Мария
9 лет
Шичида, развитие зрительной памяти и внимания
Методика ШичидыРазные люди по разному воспринимают поступающую информацию. Визуалы лучше запоминают то, что видят, аудиалы - посредством слуха, а кинестетики - через ощущения. Не всегда можно чётко определить, к какому типу относится ребёнок и конечно полезнее стараться развиваться разносторонне, предлагая ребенку игры, направленные на развитие разных типов памяти. Но бывает и так, что что-то не идет. Тогда возвращаемся в пункту первому методики Шичиды - любовь и никакого насилия)
К играм методики Шичиды, направленным на развитие зрительной памяти (фотопамяти) относятся:
- Сетка памяти (Memory Grid).
- Цепочка памяти (Linking Memory).
- Похожие картинки (Photo Memory Game).
- Мандала.
- Что исчезло, что появилось.
Сетка памяти это идеальное упражнение для начала. Оно подойдет детям чуть старше года (мы начали в 1.3). Упрощенный вариант таков. Рассказываете ребенку, что к нему в гости пришли карточки с животными, раскладываете их перед ним и знакомите с каждым. Даете время рассмотреть, потом еще раз всех называете и говорите, что сейчас животные хотят играть в прятки и быстро переворачиваете карточки. А теперь давай их искать! Где спрятался носорог? Именно в такой форме у нас идет эта игра и вызывает бурю восторга!
Начинать лучше с минимального количества карточек, например, даже с 2х, постепенно увеличивая их количество. И еще момент по поводу раскладки. Если ребенку интересно, но он часто ошибается, попробуйте разные варианты раскладки карточек: например, положить все в горизонтальную линию, а не раскладывать рядами, или положить их столбцами.
Вариант по-сложнее и более соответствующий методике, когда раскладываются карточки в хаотичном порядке на разлинованном клетчатом поле. Тут желательно иметь два одинаковых поля и два одинаковых набора карточек. Первые раз вы сами выкладываете карточки на поле, показываете и называете их ребенку, а потом накрываете свое поле вторым экземпляром и по одной даете ребенку изображения, которые нужно расположить по памяти в тех же клетках поля.
И самый сложный вариант, когда изображения на поле заменяются геометрическими фигурами разных цветов и нужно уже запомнить, например, где какого цвета круг стоял.
Цепочка памяти это забавная абсурдная история. На мой взгляд это упражнение идеально подходят детям, которые уже говорят и которые понимают абсурдность истории. Если ребенок говорит, но абсурдность пока не понимает, то лучше будет рассказать ему более-менее нормальную историю (сказки, стихи и т.п.), сопровождая ее выкладыванием соответствующих картинок. Единственное требование - история должна быть услышана впервые. После того как карточки разложены, на них налетает ветерок и ребенку приходится помогать панде (жирафу/кукле/машинке) собрать их в том же порядке, вспоминая рассказанную историю.
Почему абсурдность? Она хорошо развивает воображение, показывая, что оно безгранично и учит мыслить вне стандартных рамок. Вспомните, как в детстве вам говорили (а может быть и вы своему ребенку): "Почему у тебя солнце зеленое? Так не бывает! Возьми желтый, это же неправильно". В фантазиях возможно все. Как иначе японцы стали выращивать квадратные арбузы? А ведь такого тоже не бывает! Умение мыслить нестандартно, поможет в будущем быстрее находить решение, а не ходить по прямой туда-сюда. Ну и к тому же абсурдная история смешна, что тоже является отличным элементом игры и больше понравится детям, чем строгая атмосфера учебы.
Почему я против абсурдных историй до момента, когда абсурд понятен? Потому, что это бессмысленно. Ребенок все равно не понимает того, что так не бывает, поэтому все плюсы, о которых я писала выше, и которые работают для более старшего возраста, исчезают. Зато прибавляется минус: вы сможете его запутать такой околесицей, что он не будет знать, где правда в жизни, а где вымысел. Ну это я конечно утрирую)) Просто это бессмысленно. Расскажите лучше сказку в картинках, в которой есть логика, но в то же время и элемент волшебства.
Похожие картинки или Photo Memory Game это по сути упрощенный вариант всем известной игры "Найди отличия". Ребенку показывают сначала одну картинку, потом ее убирают и показывают сразу два очень похожих, одна из которых ему не знакома, а вторую он только что видел. Задача ребенка показать, какую он уже видел. Здесь важно, как задать вопрос. Некоторые дети предпочитают показывать новую картинку, тогда вопрос придется задавать иначе. Эта игра отлично развивает наблюдательность, внимание к деталям и зрительную память. Для детей по-старше кроме этого можно использовать уже упомянутый выше вариант с поиском отличий и еще аналоги зарубежной игры I spy, когда среди хаотично нарисованных на листе картинок нужно найти и показать, например, все цветы, все машинки и т.д. Для школьников отлично подойдет вариант с нахождением и порядковым счетом хаотично нарисованных разноцветных цифр от 1 до 100.
Мандала. В этом варианте ребенку предлагается не просто тыкнуть пальчиком в то, что он уже видел, а воспроизвести увиденное. Для детей по-младше подойдет вариант с трафаретами из цветной бумаги, которые надо наложить друг на друга для получения того же узора (наложить круг на квадрат и т.п. простые действия). Или же можно дать цветные карандаши/фломастеры и задачей ребенка будет просто черкнуть нужным цветом в нужном секторе черно-белой мандалы. Но тут все осложняется развитием моторики и точностью нанесения штриха, так что либо ребенок должен быть чуть старше, чем в варианте с цветными трафаретами, либо печатайте картинки покрупнее (на а5 или а4), чтобы точно не промахнулся))
Ну а детям старшего возраста предлагаем классическое полное раскрашивание мандал по памяти.
Что исчезло, что появилось - игра чем-то похожая на сетку памяти, только если в сетке ребенок должен вспомнить, где располагались все изображения и они у него даны, то в данном случае, ребенок не знает, что исчезнет, поэтому в вопросе есть элемент неожиданности. Вариант для младших детей: располагаем карточки в ряд, называем, потом закрываем их листом бумаги, так чтобы ребенок не видел и докладываем или убираем что-то одно (ну или два, три... в зависимости от опыта и развития памяти). Спрашиваем, что исчезло, а что появилось.
Вариант для детей по-старше: на разлинованном поле (как для сетки памяти) раскладываем карточки, знакомимся, потом закрываем листом бумаги и тихонько убираем что-то или добавляем. Спрашиваем что изменилось, если чего-то не хватает, то чего именно.
Еще один вариант: раскладываем карточки в ряд (рядами если их уже много), знакомимся, закрываем листом и перекладываем местами (сначала несколько, потом все больше и больше). Задача ребенка - навести первоначальный порядок.
Наверняка я что-то забыла и написала не обо всем) Но когда вспомню, это будет поводом написать еще!
Приятных вам игр и помните, что главное в методике Шичиды это любовь и следование интересам конкретно вашего ребенка. И не надо его ни с кем сравнивать! Каждый ребенок талантлив, но в своем.
Лариса
Ну наконец то я нашла для себя решение проблемы с распечаткой мандал, а то я их раскрашивала сама сидела. Но малышу не очень они нравятся. Попробую с трафаретами. Сразу можно столько вариантов придумать. спасибо вам. Идея со стаканчиками тоже очень понравилось. Хоть какое то разнообразие внесет. А то каждый день играть в одно и тоже малыш теряет интерес. Мы сетку памяти сейчас так делаем. Например мишка пришел в магазин, а на витрине лежат и перечисляю, ну и так далее разные истории, открыл шкаф а там... , стоит домик на первом этаже живут, на втором..., поезд выкладываем из палочек кюизенера и потом в вагончики зверят сажаем, но мы то уже взрослые 2.9 г.
15.04.2015
Ответить
Наташа
Мария, как доступно все объясняете. Некоторые моменты наконец-то поняла как преподносить ребенку. Спасибо!Зачиталась вашим дневником, столько всего интересного!!!))) Стучусь в друзья, можно?? ))
28.03.2015
Ответить
Оксана
Вот еще вопрос если мы еще не разговариваем какие варианты есть игр Что исчезло, что появилось.
27.03.2015
Ответить
Оксана
Мария, можно я тоже спрошу. Нам вот 1,6 Сетка памяти у нас на ура именно в первом варианте получается (и до какого количества карточек), а когда начинать именно с полем? Я просто боюсь что получаться у дочки не будет и у нее вообще интерес пропадёт.Цепочка памяти. Думаю мы еще до нее не дорастили во всех смыслах.Мандала.Не совсем поняла по вашему описанию. Т.Е я рисую все в цвета, а дочка на отдельном листе выкладывает точно такой же узор из фигур.Вы эти упражнения делаете каждый день?
27.03.2015
Ответить
Мария
Если у вас сетка памяти с просто карточками идет, то можете уже попробовать с полем (не обязательно же его все заполнять карточками). У нас сразу пошло, сейчас используем оба варианта. Если не понравится, продолжите играть, как играли до этого.По мандале в вашем возрасте я бы предложила делать их одинаковыми. Т.е. если дочка выкладывает трафареты, то вы тоже сначала выкладываете трафарет, потом накрываете его листом бумаги или убираете и даете ей разноцветные элементы на выбор, чтобы она сложила такой же узор (по принципу пазла: выбери детали относящиеся именно к твоей картинке). Надеюсь я понятно объяснила, если нет, то спрашивайте! =)Мы каждый день делаем. Дочка сама садится за стол и требует)С неговорящим ребенком можно использовать вариант Что появилось. Достаточно тыкнуть пальчиком на новую картинку в ряду прежних. Или в варианте Что исчезло, выложить картинки на поле для сетки памяти и когда одну из них вы незаметно уберете, то задачей ребенка будет показать на пустое место, где она была. Вопрос можно задавать например так "Все картиночки на месте?" или как-то еще не подсказывая, что чего-то не хватает.
27.03.2015
Ответить
DASHA
Хихи)мамам тоже полезно)) тоже иногда раскладываем и я забываю)))спасибо, что делешься))нам всегда в помощь)))!!!между прочем, все эти игры были у нас в начальной школе на уроее инфооматиее, ну не все, но большенство, нам нравилось. а у дочи сечас период , когда не хочется сидеть совсем, я подумываю сднлать большие картинки и раселадывать их на полу и как то это обыгрывать добавляя подвижные элементы, пока еще не додумала доконца)или уже есть такие игры на памчть???
27.03.2015
Ответить
Мария
Со мной недавно в инстаграме поделились классной идеей игровой реализации сетки памяти! Берешь одинаковые пластиковые стаканчики, ставишь их в ряд и сажаешь в них зверей (любые игрушки подойдут), потом говоришь, что все звери пошли гулять и вытаскиваешь. Они перемешались и теперь не помнят, где чей дом. Задача ребенка расставить их в прежние домики) Очень милая игра, а смысл тот же, что и в сетке памяти.А еще можно таким же образом в очередь играть)) Это нам как раз на злобу дня, уже месяц проходим диспансеризацию в поликлинике...
27.03.2015
Ответить
Natali
Вау! Мария, я уже месяц или 2 шерстью интернет в поисках вариантов толковых описаний игр по шичиде. И этот пост- мой #1! Особенно игра с животными и домиками в комменте как раз то, что нам надо сейчас!
27.03.2015
Ответить
Мария
Сейчас делаем на поле (тут у нас мелкие карточки) и в виде разложенных на столе картинок (здесь формат уже 10х15). Обычно по два раза каждый вариант со сменой картинок. Но если Варя больше не хочет, то один раз.
27.03.2015
Ответить
Гузель
Маша спасибо, что снова всё разъяснила, узнала ещё больше, например про Сетку памяти, какая она должна быть в идеале (но конечно логично есть игры на компе такие). Варя умница! Мы пока так и остались на 3, но это моя вина, лентяйка((. Цепочку памяти пробовала, но она Стиану не очень нравится. А вот игра Photo memory game с твоими мишками, котами и фотоаппаратами, просто идеально идёт и без ошибок всегда. Всё время хотела тебя спросить, где ты их нашла? Стиану очень нравятся, спасибо, что поледилась в своё время!!
26.03.2015
Ответить
Katja
Маша как всегда все разложила по полочкам! Эх, не идет у нас сетка памяти((( а Варя просто молодец!!! Такая усидчивая!!
26.03.2015
Ответить
Katja
Linking Memory очень нравится, просит иногда по несколько раз в день рассказывать, Photo Memory очень любит, недавно стали играть: что добавилось, дошли до 6 карточек, вот мандалы понравилось раскрашивать. А сетку не хочет и все( Я ее предлагаю иногда, но не настаиваю.
26.03.2015
Ответить
Мария
Я вот не представляю как ребенок может раскрашивать мандалу в нашем возрасте! Варя рисует таким щедрым движением на весь лист и всегда что-то свое, не по шаблону.А Linking memory ты как именно ей преподносишь? Она называет сама объекты, просто раскладывает в ряд как было или тыкает пальчиком?
26.03.2015
Ответить
Katja
Маш, у меня в инстаграме есть фото ра скрашенной мандалы. Даша их очень аккуратно раскрашивает, иногда просто штрих ставит.
Я рассказываю историю, потом перемешиваю карточки и начинаю рассказывать историю заново, делая паузу в том месте, где должна быть карточка. Даша показывает пальчиком нужную. Рассказываю история так, чтобы она не под гоняла смысл. Даша вообще не говорит, так что пока такая версия игры(
27.03.2015
Ответить
Мария
Да, фото видела))Т.е. в смешанном варианте у тебя карточки просто хаотично разложены на столе картинкой вверх? А Даша совсем-совсем не говорит? Или просто не слишком много и непонятно? В последнее время почему-то часто встречаю, что дети, с которыми занимаются, не говорят, а те, кто ну вообще как трава растет и даже книг ни разу не слышал, болтают без умолку. Может быть это оттого, что они понимают, что если молчать, то родители точно не обратят на них и их потребности никакого внимания, вот и стараются?
27.03.2015
Ответить
Katja
Да, я их раскладываю в произвольном порядке, рассказываю историю и Даша в нужно месте показывает на карточку.Совсем не говорит( только мама, папа, Дада (Даша), баба и дай (если что-то ну ооооочень нужно).Вот я такую же картину наблюдаю. У нас на площадке гуляет мама с малышом, которому 1,4, маме вообще все-равно чем он на площадке занимается, он сидит на лавочке пиво пьет. Так этот малыш говорит большими предложениями....А Варя как разговаривает?
27.03.2015
Ответить
Мария
Варя говорит по-больше, и еще у нас полно всяких там топ-топ, кап-кап, кар-кар, тук-тук и т.п. У вас они наверно тоже есть, ты их просто не посчитала. Все остальное Варя говорит очень длинно и непонятно, хотя видно, что так старается донести свою мысль))
27.03.2015
Ответить
Katja
Неа, нету))) Даша может издавать разные звуки на разный лад, когда хочет, что-то высказать)
27.03.2015
Ответить
Мария
А у тебя нет Альбома по развитию речи? У нас это единственная вещь после которой был резкий рывок в развитии речи, т.е. она хотя бы появилась и причем сразу вся разом.
27.03.2015
Ответить
Пеппи
Маша, спасибо огромное за твой труд, которым ты делишься с нами! И за самые главные слова в конце!Мне бы вот только себе развить память и воображение.))) Не могу запомнить сетку из 9 карточек, с цепочкой — паузы и мычание, стараюсь проговаривать заранее.Маш, а ты Варе мандалы предлагала? Играть в них по правилам фотомемори — не вижу смысла, а вариант с воспроизведением нам пока непонятен. Попробую вариант с трафаретами.
26.03.2015
Ответить
Мария
Да, мне бы тоже не мешало развить память)) Там даже на видео видно, что я в конце забыла какая у нас еще карточка осталась))) Но когда не снимаю и сосредотачиваюсь на игре, тогда проще. Так что тренируемся вместе с Варей обе!Мандалы предлагала, пока что они ей не нравятся. Хотя попробовать преподнести в другом виде, как трафареты.
26.03.2015
Ответить
Katja
Вчера наконец-то посмотрела видео. Я почему-то совсем по-другому представляла себе твой голос))) Он у тебя очень приятный, я бы целые лекции в твоем исполнении слушала бы)
27.03.2015
Ответить
@Татьяна
Маша, а Варя разговаривает? Вы цепочку памяти делаете? Из какого количества карточек, если да?
26.03.2015
Ответить
Мария
Цепочку пока не делаем. Я периодически пробую, но вижу, что понимания игры пока нет, хотя интерес есть. Буду ждать большего развития речи, тогда, думаю, будет прощу и понятнее.Варя говорит, но для этой игры явно недостаточно.
26.03.2015
Ответить
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.