рисует?)
На следующий день Варя прям с утра подбежала к бумаге и потребовала рисовать. Несмотря на то, что отмываться от красок она терпеть не может, и я думала, что процесс мытья отбил у нее всю тягу к рисованию.
В этот раз я решила переложить краску из маленьких баночек на блюдца и слегка развести водой. Желтый и синий в этот раз я выбрала сама, чтобы показать Варе, что при смешивании "волшебно" получается зеленый.
Кстати, книги, о которых я писала выше, я выложила для скачивания и ознакомления.